КомментарийОбщество

Взяли перерыв

В ситуации пандемии правовые конфликты умножаются, а суды справляются с ними медленней и хуже

С марта 2020 года пандемия привела к существенным изменениям в режиме работы судов и правоохранительных ведомств. Два месяца большинство из них работали в закрытом режиме и практически не рассматривали никаких дел, кроме неотложных. После перерыва суды столкнулись с валом дел и одновременно с необходимостью соблюдения карантинных мер.

По инициативе Общероссийского гражданского форума, при поддержке Федеральной палаты адвокатов и Ассоциации юристов России в конце сентября – октябре был проведен онлайн-опрос среди практикующих юристов по всей стране о том, какие проблемы возникли у них в связи с ограничениями в работе судов и иных правоприменительных ведомств. Всего в опросе приняли участие 177 человек из 34 регионов России.

Мнения о работе российских судов во время пандемии оказались в большинстве отрицательными — собственно мы получили практически «жалобную книгу». Подробнее о результатах можно почитать в отчете, остановимся здесь лишь на открытых комментариях. Мы разбили их на шесть групп. Самая большая группа комментариев касается открытости судопроизводства и доступа в суды. Адвокаты и юристы писали, что в суды не пускали и слушателей, и даже участников процесса. Некоторые жаловались не нехватку конвоя и сложности с доставкой подсудимых, находящихся под стражей. Парадоксально, но среди положительных комментариев встречались высказывания, показывавшие, что респонденты не разделяют принципы открытости и гласности правосудия: «В судах стало просторнее — меньше слушателей, меньше толпы сочувствующих по искам, меньше „мне только спросить“» (Республика Мордовия).

Поток дел, сроки их рассмотрения и процедуры, важные с точки зрения процессуального права, — вторая группа по числу упоминаний, при этом в подавляющем большинстве случаев это отрицательные комментарии.

Юристы часто констатируют, что «дела зависли на длительный период» (Самара), и это приводит к тому, что суды «чаще стали откладывать рассмотрение дела по существу» (Москва).

Использование средств индивидуальной защиты и санитарная обстановка в судах на третьем месте по числу упоминаний. Те, кто оценивают карантинные меры положительно, встречают в судах их соблюдение. Респонденты, оставившие по этому поводу отрицательные комментарии, напротив, либо констатируют лишь формальное соблюдение мер, либо подмечают, что часть требований не выполняется.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Закрытие судов и перенос дел вызвали необходимость коммуницировать с судами по тому поводу. Те, кто предпочитает или был вынужден передавать материалы на бумажных носителях, оставили исключительно отрицательные комментарии. Также очень много нареканий относительно работы почты и невозможности подать документы лично даже тем, кого допускают в суд в качестве участников процесса. Это приводит к затягиванию процессов и пропуску процессуальных сроков.

Положительные и отрицательные отзывы об электронных способах коммуникации поделились примерно поровну. Не было ни одного отрицательного комментария в адрес арбитражных судов, напротив, предлагаемые такими судами возможности дистанционного рассмотрения дел воспринимаются комментаторами как стандарт, к которому должны стремиться суды общей юрисдикции. Респонденты отмечают, что именно пандемия дала толчок развитию взаимодействия судов с участниками онлайн.

Маски правосудия

Маски правосудия

За время «между карантинами» в судебной системе не было сделано ничего, чтобы решить проблему открытости и гласности судопроизводства

Отвечая на закрытый вопрос, примерно двое из пяти респондентов сказали, что в целом практика использования новых средств коммуникации между судами и сторонами в процессах не изменилась. Каждый третий отметил, что суды стали активнее использовать электронную почту и возможности видеоконференций. Лишь каждый седьмой сказал, что суды стали лучше отвечать по телефону или взаимодействовать с участниками через систему ГАС «Правосудие». С использованием мессенджеров как альтернативных официальным средств связи столкнулись единицы.

Инфраструктура самих судов и организация прохода и нахождения в зданиях вызвали не так много комментариев, но все они были отрицательными. Участники опроса жалуются на длительное ожидание на улице перед судами без всяких условий для этого, на очереди и толпу при входе в суд, а также в некоторых случаях на нехватку скамеек внутри зданий судов.

Если говорить об оценках работы сотрудников судов, то можно сказать, что в среднем в период полного локдауна весны — начала лета 2020 года, по мнению опрошенных юристов, они работали хуже, чем летом и в начале осени.

При участии Александры Белянской

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow