РекламаОбщество

Шведский вуз

Почему иностранные студенты во время пандемии едут в Стокгольм и Уппсалу

Шведский вуз
Фото: imagebank.sweden.se
Швеция — один из мировых лидеров по развитию цифровых технологий и «зеленой» экономики. В мировом рейтинге по уровню счастья граждан страна неизменно занимает место в первой десятке, ее часто называют государством всеобщего благосостояния. Достичь этих успехов было бы невозможно без современного образования. Поэтому в Швеции большое внимание уделяется модернизации университетов, задача которой — дать возможность студентам, преподавателям и исследователям максимально реализовать свой потенциал. «Новая» совместно со студенческим журналом DOXA разбирается, как устроена система высшего образования в Швеции, каким навыкам преподаватели стараются обучить студентов и как идеалы шведского общества о равенстве возможностей реализуются в академической среде. 
Партнерский материал. Подготовлен в сотрудничестве с ru.sweden.se
Изображение

Пандемия как тест на академические свободы

Несмотря на то что с началом эпидемии коронавируса Швеция решила не переходить на полный карантин, вузам пришлось изменить формат своей работы. В марте 2020 года правительство страны рекомендовало вузам перейти на дистанционный формат обучения. Однако эта мера не была обязательной, что во многом связано с высокой степенью автономности шведских вузов. Реформы, проведенные в Швеции 20 лет назад, дали университетам больше независимости. Они стали свободнее набирать преподавателей и планировать содержание и объем обучения.

При этом правительство сохранило за собой контроль над назначением ректоров и финансированием, которое зависит от показателей, демонстрируемых вузом. Для этого существует понятие образовательного заказа: государство ставит перед каждым вузом ряд параметров, которые он должен выполнить.

Ингемар Эрнберг, профессор Каролинского института, одного из крупнейших в Европе медицинских вузов, рассказывает, что уже во время первой волны, которая была весной, большую часть занятий перевевели в онлайн. Некоторые форматы обучения, невозможные для осуществления без физического присутствия (например, лабораторные работы), были полностью отменены. При этом аспирантам, которым необходимо работать в лабораториях, было разрешено это делать. Однако посещение университетских зданий сократили до 20%, что позволило избежать частых социальных контактов.

После летних каникул очных курсов стало больше — около 70% от общего числа. Но на занятиях все равно приходится соблюдать меры предосторожности: на лекциях студенты сидят через два сиденья друг от друга. Разрешили проводить лабораторные работы, при этом ограничив количество студентов, которые могут на них присутствовать, одной пятой частью от общего числа и обязав всех надевать маски.

Каролинский институт. Фото: imagebank.sweden.se
Каролинский институт. Фото: imagebank.sweden.se

За время курса, продолжающегося до сих пор, у троих студентов оказался положительный тест на коронавирус. В лабораториях теперь можно работать половине всех сотрудников одновременно. Меры, принятые в университете, более жесткие, чем в обществе в целом. Однако Каролинский институт — скорее исключение из правил, большинство вузов не налагают на своих студентов дополнительных ограничений.

По словам профессора Эрнберга, несмотря на вторую волну пандемии, которая не обошла и Швецию, в университете люди не испытывают чувство страха:

«Нет такого, что все ходят кругом и думают о том, как бы не заболеть. Мы ведем вполне обычный образ жизни с некоторыми ограничениями».

Шведское агентство общественного здравоохранения недавно объявило, что вспышки заболевания по крайней мере в восьми регионах были связаны с частными вечеринками среди студентов университетов. Министр высшего образования Матильда Эрнкранс сообщила Sveriges Radio, что студентам «нужно сосредоточиться на учебе, а не на вечеринках», иначе кампусы могут быть закрыты, как это было в начале года. На сегодняшний день около 200 из 400 000 студентов шведских университетов получили положительный результат теста на коронавирус.

Стокгольмское метро в период пандемии. Фото: ЕРА
Стокгольмское метро в период пандемии. Фото: ЕРА

Почему иностранцы едут учиться в Швецию?

Несмотря на пандемию, Швеция осталась привлекательным направлением для иностранных студентов, по сравнению с прошлым годом их число даже выросло на 13%. Отказ от локдауна в Швеции и сложная ситуация в США и Европе в связи с пандемией только способствовали увеличению числа иностранных студентов с 24 000 до 27 000.

Интерес к обучению в Швеции проявляют во всем мире: в шведские вузы приезжают из более чем 117 стран.

Среди лидеров по числу граждан, приезжающих туда учиться, — Финляндия, Индия и Китай. На вопрос, почему они решили учиться в Швеции, большинство из более чем 10 000 иностранных студентов, опрошенных Шведским институтом, указали на привлекательный образ жизни, характерный для страны, и открытые прогрессивные ценности. Для людей важны как образование высокого качества, так и поддержка равных прав всех студентов, в частности прав сексуальных меньшинств, а также акцент на экологии и устойчивом развитии, которому в Швеции уделяется много внимания.

Для того чтобы сохранить поток иностранных студентов в 2020 году, университетам пришлось принимать дополнительные стимулирующие меры. Они увеличили количество стипендий, целенаправленно сотрудничали со Шведским миграционным ведомством, чтобы обеспечить беспроблемное оформление виз и видов на жительство.

Швеция предлагает более тысячи программ обучения на английском языке. Среди наиболее востребованных направлений сегодня — инженерия и информационные технологии, науки о жизни и бизнес. Пользуются популярностью также программы в сфере дизайна и таких областей, как международные отношения и права человека.

Фото: imagebank.sweden.se
Фото: imagebank.sweden.se

Высшее образование в Швеции бесплатное не только для граждан этой страны, но и для жителей ЕС, Европейской экономической зоны и Швейцарии. Более того, студенты могут получить дополнительную финансовую помощь за счет грантов и образовательных кредитов. Абитуриенты из других регионов мира могут претендовать на стипендии, покрывающие стоимость обучения и проживание. Одни из наиболее популярных программ стипендиальных программ организованы Шведским институтом. Также существуют различные частные стипендиальные программы.

Стоимость обучения в шведском университете для иностранцев варьируется от 7500 до 25 500 евро в год в зависимости от учебной программы и университета. Одни из наиболее дорогих направлений — бизнес и архитектура. В целом, как подсчитал Шведский институт, за 2018/2019 учебный год общий вклад иностранных студентов в экономику страны составил около 122 миллионов долларов, включая оплату обучения и расходы на проживание.

Несмотря на то что для шведов высшее образование полностью бесплатно, большинству студентов, которые учатся далеко не дома, недостаточно стипендии, предоставляемой университетом, и им приходится брать кредиты, чтобы оплачивать проживание. Размер финансовой помощи, которую можно получить, варьируется в зависимости от формы обучения, ее длительности и доходов студента.

Однако невысокая процентная ставка образовательных кредитов (в 2020-м она составила 0,16% годовых) и возможность выплачивать их в течение 25 лет после завершения учебы позволяют шведским студентам рано начать жить независимо от родителей. При этом выплатить кредит необходимо до 60 лет.

Шведский университет: меньше отчетности и комфорт для всех

Шведская система образования предполагает тщательную проработку целей обучения. Например, здесь большое значение уделяется развитию коммуникативных навыков студентов. Задача состоит в том, чтобы научить слушателей образовательных программ работать в команде, проявлять инициативу и развивать критическое мышление.

Галина Чугунова, выпускница бакалавриата KTH (Королевского технологического института), получающая сейчас степень магистра в том же университете, говорит, что в ее образовании меньшую роль играют формальности, что позволяет студентам проявлять больше креативности, нестандартно решать задачи: «Шведы больше внимания уделяют практической части работы, чем теоретической. Если тебе нужно написать какую-то программу, а потом написать отчет по ней, то они в первую очередь будут писать программу и доводить ее до совершенства, копаясь в технических деталях, а саму письменную работу они могут оставить на последний день.

Похожими впечатлениями делится и Залия Гиндуллина, учившаяся в магистратуре Стокгольмской школы экономики: «Во время учебы многие задания поощряли "полет фантазии". Вообще я бы сказала, что энтузиазм, инициатива, креативность — это те вещи, на которые делается самый большой акцент».

Студентка в библиотеке Стокгольмского университета. Фото: imagebank.sweden.se
Студентка в библиотеке Стокгольмского университета. Фото: imagebank.sweden.se

По словам Наталии Андерссон-Жулябиной, окончившей магистратуру в Стокгольмском университете, студентов учат взаимодействовать с людьми для решения практических задач: «Шведы концентрируются на коммуникативных навыках, на том, чтобы все думали о том, как сделать комфортной работу для всех членов группы. Нельзя говорить то, что может задевать других людей. В какой-то степени это создает неудобства, зато каждый человек находится в безопасности».

Главный акцент в учебе делается на независимость студента и его самоподготовку. Предполагается, что большую часть своего учебного времени студент будет уделять именно самостоятельному изучению материала, чтению, написанию студенческих работ. «Так же и на самих занятиях: как минимум половина семинара уделяется индивидуальному общению студентов, групповой работе, в которой преподаватель если и участвует, то только как модератор дискуссии, но не как экзаменатор, оценивающий работу», — делится впечатлениями Майя Шмидт, окончившая магистратуру Стокгольмского университета и теперь получающая степень доктора наук в Уппсальском университете.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

При этом, как отмечает Наталия, шведы остаются индивидуалистами:

«Если в южной Европе люди более открыты, готовы делиться информацией, то здесь человек работает в своей маленькой ячейке».

Однако, по ее словам, это необязательно связано с эгоизмом: «Даже если у кого-то возникают проблемы, он старается не задействовать других людей, чтобы не создавать для них неудобства». В Швеции не принято чем-то хвастаться. Если человек чего-то добился, приобрел новый навык, то люди обычно никому об этом не рассказывают. «В университете так же: если один студент очень активный, хорошо учится и занимается чем-то дополнительно, он не будет это выпячивать, чтобы другие не чувствовали себя ущемленными».

Во время учебы, как правило, контроль за студентами минимален: каждый решает сам, как ему выстроить свой учебный процесс, посещать ли лекции или преимущественно готовиться самостоятельно. С семинарами ситуация тоже довольно гибкая. Например, если студент пропускает семинар, он всегда потом имеет возможность каким-то образом закрыть этот пропуск — например, написав эссе. То же самое и с дедлайнами. Преподаватели относятся к этому более лояльно: «Система довольно динамичная: если у студента возникли проблемы и он по каким-то причинам не сдал курс вовремя, он может получить свою оценку через год или даже два после того, как прослушал его, никто его не отчислит за это», — рассказывает Майя.

Однако подход к вопросу отслеживания посещаемости во многом зависит от каждого преподавателя отдельно. «Был один преподаватель, который фотографировал студентов на первом занятии, делал им личные карточки, а потом отмечал присутствующих каждый раз, сравнивая с фотографиями, чтобы никто не поднимал руку за другого человека», — делится Наталия.

Аудитория Стокгольмского университета. Фото: imagebank.sweden.se
Аудитория Стокгольмского университета. Фото: imagebank.sweden.se

При этом системе удается сохранить высокую степень вовлеченности и мотивированности студентов. Во многом это объясняется тем, что многие шведы поступают в вуз не сразу после школы, а лишь тогда, когда у них появляется четкое понимание того, чем они хотят заниматься в будущем. После школы шведы могут на некоторое время взять перерыв в учебе, поработать, попутешествовать, прослушать курсы, которые не будут потом включены в диплом, но дадут возможность понять, каково это — учиться в университете, — и уже после всего этого получить достаточное количество баллов и поступить на какую-то программу бакалавриата.

Благо в Швеции нет ограничения по возрасту, в котором можно бесплатно поступить в вуз.

При этом максимальный возраст для получения финансовой помощи — 56 лет. Некоторые ограничения для получения образовательного кредита действуют с 47 лет.

Как защищать академические права: шведский опыт

Одна из вещей, которую отмечают многие студенты, — это отсутствие иерархии и равенство в шведских университетах. По их словам, нет ощущения, что преподаватели находятся на «недосягаемой высоте»: «Ты обращаешься к преподавателям по имени, без «мистер» или «миссис».

Писать им можно в любое время. Они очень дружелюбны и готовы помочь, — рассказывает Залия. — Был момент, когда мне было очень тяжело справиться с учебной нагрузкой, и я пришла к преподавателю спросить, что мне делать. И он где-то полчаса обсуждал со мной мою стратегию». По словам Галины, преподаватели Королевского технологического института всегда идут навстречу, если студенту необходимо больше времени на освоение материала:

«В основном они очень простые люди, порой ты даже не замечаешь, что это преподаватель.

Все друг к другу на "ты", и ученики легко и просто могут попросить дополнительный урок — прийти во внеучебное время, чтобы преподаватель им что-то объяснил. Если один что-то не понимает, он может спросить об этом, и преподаватель обязательно еще раз объяснит это для всех. Тебя никогда не попросят подойти отдельно. Это и хорошо, потому что все это поймут точно и тот студент, который это спрашивал, скорее всего, тоже поймет, и плохо — потому что у преподавателя может не хватить времени объяснить все, что было запланировано, и тогда он начинает стрессовать в конце, или тебе приходится самому дочитывать материал».

Поддерживать комфортную обстановку в университете призваны также студенческие союзы и студенческие сообщества, помогающие студентам адаптироваться как в стенах вузах, так и за его пределами. «С одной стороны, студенческий союз — это орган, влияющий на проведение университетских изменений, с другой стороны, это место, куда студенты могут вступить, если они хотят жить какой-то не учебной, неформальной жизнью», — рассказывает Майя.

В некоторых вузах под деятельность студорганизаций может быть выделен целый этаж университетского здания. Такие организации занимаются помощью как в получении образования, так и во внеучебной активности: организуют спортивные мероприятия, вечеринки, встречи с потенциальными работодателями.

Фото: imagebank.sweden.se
Фото: imagebank.sweden.se

Существуют студсоюзы факультетов и общеуниверситетский студсоюз — его деятельность носит еще более системный характер. За работу в нем студенты получают зарплату и на этот период должны брать перерыв в учебе и заниматься исключительно деятельностью союза. Немаловажное значение имеет и правозащитная роль таких организаций. В студсоветах есть ответственные за это направление, к которым можно подойти и рассказать, если студент чувствует, что к нему проявляли дискриминацию или какие-то его права внутри университета были нарушены.

Шведские университеты стараются активно защищать права студентов. Все университеты обязаны иметь инструкции по работе со случаями дискриминации и сотрудничать с Омбудсменом по вопросам равноправия — специальной организацией при правительстве Швеции, призванной обеспечить справедливость во время приема в университет, обучения и экзаменов.

Большое внимание уделяется и равным возможностям мужчин и женщин в академии. Швеция считается одним из наиболее продвинутых государств в этой сфере. После образовательной реформы 1977 года, включившей различные программы профессионального образования, в которых преобладали женщины (например, в сфере образования и здравоохранения), в единую систему высшего образования, в университетах стало больше студенток, чем студентов. В последние годы гендерное соотношение среди обучающихся в вузах оставалось более или менее одинаковым: 60% женщин и 40% мужчин. Несмотря на это, долгое время в преподавательском составе доминировали мужчины, однако в последние годы в этой сфере разрыв стал сокращаться. Если в 2007 году среди исследователей и преподавателей доля женщин составляла 41%, то в 2017 — уже 46%.

В университетах стараются сделать так, чтобы система принятия решений была максимально прозрачной. Каждый университетский департамент, факультет, комиссия, совещательные органы обязаны иметь репрезентов из числа бакалавров, магистрантов и аспирантов, которые будут иметь слово на собраниях этих органов и будут передавать информацию об их деятельности в свои студенческие организации. Это позволяет держать всех студентов в курсе, что происходит в университете на разных его уровнях. Всегда есть определенный градус действия: если политика каких-то из этих органов студентов не устраивает, они могут это обсуждать и оспаривать.

Вступить в студсоюз стремятся и по сугубо утилитарным причинам. Во-первых, членство в союзе дает возможность получить различные скидки — например, на проезд в общественном транспорте. Просто быть студентом для того, чтобы получить такую скидку, недостаточно. Во-вторых, работодатели в крупных компаниях обращают внимание, насколько активно их потенциальный сотрудник участвовал в университетской жизни.

Фото: imagebank.sweden.se
Фото: imagebank.sweden.se

Стремление к равенству проявляется и в оплате труда сотрудников университета. Аспирантура в шведских вузах фактически является работой, а не третьей ступенью образования. Зарплата аспиранта в шведском вузе отличается от профессорской в два-три раза. Для Швеции, известной своим низким уровнем неравенства, это большая разница, однако в других странах разрыв намного больше. «Даже аспирант здесь все равно чувствует себя довольно спокойно и комфортно, поскольку получает зарплату, сопоставимую со шведской средней зарплатой, и может рассчитывать на все социальные гарантии, — рассказывает Майя.

— Разница между зарплатой аспиранта и профессора есть, но это не пропасть, как в России или США, например.

Конечно, если человек хочет очень большую зарплату и известность в профессиональном сообществе, то в Швеции он этого не получит. За материальным вознаграждением обычно едут в американские вузы. Но в целом это очень хорошая зарплата, которую потом даже не на что тратить, потому что ты всем обеспечен государством».

Шведский путь отходов

Шведский путь отходов

Как устроена одна из самых эффективных систем обращения с мусором в мире

Где учиться в Швеции?

Крупнейший шведский университет — Стокгольмский. Сейчас в нем обучается более 30 тысяч студентов, почти 4 тысячи из них — иностранцы. Одними из наиболее престижных вузов Швеции также считаются старейшие университеты на территории этой страны — Уппсальский, основанный в 1477 году, и Лундский, открывший свои двери для студентов в 1666 году. В этом году оба университета вошли в топ-100 рейтинга лучших университетов QS. В обоих вузах преподают как гуманитарные и социальные, так и технические науки, медицину и фармацевтику, а в Лундском университете есть даже Школа авиации.

Лундский университет известен также как один из крупнейших исследовательских университетов Скандинавии. Он входит в число лучших в Европейском союзе по количеству статей, принятых для публикации в научных журналах. Одним из ведущих исследовательских центров также является Гётеборгский университет. Образованный в результате слияния Высшей школы Гётеборга и Гётеборгской школы медицины, одни из самых высоких результатов университет показывает в естественно-научных областях, в частности в биологии.

В сфере медицины пользуется популярностью Каролинский институт, выпустивший пять лауреатов Нобелевской премии. Здесь получило образование 30% всего медицинского персонала Швеции и проводится более 40% всех академических медицинских и биологических исследований этой страны. Наиболее престижное бизнес-образование можно получить в Стокгольмской экономической школе — единственном университете, финансируемом из частных источников. Главные образовательные центры в технологической сфере — Королевский технический институт и Технический университет Чалмерса.

Герман Нечаевспециально для «Новой»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow