КомментарийОбщество

В бесконечном рейде

Больше ста российских моряков по всему миру оказались заложниками на арестованных торговых кораблях. Вот что они рассказывают

Этот материал вышел в № 121 от 2 ноября 2020
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 121 от 2 ноября 2020

08:45, 31 октября 2020

2

Анастасия Егорова
08:45, 31 октября 2020

2

Анастасия Егорова

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»


Самый крупный скандал произошел с сухогрузом «Rhosus» , арестованным за долги в порту Бейрута. Корабль перевозил аммиачную селитру из Батуми в Мозамбик. Компания-владелец бросила судно, отказавшись выплачивать портовые сборы и зарплату команде. Сотрудники порта перевезли опасный груз на склад, опасаясь, что он пойдет ко дну вместе со старым кораблем в аварийном состоянии. При проведении сварочных работ на складе селитра взорвалась. Погибли больше ста человек, около четырех тысяч получили ранения.

Еще тридцать два российских моряка оказались заперты на судах международного холдинга «Palmali» по всему миру. Команда танкера «Шовкет Алекперова» , арестованного у берегов Турции, несколько месяцев безуспешно обращается в консульство и к российским властям с просьбой помочь им вернуться на родину. Судно стоит на рейде в водах Стамбула уже больше пяти месяцев.

«Шовкет Алекперова». Фото: MarineTraffic

Недавно команде удалось добиться помощи от страховой компании, которая взяла на себя ответственность за их репатриацию. Для того чтобы привлечь внимание к проблеме, старший помощник капитана был вынужден объявить голодовку.

Но и это не помогло. «Palmali» отказывается предоставить сменный экипаж. А без него власти порта не могут выпустить команду на берег. Капитан корабля Вадим Каючкин находится на нем уже восемь месяцев, а старший помощник капитана Евгений Шинкаренко — тринадцать. Все это время они не получают зарплату. Компания-судовладелец фактически незаконно удерживает их на судне.

Капитан Вадим Каючкин рассказывает: «За последнее время участились проблемы с поставками воды, продуктов, топлива. Мы неделями сидим без электричества и не можем приготовить себе еду, приходится готовить на открытом огне прямо на палубе. Или, наоборот, нет продуктов, из которых готовить. Ловим рыбу, питаемся тем, что сами добудем. Перебои с поставками питьевой воды. Все это время нам не платят зарплату, и мы не можем сойти на берег.

Дома без нас растут наши дети, а нашим женам угрожают приставы за долги за ипотеку. Мы не видели их много месяцев».

Разрубить морские узлы

Десятки российских моряков застряли в портах разных стран из-за жадности судовладельцев и пандемии: без денег, медпомощи и воды. ВИДЕО

В 500 метрах от «Шовкета Алекперова» на рейде стоит другой арестованный танкер, принадлежащий компании «Palmali», — «Мубариз Ибрагимов» . Стоит с 6 июня 2020 года. Долги по зарплате экипажу исчисляются сотнями тысяч долларов, многим морякам не платят с прошлого года. Руководство компании пыталось вынудить их подписать очень странные документы и отказ от претензий по зарплате, обещая после этого решить все проблемы. Капитан и команда не стали этого делать, руководство перестало выходить на связь. С конца августа начались постоянные перебои с поставками еды, питьевой воды, топлива.

«Мубариз Ибрагимов». Фото: MarineTraffic

Капитан танкера Алексей Коротков рассказывает: «Нам удалось договориться о репатриации со страховой компанией, которая также обещала покрыть долги по зарплате за четыре месяца. Нам оставалось преодолеть только одно препятствие, чтобы попасть домой, — сойти на берег. Но из-за того что судно стоит на рейде, а не на причале, по правилам порта оно не может оставаться без офицерского состава. Потому что это небезопасно. Сменный экипаж компания не предоставляет, потому что это дорого. Да и никто в своем уме не согласится ехать на арестованный корабль, на котором не платят зарплату».

В такой ситуации капитан порта обязан отбуксировать судно к причалу или позволить ему причалить своим ходом. Это обеспечит безопасность навигации. Тогда команда сможет сойти на берег и уехать домой.

Россиян не разгружать

Как в других странах относятся к морякам и защищают их интересы

Воронин Дмитрий , электромеханик на танкере: «Моя семья сейчас испытывает большие финансовые трудности и очень ждет меня домой. Я не понимаю, почему в XXI веке кто-то имеет право распоряжаться человеческими судьбами, удерживать нас против воли и морить голодом. Я очень надеюсь на скорое возвращение домой!»

Геннадий Прохоров , старший механик «Мубариз Ибрагимов»: «Мы живем в режиме жесткой экономии воды, продуктов и топлива. Находиться на судне в таком положении очень трудно и морально, и физически. Я не получаю зарплату с марта месяца, из-за этого дома сложилась очень трудная финансовая ситуация. Я надеюсь на помощь турецких властей и на то, что они разрешат нам вернуться домой».

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

С 18 сентября капитан «Мубариза Ибрагимова» Алексей Коротков пытается добиться от руководства порта разрешения причалить. Его запросы продолжают игнорировать, адвокату команды ответили отпиской. Российский консул связался с капитаном и выразил слова поддержки, никакой реальной помощи не последовало. Две недели на судне не было топлива, еды, питьевой воды.

«На данный момент запаса воды осталось максимум на три дня. Мы ее максимально экономим, используем только для приготовления пищи и питья. Топлива почти не осталось, генераторы электричества запускаем раз в день, чтобы зарядить телефоны. Мы очень надеемся, что российские власти в лице Министерства иностранных дел смогут повлиять на администрацию порта Стамбула и осуществят нашу репатриацию», — комментирует капитан Алексей Коротков. 

«Новая газета» записала видеообращения моряков к российским властям.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#турция #права человека #дипломатия #заложники #морское право #моряки

важно

6 часов назад

Что произошло за день 13 марта. Коротко

Slide 1 of 1
Slide 1 of 1
Slide 1 of 1
Slide 2 of 2
Slide 1 of 1
Slide 1 of 1

выпуск

№ 26 от 12 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • № 16 от 15 февраля 2021
    № 16 от 15 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Комментарий

Президент прислушался к тишине Какую роль сыграла посадка Навального в назначении Сергея Королева первым замом директора ФСБ

259796

2.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

250775

3.
дата-исследование

Счастье есть За борьбой с пармезаном и польскими яблоками власти не заметили, как у россиян перестало хватать денег на продукты. Исследование «Новой» о росте цен

196660

4.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

123190

5.
Сюжеты

«Вот когда деньги отняли, мы не выдержали» Младший медперсонал рассказывает «под запись» о внутренней кухне лучшей больницы Ленобласти. Чиновники эти факты отрицают

109142

6.
Комментарий

Любовь втроем: мы с товарищем майором и Антон Красовский Заявление в Следственный комитет

103924

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera