Судьям Конституционного суда будет запрещено высказывать свое мнение по вопросам, отнесенным к компетенции суда, «в какой бы то ни было форме». Такую поправку к проекту закона о КС в порядке приведения его в соответствие с обновленной Конституцией внесли 16 октября сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников, случилось это во втором чтении. В первоначальном проекте, который поступил в Думу от президента 22 сентября, запрет касался лишь вопросов, которые уже стали или могут оказаться предметом рассмотрения суда (это обоснованно и так было и прежде), а в соответствии с новыми поправками судьям будет запрещено критиковать и ранее принятые решения.
Принцип безгласности серия поправок «Клишаса — Крашенинникова» последовательно проводит через весь законопроект вплоть до ст. 76 Закона о КС об особом мнении судей. По новому закону
судьям будет, конечно, разрешено иметь собственное мнение, отличное от позиции большинства, но будет запрещено его обнародовать.
Если в президентском проекте сохранялась практически прежняя редакция статьи 76, в соответствии с которой «особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит размещению на официальном сайте КС… вместе с решением Конституционного суда», то Клишас и Крашенинников предложили пойти гораздо дальше:
По сути, институт особого мнения, который действовал в КС с момента его создания в 1991 году и активно использовался многими судьями, полностью выхолащивается. По степени лукавства это калька с советского процессуального законодательства, которое также допускало особое мнение судей, но хранилось оно в письменном виде в судебном деле в заклеенном и опечатанном конверте, вскрывать который имела право только проверяющая судебная инстанция.
Когда в проекте президентских конституционных поправок, обнародованных в начале 2020 года, появилось новое основание для прекращения полномочий судей КС в виде «совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи», дополненное правом президента ставить вопрос об этом перед Советом Федерации, это казалось излишеством: в традициях нашей бюрократии чиновник, буде он совершит «порочащий поступок», уходит «по-тихому», и что уж беспокоить по такому недостойному поводу президента и сенат. После поправок Клишаса — Крашенинникова все встало на свои места: по новой редакции статьи 18 закона о КС, вопрос о разжаловании «недостойного» перед президентом может поставить сам КС — то есть большинство разгневанных коллег чересчур откровенного судьи.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Тем самым статус судей КС низводится до фактического статуса обычных судей, которые под давлением не менее лукавого Кодекса судейской этики предпочитают на всякий случай не комментировать собственные и уж тем более не критиковать чужие решения. Но будет вряд ли справедливо, если эта поправка войдет в историю под именем «Клишаса — Крашенинникова» — вовсе не сенатор и не депутат заинтересованы в ней.
Эта «омерта», так блестяще пролоббированная в два хода, скорее должна носить имя Валерия Зорькина, который получит теперь под своим вечным председательством не только послушную, но и безгласную команду.
С законностью запрета судьям (и не только КС) обнародовать свое особое мнение, конечно, можно поспорить. Особое мнение судьи не относится ни к каким известным видам охраняемой тайны, включая государственную. Не нам пересказывать Конституционному суду статью 29 Конституции РФ о том, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них», что «каждый имеет право свободно… распространять информацию любым законным способом», а «цензура запрещается».
Поспорить-то можно, но где? Логичней всего именно в КС, но он уже все сказал — еще в марте, одобрив на скором и непубличном заседании поправки к Конституции и способ их принятия. Международные суды и комиссии (как, например, «Венецианская» — консультативная комиссия по конституционному праву Совета Европы) наверняка пришли бы (а может быть, и придут, если найдутся заявители) к выводу о неконституционности запрета на обнародование особых мнений судей, но наш родной КС теперь имеет на них управу в виде пункта 3статьи 3 закона о Конституционном суде, наделяющего его правом «по запросам Президента РФ, Правительства РФ, Верховного суда РФ разрешать вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда… если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации».
А что такое «публичный правопорядок РФ»? В деталях это ведомо, наверное, только председателю КС и тем, кто назначает его на этот пост. А мы на основании всего сказанного можем лишь сделать вывод, что наш «публичный правопорядок» подразумевает в первую очередь непубличность, а
идеальный порядок наступит тогда, когда все заткнутся.
Пока это прямо касается вроде бы только государственных служащих и бюджетников, но пространство для высказывания «неправильных мнений» неумолимо сужается для всех.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68