— Сегодня вы встречались с вашим подзащитным, политтехнологом Виталием Шкляровым. В прошлую субботу он принимал участие в круглом столе Александра Лукашенко в СИЗО КГБ. Можете передать, что он вам рассказал о встрече?
— Такого никогда еще не было, чтобы президент страны приехал разговаривать с заключенными, которых признают политическими. Я не знаю такого, чтобы Путин или Трамп делали нечто подобное. Они провели пять часов — разговаривали о будущем Беларуси, протестах и конституционной реформе. После встречи, уже при прощании, когда Виталий жал руку президенту, он пожаловался, что давно не был в бане. Тогда Лукашенко сказал одному из своих охранников: «Дима, организуй». Где точно в бане они были, Виталий не знает, но их всех туда отвезли без конвоя. Дали возможность спокойно помыться и пообщаться между собой.
— Какие у него остались впечатления?
— Я видел сегодня Виталия буквально несколько минут, но ясно, что все, что произошло, было большой неожиданностью для него — он не ожидал, что разговор будет, как он выразился, настолько откровенный и будет возможность поспорить с президентом лицом к лицу. Виталий говорит, что это первые человеческие выходные за три месяца.
Кажется, что эта встреча — начало диалога, позитивный знак. Но движение дальше необходимо, останавливаться и почивать на лаврах рано.
— О чем еще говорил Александр Лукашенко на встрече с оппозиционерами? Не могли бы вы рассказать подробнее, потому что текущие формулировки звучат довольно расплывчато.
— О конституционной реформе, протестах и будущем Беларуси. Более подробно пока не могу рассказать.
— В каких условиях Лукашенко встречался с оппозиционерами? Насколько серьезной была охрана?
— Встреча была достаточно открытой. Она не была протокольной, и каждая из сторон могла высказаться свободно и поспорить. Как вы видели по видеозаписи, во время диалога присутствовали только два телохранителя президента, его пресс-секретарь Наталья Эйсмонт и политзаключенные, в том числе и бывший кандидат в президенты Беларуси Сергей Тихановский. На столе была табличка с его именем, [если смотреть по видео], Тихановский сидел в кепке.
— Насколько открыто политзаключенные могли высказывать свое мнение?
— Сначала диалога не получалось — это были скорее взаимные обвинения. Однако потом встреча перешла в конструктивное русло, были прощупаны точки соприкосновения и обозначено, что диалог будет продолжен.
— Если смотреть на снимки, можно заметить на руке Виталия Шклярова Smart Watch, которые в СИЗО запрещены. Их разрешили надеть на встречу, чтобы создать впечатление о хороших условиях содержания в изоляторе?
— Нет, просто это были не Apple Watch, а простые электронные часы, как «Электроника». Их можно носить в СИЗО.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Рассказывал ли Виталий, как проходила подготовка к встрече? Когда о ней стало известно?
— Никто из политзаключенных, присутствовавших на встрече, не знал, что она состоится, вплоть до самого конца.
— Не так давно Виталий Шкляров перенес коронавирусную инфекцию, после чего состояние его здоровья значительно ухудшилось. Поднимался ли вопрос его самочувствия непосредственно перед проведением круглого стола и во время встречи?
— Виталий Шкляров исключительно волевой человек, когда он оказался на этой беседе, он не думал о себе и своем здоровье, он думал о будущем Беларуси.
Виталий не говорил о своем самочувствии непосредственно на круглом столе, потому что понимал важность этого диалога и всех проблем, которые он затрагивает. Однако по фото и видео мы видим, что его физическое состояние нехорошее.
— Говорил ли Лукашенко, почему не позвал ни Николая Статкевича, ни Марию Колесникову на встречу? Почему был выбран именно такой состав?
— Этот вопрос поднимался, но пусть пока он будет без ответа.
— Почему после встречи из СИЗО вышли соратник Виктора Бабарико Юрий Воскресенский и директор ИT-компании PandaDoc Дмитрий Рабцевич? Этот вопрос был решен на круглом столе?
— Виталий Шкляров считает, что фактически уже есть решение по политическим заключенным. Государству выгодно, чтобы в стране их не было.
— Стоит ли ожидать освобождения других политзэков в ближайшее время?
— Я думаю, что в ближайшее время действия властей покажут вектор договоренности, который был достигнут на этой встрече.
— Кандидатка в президенты Беларуси Светлана Тихановская заявила, что с помощью круглого стола Лукашенко хочет ослабить белорусское протестное движение. Как вы думаете, эти слова обоснованы?
— Надо подождать продолжения диалога. Последующие действия и события, которые будут происходить на этой неделе, будут свидетельствовать о векторе движения, который был определен на встрече.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68