Die Welt (Германия)
— Белорусский автократ прилетел в Сочи, чтобы провести «рабочую встречу» с Владимиром Путиным в его черноморской резиденции Бочаров Ручей. Все обставлено так, будто речь идет о будничных делах, а не о последней надежде Лукашенко на спасение в ситуации, когда он теряет легитимность.
В Бочаровом Ручье Путин уже принимал других глав государств, включая канцлера Германии и сирийского лидера Башара Асада. Какой из примеров для подражания выберет Лукашенко — стало понятно сразу. На 20-минутной видеозаписи открытой части встречи, опубликованной Кремлем, видно, как Лукашенко фактически превосходит сирийского диктатора в заискивании. Три года назад фотографы российского информационного агентства ТАСС запечатлели Асада, тепло обнимающего Путина, а вот хозяин Кремля, казалось, был насторожен такой любовью.
Гость из Минска не упустил возможности показать себя перед Путиным как истинный вассал.
Это было заметно в положении тел двух политиков. Пока Путин как обычно раскинувшись сидел в кресле с расставленными ногами, Лукашенко, очевидно, старался продемонстрировать схожесть с кремлевским шефом — и не только риторически. Он сжимал колени и приподнимался на левой руке от спинки кресла, чтобы лучше видеть Путина и получить возможность обратиться к нему. Путин смотрел на него глазами, полными тоски.
Лукашенко говорил о «братском русском народе» и <…> пытался убедить Путина в опасности, исходящей с Запада. Путин все так же смотрел вниз, будто проверяя чистоту туфель.
1,5 млрд долларов выдали тоже не просто так. Настоящая финансовая помощь для страны, чей внешний долг вырос почти до 18 млрд долларов, выглядит иначе.
Эта сумма позволит Лукашенко удерживать экономику на плаву еще несколько месяцев, не дольше.
Бывшему президенту Украины Виктору Януковичу <…> осенью 2013 года Путин обещал в десять раз больше, чем Лукашенко, плюс ко всему гарантировал скидку на газ.
Сегодня Путин не даст и 1,5 млрд долларов просто так. Весь следующий год почти каждый месяц на территории двух стран будут проводиться совместные военные учения, «как и планировалось», сказал Путин. Это, конечно, не вожделенная база на территории Беларуси, но можно предположить, что главы двух государств обсудили и это в ходе закрытой части визита Лукашенко.
Der Spiegel (Германия)
— Одни из самых известных строк в мировой литературе — «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — принадлежат Толстому.
Сейчас Александр Лукашенко и Владимир Путин не связаны так близко, но отношения между подбитым диктатором и российским президентом похожи на «долгий и плохой брак» <…> «вы дистанцировались и много ссоритесь, но знаете, что у вас много общего».
<…> В 90-х два уверенных в себе человека впервые встретились в Санкт-Петербурге — Лукашенко уже был президентом Беларуси, Путин — всего лишь помощником мэра. Показательно, что Лукашенко, по его словам, не мог вспомнить, кто встречал его тогда во время визита.
В нынешнем кризисе Лукашенко ищет помощи у Путина — и не безуспешно. После встречи в Сочи глава Кремля пообещал лидеру Беларуси кредит в 1,5 млрд долларов. Браки по расчету, как известно, особенно стабильны.
Dagens nyheter (Швеция)
— Когда Александр Лукашенко прибыл в Сочи, Путин послал губернатора встречать коллегу.
Отправить на встречу с президентом чиновника более низкого ранга — тонкое унижение.
Впрочем, сам Лукашенко никогда утонченностью не отличался. Только встретившись с Путиным, начал уже открыто ползать у ног «старшего брата». Сидя в кресле лицом к Путину, он молился на российского президента. Последний же сидел, широко расставив ноги, откинувшись в кресле и повернувшись к камере. Он даже не притрагивался к лицу.
Острый вопрос конституционных изменений в Беларуси практически не был затронут. Накануне встречи в Москве ходили слухи, будто Кремль намеревается добиться внесения изменений в Конституцию, которые ослабят позиции Лукашенко и облегчат России контроль над Беларусью через разделение и властвование. Путин заявил, что поддерживает изменения, но белорусы должны сами решать свои проблемы. Вероятно, изменения будут осуществляться по согласованию с Кремлем, пока Путин умывает руки.
Российский кредит — всего лишь продолжение тех отношений, что всегда были между Кремлем и Лукашенко: Россия держит режим Лукашенко под контролем, Лукашенко же платит политической лояльностью.
The Guardian (Британия)
— Аналитики говорят, что Путин не особо доверяет Лукашенко, но ему неприятно видеть, как власть оспаривается уличными протестами в близкой к России стране.
Некоторые считают, что план Путина заключается в попытке склонить слабого Лукашенко к дальнейшей интеграции между двумя странами, что, в сущности, приведет к мягкой аннексии.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Россия и Беларусь номинально образуют Союзное государство, которое предполагает тесную интеграцию в рамках ряда институтов, но в реальности оно существует только на бумаге, отчасти потому, что в прошлом Лукашенко неохотно уступал власть.
Визит состоялся на следующий день после того, как сотрудники ОМОНа попытались расквитаться с массовыми митингами в Минске и других городах, против протестующих применяли водометы.
Девизом акции протеста в воскресенье, с учетом встречи Лукашенко с Путиным, стал лозунг: «Мы не дадим продать страну».
Несмотря на то, что акции протеста никогда не носили геополитического характера, а многие белорусы настроены пророссийски, все большую тревогу вызывает поддержка Лукашенко со стороны Кремля.
Le Monde (Франция)
«Беларусь: Лукашенко отдает свою судьбу в руки Путина»
Александр Лукашенко в понедельник 14 сентября прибыл в Россию. Это его первый выезд из страны после до сих пор оспариваемого переизбрания 9 августа.
Причин говорить о том, что его встреча с Владимиром Путиным будет иметь решающее значение для его пребывания у власти, нет. Но по крайней мере белорусский президент смог показать, что он больше, чем просто автократ, запертый в своем осаждаемом дворце с калашниковым в руках.
В предварительной беседе, показанной российским телевидением, Лукашенко как ни в чем ни бывало даже позволил себе порассуждать о серьезности надвигающейся второй волны COVID-19. Хотя ранее он вообще отрицал наличие пандемии. <…>
Встреча с Путиным прошла в Сочи. Во время краткого обмена приветствиями с Владимиром Путиным перед камерами глава белорусского государства шесть раз поблагодарил своего российского коллегу по разным поводам и подтвердил дружбу своего народа с российским «старшим братом» — подобная формулировка, безусловно, была приятна Путину.
В Сочи Александр Лукашенко смог еще раз изложить свое видение кризиса: «У нас люди по выходным выходят на улицы, мы для них освобождаем часть Минска, чтобы они могли пройтись». При этом он забыл упомянуть о жестком подавлении протестов, их массовом характере и о пытках в тюрьмах. Белорусский президент продолжает видеть в протестах, которые он называет прогулками, результат заговора НАТО, некие «маневры, перед лицом которых следует не повторять ошибок Второй мировой войны, пытаясь успокоить врага», — другая лесть, адресованная Путину.
Для наблюдателей этот визит является подтверждением: именно в Москве и только в Москве господин Лукашенко видит свое спасение.
Позабыты обвинения России во вмешательстве во внутренние дела Беларуси, предшествовавшие выборам 9 августа, позабыты попытки добиться благосклонности европейцев и годы, потраченные на то, чтобы не попасть в руки Кремля. Капитуляция полная.
В ответ белорусский президент получил сдержанное поощрение со стороны Путина: «Я убежден, что с вашим политическим опытом вы достигнете новых горизонтов в развитии страны», — сказал российский президент. В остальном российская сторона предупредила, что ни одно соглашение не будет подписано, ни одна договоренность не будет обнародована. Из конкретных мер Владимир Путин только объявил о займе в 1,5 млрд долларов, который может сопровождаться реструктуризацией крупного белорусского долга. Переговоры, начатые на прошлой неделе вокруг возобновления поставок углеводородов по сниженным ценам, которые в течение многих лет позволяли России субсидировать своего соседа и покупать его лояльность, идут в том же направлении.
С самого начала кризиса российская поддержка шаткого режима господина Лукашенко, стоявшего у власти 26 лет, не вызывала никаких сомнений. Для Кремля мысль о том, что избранный президент, а тем более союзник, может быть свергнут в результате народного протеста, неприемлема — так же как и то, чтобы позволить западным странам «вмешиваться» в то, что, по-видимому, является внутренним делом России.
На самом деле <…> российская стратегия [относительно Беларуси] пока не выглядит полностью определенной. Москва никогда не закрывала дверь для переговорного варианта или даже контролируемого перехода власти.
Именно так можно истолковать регулярные призывы к проведению «конституционной реформы».
Фраза, правда, расплывчатая, регулярно используется российским МИДом, и ее же подхватил в понедельник вечером Владимир Путин. Со стороны господина Лукашенко, который, по мнению Кремля, дал согласие, такая реформа скорее была бы маневром по затягиванию времени. <…>
В то же время у Москвы существует соблазн выжать максимум из приближающегося к своему [президентскому] концу Лукашенко и вырвать у него отказ от суверенитета <…>.
Эта позиция, отстаиваемая в особенности [российскими] «ястребами», основана на союзном договоре, подписанном между двумя странами в 1999 году, из которого Владимир Путин всегда хотел извлечь максимум. <…> 10 сентября российский посол в Минске сделал Лукашенко очень примечательный подарок: атлас 1866 года, когда часть сегодняшних белорусских областей принадлежала царской России. Есть от чего умалять значение слов пресс-секретаря Кремля о том, что никакое «поглощение» не стоит на повестке дня.
Эти опасения подтолкнули лидера белорусской оппозиции Светлану Тихановскую к тому, чтобы предупредить Путина в этот же понедельник: «Что бы вы ни приняли и о чем бы вы ни договорились во время встречи в Сочи — это не будет иметь законной силы. Все договоры, подписанные с нелегитимным Лукашенко, будут пересмотрены новой властью».
Содержание дискуссии между двумя лидерами неизвестно, но эти предостережения хорошо иллюстрируют риск для Москвы такой игры: отчуждение со стороны белорусского населения, которое пока не враждебно [по отношению к России]. То есть повторение ошибок, допущенных в Украине или в Грузии, если брать только самые последние примеры. <…>
[А пока] очевидно, что, как и другие игроки, Москва обречена осторожно ждать, пока соотношение сил изменится в самой Беларуси, где нескольких миллиардов [выданных Лукашенко], несомненно, будет недостаточно для того, чтобы задушить протесты.
Российский политолог Кирилл Рогов подводит итоги этой ситуации, ссылаясь на игру в шахматы, которую знают оба президента. «Это какой-то удивительный пат, основанный на идеальном треугольнике вражды. Вражды «Лукашенко и протестующих», «Лукашенко и Кремля» и, наконец, «Кремля и протестующих в Беларуси». У каждого из участников задача, чтобы не победил никто из других соседей».
Подготовили Никита Кондратьев, «Новая», Юрий Сафронов, обозреватель «Новой», журналист RFI, Париж
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68