ИнтервьюОбщество

Поднялась дубина народной войны

Художник Кузьмич в рамках акции ненасилия показал шеренге ОМОНа член. Потом были трое суток стоя в камере и садизм

Поднялась дубина народной войны
Алексей Кузьмич перед ОМОНом. Кадр Youtube
Художник-акционист Алексей Кузьмич активно провел день выборов президента своей страны 9 августа. Днем он устроил акцию на избирательном участке, где полуголый и с завязанными глазами держал в руках бюллетень с нарисованным на нем фаллосом. Потом этот же бюллетень он показал спецназу на проспекте Машерова. ОМОН посыл художника не понял и в ответ применил по толпе водометы и светошумовые гранаты, после начался разгон акции протеста. Уже утром Кузьмич был задержан в своем доме, трое суток без еды провел в камере в положении стоя, а при переводе в печально знаменитый изолятор на Окрестина его неоднократно избивали омоновцы. После выхода на свободу Кузьмич рассказал специальному корреспонденту «Новой газеты» Илье Азару о том, что с ним происходило в заточении, в чем смысл его акции с фаллическим символом, каково быть акционистом в Беларуси и почему он не хочет эмигрировать.
Алексей Кузьмич. Фото: Илья Азар / «Новая газета»
Алексей Кузьмич. Фото: Илья Азар / «Новая газета»

Фаллос на участке

— Давайте начнем с самого начала. Как для вас начался день выборов 9 августа?

— На день выборов я сделал художественную акцию, посвященную выборам президента республики Беларусь. Называлась она «Верую, или Филистерский мир политических животных». Я пришел на свой избирательный участок в плаще, получил бюллетень, зашел в кабинку, нарисовал на бюллетене фаллический символ…

— В квадратике?

— Нет, на весь бюллетень. Сбросил плащ, белорусским флагом завязал глаза, а на руках и ногах у меня были красные точки. После этого я встал в позу распятого Иисуса Христа.

Этим я хотел показать абсурдность и фарс политической системы Беларуси, где выбор заменен на политтехнологии.

Акция на участке для голосования окончена. Кадр Youtube
Акция на участке для голосования окончена. Кадр Youtube

Это современный вид религиозного культа, где избиратель верит в абсурд политической системы, где вместо человека, который будет управлять для блага всего общества, выбирается, как в первобытном обществе, главный вожак стаи — тот, кто громче всех кричит и бьет себя в грудь.

Поэтому фаллический символ на пьедестале показывает тот архаичный абсурд, которым мы сейчас руководствуемся, выбирая того или иного политика. Член или фаллический символ как символ власти.

— То есть эта акция не только про Беларусь?

— В частности про нее, потому что хоть у меня корни из России и Украины, я считаю себя белорусом по национальности. В первую очередь речь о Беларуси, где один человек уже четверть века бьет себя в грудь сильнее других. Но и в целом речь о псевдодемократическом мире. Я считаю, что демократия является фарсом, ведь человек не сам решает, что ему делать, а ему навязывается определенный [ограниченный] выбор.

— То есть вы анархист?

— Анархистов я уважаю, хоть и не считаю себя анархистом, но все-таки я за горизонтальное управление, а не за вертикаль. За то, чтобы решать свою судьбу какими-то группами, конгломератами вместо того, чтобы один человек указывал всему народу, что ему делать.

— Вы в итоге бюллетень-то опустили в урну?

— Фаллический символ на бюллетене — это и был мой голос. То, что я вам рассказал, — это моя трактовка, но в современном искусстве от одного художника уже мало что зависит, то есть зритель имеет точно такие же права на трактовку высказывания художника. То есть кто-то увидит, что я положил *** [член] на выборы, кто-то увидит, что я таким образом проголосовал, кто-то увидит абсурд, кто-то увидит эксгибиционизм.

— Но фактически вы испортили бюллетень, то есть [кандидата в президенты от оппозиции] Тихановскую вы не поддерживаете?

— Нет, я не поддерживаю Тихановскую или каких-то альтернативных кандидатов, потому что этой акцией я показываю тот абсурд, который творится и вокруг них. Они паразитируют на воле народа и продвигают свои интересы.

Это политтехнологии, и в том, чтобы доверять этому конкретному политику, я не вижу никакого смысла. Я вообще за то, чтобы убрать пост президента Беларуси и ввести парламентскую республику. Зачем передавать власть от одного человека к другому, если на нашу страну оказывается очень сильное внешнее влияние? Эти люди могут быть просто ведомыми.

— Смысл голосования за Тихановскую был в том, чтобы одного конкретного политика убрать.

— Как видите, мы и без Тихановской неплохо так движемся к этой цели.

— А как отреагировали на вашу акцию члены избирательной комиссии?

— Вряд ли они были довольны, что это произошло в их смену. (Смеется.) Они начали мешать журналистам фиксировать акцию, говоря, что это незаконно, и становясь рядом со мной, хотя потом начали сами меня фотографировать и снимать на видео.

Люди же отреагировали нормально, хотя там были дети и женщины. Они зааплодировали, заулыбались. Никакого негатива в принципе не было, все было в порядке.

— А милиционеры?

— Их было на участке двое, но они ничего не предпринимали.

На бис для оцепления

— Вас на участке не задержали и вы пошли на акцию протеста?

— Да, я пересидел у друзей и пошел на проспект Машерова (9 августа спецназ применял там не только гранаты и слезоточивый газ, но и водометы, напротив которых как раз и вышел Кузьмич.И. А.). Это было как пришествие-2.

Я вышел в пустое пространство между протестующими и шеренгой спецтехники ОМОНа с тем же фаллосом на бюллетене, только белорусской повязки не было на глазах, и попытался [своей акцией] примирить противоборствующие стороны, чтобы силовые структуры перешли на сторону [народа], чтобы все поняли, что они единый механизм и убивать или калечить друг друга не надо.

— Думаете, силовики прочувствовали ваш посыл?

— Не думаю, потому что как только я встал, на меня двинулась техника. Не знаю, было ли это спланировано заранее, но через 10 секунд начали разрываться светошумовые гранаты.

Думаю, все же силовикам акция не очень понравилось.

— Я был там и видел, что гранаты разрывались все же у вас за спиной.

— Ну да, и я не знаю, бросали они их в меня или протестующих, но одна граната упала рядом со мной, оглушила меня на одно ухо. После этого мне пришлось удалиться, потому что на Машерова уже было как на войне.

— Все-таки вряд ли кто-то из спецназовцев может подумать, что человек, вставший перед ними с бумажкой в руках, на которой нарисован фаллос, хочет именно помирить их с народом…

— У меня не было задачи популяризировать свою акцию, опустить ее до уровня всеобщего понимания, пусть кто как хочет, так ее и понимает. Я вышел показать абсурдность той системы, защищать которую они вышли, это их главный бабуин у меня на избирательном бюллетене в форме фаллоса. Я им показываю, что они верят в архаичный символ. Но судя по их уровню развития, который я видел, понять это они не способны, да.

— А не страшно было выходить туда? Там могли и убить.

— Я уже потом это осознал, что могли конкретно шмальнуть, а расстояние было небольшое. Страшно, конечно, было — на меня двигалась техника. Ну а что делать? Других не было уже вариантов, нужно было выйти.

— В протесте участвовать продолжили?

— Нет, у меня была своя акция, а в общей акции протеста я не участвовал. После этого я просто ушел, не кидая камней и не участвуя ни в каких беспорядках.

Свою роль я выполнил, тем более что у меня не было одежды. Я попросил знакомых ее похранить у себя, но когда начались взрывы, то все разбежались, и в итоге я оказался на проспекте голым.

И что-то желания тусоваться там в одной набедренной повязке особо не было. (Смеется.)

Избиения и издевательства

— Что было потом?

— Я снова пересидел у знакомых, а под утро пошел домой. Но за мной, видно, следили, потому что как только я зашел в квартиру, туда позвонили, выбили дверь в тамбур, начали ломать мою дверь топором. Это были люди в масках, они не представлялись.

Я вызвал адвоката, он проверил их документы, а они заверили, что их начальство просто попросило дать правовую оценку моих действий, то есть якобы хотели разобраться, но не задерживать. Мы решили вместе с ними проехать в РОВД для дачи пояснений.

Я планировал оказаться дома после этой беседы, но на меня составили протокол, адвоката оттуда физически вышвырнули. Повезло еще, что протокол при нем составляли, а то заставили бы еще подписать, что я согласен с протоколом. Людей там избиениями заставляли это делать. Дальше меня поместили в камеру.

— [В изоляторе] на Окрестина?

— Нет, в камеру в отделении милиции. Там 30 человек посадили в камеру площадью 9 квадратных метров. Мы в ней стояли, как в вагоне метро в час пик, то есть не было возможности не то что лечь, а даже сидели мы на этом бетонном полу по очереди. Вода (несколько бутылок на всех) и туалет по расписанию пару раз в сутки, еды вообще не давали.

Там я провел стоя почти трое суток без какой-либо информации.

— А что вы трое суток делали? Разговаривали?

— В основном стояли молча. Сначала общались, но потом уже сил на это нет, стоишь, пробуешь дремать, иногда присаживаешься. Все это время я не спал и не ел.

— А вы как-то возмущались, требовали еды, нормальных условий содержания?

— Нет, нет, там вообще без вариантов. Они даже не отвечали, сколько сейчас времени, а не то чтобы какие-то просьбы выполнять. Максимум могли в туалет вывести. Адвокат звонил в это отделение, где я находился, но ему об этом не говорили.

Вы сейчас рассуждаете с позиции человека, у которого есть права, но когда ты туда попадаешь конкретно в такой период, то ты превращаешься из субъекта в объект. Например, вот у стола, за которым мы сидим, никто не будет спрашивать, хочется ему тут стоять, хочется ли, чтобы руку на него положили. С объектом можно делать все что угодно.

Кузьмич после избиений в милиции и изоляторе
Кузьмич после избиений в милиции и изоляторе

— Потом вас перевели в изолятор на Окрестина, который уже чуть ли не новым Освенцимом называют.

— Да, потом приехал ОМОН, а это звери, которые просто получают моральное и физическое удовлетворение от того, что они издеваются над людьми. Они начали избивать людей. У них, похоже, был приказ максимально жестко этапировать людей из отделения милиции на Окрестина.

Сначала избили, пока гнали в автозак. Они выстроились в шеренгу, и пока идешь по коридору, каждый по тебе дубинкой хлещет. Посадили в автозак, там избили. Ячейки в автозаке рассчитаны на одного человека, а они засовывали туда по восемь человек. Кто-то хвалился: «Блин, прикиньте, я засунул туда восемь штук», а другой ему отвечал: «Не может быть, у нас раньше только семь влезало. Как ты умудрился?» Такие у них приколы. (Смеется.) Кто сильнее ударит, сильнее на растяжку поставит. Ставили на колени и заставляли петь гимн Беларуси.

Слушай и иди. Крики из изолятора в Минске: ЗВУК

Белорусов пытают, а МВД заявляет: «Никаких издевательств не было» (18+)

— Вы пели?

— Меня конкретно не ставили на колени пить гимн, но других ставили.

— А спели бы?

— Я не оказывался в такой ситуации, но когда ты понимаешь, что можешь лишиться здоровья из-за того, что откажешься, то вариантов других нет.

На Окрестина нас еще раз избили, бросили в прогулочную камеру. Она находится на улице, там нет потолка, только небо в решетке. Она довольно небольшая, а людей было набито как селедок в бочке, человек сто.

Но тут мне повезло. Я там буквально пару часов находился, потому что появились какие-то врачи, и мне удалось уехать с ними в больницу. Они измерили мне давление, и выяснилось, что у меня был гипертонический криз. К тому же болела спина, я не мог стоять. Врачи по медицинским показаниям забрали меня в больницу.

Выпускать меня оттуда не хотели. Как только узнавали, что это я нарисовал *** на бюллетене, сразу начинали: «Так это ты! Гнида, пидор, сука, да мы тебя тут сгноим и никуда не выпустим».

— А до этого милиционеры в курсе были, кто вы?

— В курсе, за это они меня и били. Они по умолчанию всех били, кого-то больше, кого-то меньше. Когда они узнали, кто я такой, это им сильно не понравилось, потому что

выборы — это символ власти, а я нарисовал *** на их символе. Они мне за это конкретно всыпали. Я пробовал говорить им, что я художник, но это не особо действовало.

Каким-то чудом врачи меня оттуда вытащили, большое им спасибо. Потом пришла какая-то начальница и предупредила, что если я не явлюсь в суд через неделю, то мне дадут по полной.

Жестокость за деньги

— Откуда эта жестокость?

— В 2010 году я слышал, как в изолятор КГБ «Американка» врывались омоновцы и тоже били людей. Но сейчас был дан конкретный приказ силовым структурам сломать волю и физическое состояние людей, чтобы они даже одной клеткой мозга не думали продолжать протест и выходить на улицы. Ломают ментально и физически всеми доступными средствами.

— То есть вам не кажется, что эти омоновцы — патологические садисты?

— Во-первых, им хорошо за это платят. Ходят слухи, что обычному омоновцу — 900 рублей в день, а начальнику бригады — 4000 рублей.

Им и так в кайф эта работа, иначе бы они на нее не пошли, а плюс еще и платят за это. Почему бы и не *** [отметелить] людей? Вот такая логика, мне кажется.

— Они потом отчитываются, что ли, и за каждого избитого получают деньги?

— Вполне может быть! Может, у них и есть, кстати, премиальная система. (Смеется.) Чем больше *** [побил], тем больше бабок! По себе могу сказать, что кто-то прикладывался несильно, для галочки, а кто-то со всего размаха по спине дубасил.

— А сочувствие от кого-то видели?

— От ОМОНа — точно нет, среди милиционеров в отделении попадались, если можно так сказать, нормальные, которые хотя бы не издевались и не оскорбляли. Но в целом и там они вели себя как животные.

— Странно, что все, с кем я про это говорю из протестующих, в общем не сильно удивлены поведением ментов, хотя и возмущены, конечно.

— Наверное, за долгие годы уже выработался иммунитет к тому, что есть карательная система, которая всеми способами пытается закрепить свою власть и она готова на все: издеваться, лить кровь, убивать. Ни у кого никаких иллюзий по поводу свободы слова, каких-то прав. Поэтому люди сейчас и выходят.

— Если была идея людей сломать, то разве это работает? Вас, например, не сломали же?

— Мне в какой-то степени повезло. Раз я с вами разговариваю, даю интервью, это уже означает, что со мной все в порядке. Иначе бы я отказался со всеми разговаривать.

— Но куда-то еще вы готовы выйти, где вас могут задержать?

— Мое искусство в принципе радикально. Акционизм, искусство действия, не предполагает каких-то согласованных шагов. Я привношу искусство в то пространство, где от меня его не ожидают. Я задеваю чьи-то чувства; возможно, нарушаю законы. Но это второстепенно. Первично для меня высказывание.

— А на протесты еще пойдете?

— Мне не очень интересны сами протесты, я скорее их использую как материал для своего искусства. На протесты и так есть кому выходить, а вот работать с этим материалом практически некому. У нас есть прекрасные примеры акционизма, но они закончились в 90-х годах.

Где родина, там насилие

— У вас недавно была работа «Родина BDSM». Ее название идеально подходит к событиям последних дней. Как минимум садизма мы увидели немало.

— Эта акция была полгода назад, но она показала ситуацию, которая и сейчас развивается. До какой степени народ с идеологической пеленой кайфует от своего узурпатора, системы, которая доминирует над ними. Это аллюзия на «Родину-мать», в акции рассматривается само понятие родины. Что это? То, что усваивается с молоком матери или навязывается группой людей, которой удалось прийти к власти?

В любом случае — где родина, там насилие. Ты должен либо защищать родину и умирать за нее, либо отдавать ей должное, и все это происходит через кровь, поэтому я на акции прокалываю значком БРСМ (Белорусский республиканский союз молодежи.прим. «Новой») себе грудь. Гиперидентификация себя происходит вместе с участниками этого движения — главной идеологической молодежной организации у нас.

— Интересно, кстати, что все эти организации сейчас молчат. Приказ не дали, и как будто им все равно. А ведь нападают на всенародно любимого отца нации!

— Там 99% лицемеров, которые пришли туда за какими-то плюшками, им пообещали какую-то власть, должность, зарплату, возможность квартиру получить. А на эту власть им *** [наплевать], им интересны только блага от руководства.

Поэтому сейчас телеведущие государственных СМИ начинают перебегать и открещиваться, говоря: «Ой-ой-ой, какая *** [плохая] власть». А 26 лет они этого типа не знали?

Это крысы, бегущие с корабля. Просто, когда у них хвосты загорелись, они почувствовали запах своей паленой шерсти и начали перебегать. Нет ничего удивительного в том, что БРСМ и другие не выходят поддерживать своего главаря, потому что понимают, что он уже почти спекся и их руководство им уже не будет платить. Это же проститутки по большому счету.

— Думаете, народ может победить?

— Я раньше думал, что вообще без вариантов и ничего такого не предвидится, но сейчас появилось какое-то окно надежды.

— Лукашенко сам же не уйдет?

— Мне кажется, такого быть не может, да и он тоже зависит от внешнеполитической ситуации. Не секрет, что Россия оказывает большое влияние на Беларусь, и делать из нее вторую Украину ей не по кайфу будет. Непонятно, что будет происходить, но влияние со стороны России будет оказываться на Беларусь, отпускать нас не будут.

Если Лукашенко и уйдет, то не думаю, что придет какая-нибудь Тихановская, чтобы самостоятельно рулить страной. Поэтому я и не верю в эти выборы. Никто ей этого не даст.

Что вы думаете, что дяди с большим связями и деньгами посадят в президентское кресло женщину, которая до этого занималась домашними делами,

и забудут о перераспределении собственности, о том, чтобы положить себе на тарелочку кусочек страны побольше? Иллюзий у меня тут нет.

— А позитивный сценарий какой тогда?

— Это консолидация народных масс и возможность организации власти по горизонтали, создание каких-то коммун, дружин, которые будут отслеживать ситуацию и не давать ее снова перестраивать в вертикаль. От плутократии в сторону горизонтального управления.

— Но как это сделать в Беларуси?

— Мне тоже не очень это понятно, но я все-таки больше действую в художественном поле, хотя, безусловно, политика меня интересует. Если появляются такие прецеденты несогласия с системой, то появляются и возможности ее поменять.

Нонконформист на пороховой бочке

— В суд на действия милиции не будете подавать?

— Нет, я говорю о побоях открыто, но идти жаловаться в суд тем же людям, которые меня избивали? Это же смешно.

На бумаге у нас ветви власти разграничены, но на деле у нас независимого суда нет. Как и ЦИК. Вот туда жаловались люди на выборы, но их послали ***, сказав, что все херня, правда за ними, а все остальные — дебилы. И терять время на жалобы по побоям смысла нет.

— Но суд по итогам задержания вам еще предстоит?

— Да, через неделю, так что еще могут на 15 суток закрыть.

— И примерно туда же снова отправить.

— Примерно туда же.

— Но там вроде что-то поменялось, начали отпускать людей.

— Тут, знаете, как на пороховой бочке. Завтра или послезавтра, может, еще хуже будет, кто знает.

— Уезжать из страны не планируете?

— Нет, не планирую, потому что

я работаю с местным контекстом, и если я уеду из страны, то потеряю свое поле искусства и свой материал. Все, что у нас происходит, я использую как материал для своего творчества. И не хочу терять связь.

И вообще, как это ни банально звучит, я люблю место, где я родился, я хочу жить здесь. Мне тут нравится. Не политическая ситуация (смеется), а природа, люди.

— Мне кажется, у вас есть что-то общее с известным российским акционистом Петром Павленским: радикальные высказывания на политические темы, использование собственного тела…

— Может, какие-то общие черты есть, но он занимается политическим искусством, а я не расцениваю себя как политического художника. Для меня политика — одна из составляющих власти и управления человеком. Политика, капитал и религия — три столпа, на которых держится управление человеком.

Если Павленский — больше протестно настроенный художник, противопоставляющий себя действительности, то я, наоборот, использую гиперидентификацию, сливаюсь с действительностью и представляю ее в вычурной форме, говорю человеку: «На, смотри, где ты находишься». А к Павленскому я отношусь уважительно и положительно оцениваю то, что он делает.

— Не боитесь, что с вами будет примерно как с ним? На него завели уголовное дело в России, судили, потом он уехал, но во Франции власти его прессуют едва ли не больше, чем на родине.

— У меня нет желания становиться конформистом и подстраиваться под неолиберальное сообщество, выполнять его требования. Тогда я вообще не вижу смысла заниматься искусством, потому что искусство анархично в своей основе. Искусство — это свобода.

Делать какие-то галерейные проекты, работать на дядь, которые дают денежки, рисовать для них картинки, которые они потом повесят себе в частных особняках? Капитал ничем не отличается от государства в плане узурпации свободы человека. Если уж заниматься искусством, то искренне.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow