Этим летом Кирилл заметил, что MacBook, выданный ему работодателем в январе 2019 года, перестает справляться со сложными запросами, начинает тихо «умирать». Программист озадачился покупкой нового девайса, более современного и мощного, а главное — собственного, чтобы не зависеть от работодателя. Но сразу выложить за желанный MacBook 150 тысяч рублей Кириллу оказалось не по карману, поэтому он решил оформить покупку в рассрочку.
— После долгих поисков и анализа рынка я выбрал «Связной», только там нашлась нужная мне модель не под заказ, а в наличии в магазине, — рассказывает Кирилл. — На сайте «Связного» я оформил рассрочку и получил предварительное одобрение от «Альфа-банка».

Затем Белоусов со своей девушкой (тоже незрячей) отправился за новой техникой в салон «Связного» на Новочеркасском проспекте, 33/3. С ними поехала общая подруга (зрячая), чтобы оформить кредитный договор.
— Уже в магазине я объяснил сотруднику, что самостоятельно заполнить документы не могу из-за плохого зрения, но готов поставить свою подпись, — продолжает Кирилл, — однако получил категорический отказ в продаже. Сначала формулировка была такой: «Мы не можем позволить постороннему человеку заполнять за вас договор, даже если вы стоите рядом и подписываете бумаги самостоятельно». Затем, после часа разбирательств и звонка в службу поддержки «Связного», причина изменилась:
«По правилам договора между магазином и банком мы обязаны отказывать в кредите и рассрочке инвалидам первой и второй группы на основании того, что они являются недееспособными»!
Я ожидал чего угодно, только не оскорблений от сотрудников магазина и службы поддержки. Назвать недееспособным человека с нормальной психикой, полностью здоровым (за исключением глаз) организмом и довольно внушительным ежемесячным доходом — это выше моего терпения!
По закону, в России недееспособным считается человек (старше 18 лет) в том случае, если он вследствие психического расстройства не понимает значения своих действий или не может руководить ими. Это должен признать суд.
— Я официально работаю в государственной спортивной организации и получаю зарплату. Имею пенсию по инвалидности, оформлен на полставки в еще одной компании, у меня есть спортивная стипендия и дополнительный доход от собственной деятельности в сфере программирования. Можно ли конкретно меня назвать «недееспособным» и «неплатежеспособным»? — рассуждает Белоусов.
В итоге Кирилл оформил рассрочку и приобрел MacBook в другом магазине. Но с помощью мамы, на которую он предварительно оформил генеральную доверенность с правом подписи.

Белоусов разместил на платформе Change.org петицию «Прекратите дискриминацию незрячих людей в России». На 16 июля ее подписали около 40 тысяч человек.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В петиции Кирилл, прежде всего, требует ответов от торговой сети «Связной» и «Альфа-банка»: руководствуясь каким регламентом, действовали сотрудники магазина? Разрешено ли инвалидам первой группы оформлять рассрочки и кредиты в «Альфа-банке»? А если запрещено, то на каком основании? Помимо этого, молодой человек обращается в канцелярию президента России с просьбой разработать и внедрить закон, упрощающий подписание документов инвалидами по зрению без привлечения посторонних лиц и оформления доверенности. По мнению автора обращения, для этого можно использовать факсимиле или квалифицированную электронную подпись.
«Новая» направила запросы по поводу инцидента с Белоусовым в ООО «Сеть Связной» и в «Альфа-банк». В пресс-службе банка нам сообщили:
«У нас не существует никаких дискриминационных ограничений в обслуживании людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инвалидность не может являться причиной отказа в кредите. Человек с любой группой инвалидности может стать заемщиком «Альфа-банка», одобрение заявки на кредит зависит исключительно от платежеспособности клиента и соответствия базовым требованиям (гражданство РФ, минимальный возраст и наличие постоянного дохода). В рассматриваемом случае банк не получал от компании-партнера заявку клиента на кредит. По всей видимости, произошло недоразумение — на следующий же день этот клиент успешно получил кредит в «Альфа-банке» через другого партнера».
В пресс-службе ООО «Сеть Связной» ни разу не ответили на телефонные звонки «Новой» и трижды проигнорировали письменные запросы. Редакция по-прежнему ждет комментария от компании.
Кирилл в ближайшее время собирается обратиться в прокуратуру и в суд, у него на это есть основания. По мнению юристов, сотрудники «Связного», отказавшие незрячему покупателю в приобретении товара в рассрочку, нарушили Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов». Согласно ему, граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, должны нести ответственность. Такие споры обычно разрешаются в судебном порядке.
В целом в России, по данным Генеральной прокуратуры РФ,
число нарушений прав инвалидов в течение последних трех лет остается стабильным — около 100 тыс. в год. Но огласку подобные случаи получают крайне редко.
Так, в 2015 году стал широко известен скандал в Нижегородской области с 27-летней сестрой модели Натальи Водяновой — Оксаной Водяновой, у которой диагностированы аутизм и ДЦП. Девушку с ОВЗ выставили из кафе, работник которого — 48-летний Ахмидия Гиняз оглы Байрамов — посчитал, что из-за внешнего вида Оксаны в заведении может уменьшиться количество посетителей. Байрамова в итоге СК РФ обвинил в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ — «Действия, направленные на унижение достоинства человека по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично».
В Петербурге в последний раз прокуратура вмешивалась в ситуацию с нарушением прав инвалида в апреле 2019 года. Тогда водитель автобуса не помог человеку в инвалидном кресле при посадке в салон, не опустил аппарель и не задержал движение. Компании-перевозчику за это было вынесено предписание.
Между тем, как выяснилось, со сложностями при осуществлении финансовых операций люди с ограниченными возможностями сталкиваются постоянно. Но не потому, что они неспособны обращаться с банкоматом, разобраться с договором, поставить подпись и т.п. А именно из-за недоверия к инвалидам сотрудников банков, магазинов и других компаний и организаций, где людям с ОВЗ нужно производить расчеты.
— Когда наши подопечные (они все — дееспособные) приходят в банк, чтобы снять деньги, и выясняется, что они из ПНИ, к ним сразу начинают относиться с подозрением и недоверием. Следят, проверяют, практически всегда требуют разрешение на снятие наличных от руководителя ПНИ или звонят ему, чтобы удостовериться: «а можно ли этому человеку получать деньги на руки»? — комментирует директор по внешним связям петербургской благотворительной организации «Перспективы» Светлана Мамонова. — Тем, кто не знаком с особенностями диагнозов, с понятием «дееспособности–недееспособности», проще что-либо запретить инвалиду, чем разобраться в ситуации.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68