Суд огласил условные сроки и размер штрафов
Серебренникову и Итину дали три года условно. Им назначили штрафы размером 800 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно, а также зачли время задержания и нахождения под домашним арестом. Малобродский получил два года условно и штраф в 300 тысяч, задержание и домашний арест ему тоже засчитали. Апфельбаум назначили 100 тысяч штрафа, но ее освободили от его уплаты из-за истечения срока давности.
Почти 129 млн рублей по гражданскому иску суд постановил взыскать в пользу Минкульта с Серебренникова, Итина и Малобродского солидарно. Арест с их имущества не снимут, пока не будет исполнен приговор. Помимо этого, суд запретил Итину и Малобродскому занимать руководящие должности в госучреждениях культуры сроком на три и два года соответственно. Позже адвокат Серебренникова заявил, что режиссеру занимать такие посты не запрещено.
Серебренников, Итин и Малобродский получили условные сроки, Апфельбаум —штраф
Суд приговорил Серебренникова, Итина и Малобродского к условным срокам. Апфельбаум он назначил только штраф, освободив ее от уплаты в связи с истечением срока давности. Со всех фигурантов дела, кроме нее, также суд постановил взыскать сумму, в которую последняя экспертиза оценила ущерб (почти 129 млн рублей).
Судья перечисляет свидетелей защиты и заявляет, что никто из них не сообщил значимой информации. Установить стоимость проекта невозможно, но она значительно меньше средств, выделенных на него Минкультом.
Суд находит вину фигурантов дела полностью доказанной. Апфельбаум, которой вменяют халатность, и в чьи полномочия входили контроль и проверка, отнеслась к своим обязанностям небрежно. По мнению суда, ее доводы по делу «надуманные».
Судья продолжает: Серебренников, Итин и Малобродский объединились в преступную группу на длительный период. Они похитили часть госсредств в 2011-2014 годах, у них был корыстный умысел, направленный на личное обогащение. Часть бюджетных средств направлялась на счета подконтрольных им фирм, впоследствии деньги фигуранты дела присваивали себе.
По мнению суда, они четко выполняли отведенные «преступные роли» и разрабатывали план, предоставляя заведомо недостоверные сведения в Минкульт. Серебренников руководил группой и принимал решения по сокрытию преступления, а Итин нанял Малобродского для предоставления недостоверной информации и вывода денег на расчетные счета. Помимо этого, он распределял средства между членами преступной группы, считает суд.
Однако суд соглашается с доводами защиты: третья экспертиза содержит противоречивые сведения. При этом результаты второй, которая показала, что затраты на постановки проекта «Платформа» значительно превышали сумму, направленную из бюджета, он признает недопустимым доказательством и исключает вовсе. Свое решение суд объясняет заинтересованностью театроведов Видмантаса Силюнаса и Марины Андрейкиной, проводивших экспертизу.
Из третьей экспертизы суд решил убрать фрагмент. По итогу он ее принимает.
После перерыва оглашение приговора возобновляется. Судья говорит, что доказательства по делу полностью подтверждают вину подсудимых, нарушений со стороны следствия не было, экспертиза по делу полностью законна.
Напомним, несколько свидетелей заявляли о давлении со стороны следствия: это помощница Масляевой Элеонора Филимонова, а также сотрудники Минкульта Алеся Махмутова, Александра Балашова и Евгения Павлюченко.
Судья зачитывает листы дела, доказательства — творческие отчеты о субсидии в рамках проекта, которые содержали, по мнению суда, недостоверные сведения. Речь идет о входных билетах на мероприятия «Платформы». Также суд перечисляет все фирмы с «признаками фиктивности», которым перечислялись деньги. Судья называет общую разницу в затратах — 128 млн 924 тысячи рублей. После этого она объявляет перерыв до 16:00.
«Министерство культуры — потерпевшая сторона». Ольга Любимова — о деле «Седьмой студии»
«В деле Серебренникова речь идет о причинении крупного ущерба государству, министерство культуры — потерпевшая сторона», — считает глава Минкульта.
Любимова отметила, что сейчас министерство разрабатывает законодательные меры, чтобы в дальнейшем избежать «трагических сюжетов, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Суд считает, что, хотя подсудимые не признают себя виновными, их вину подтверждают свидетели и показания представителя Минкульта Смирнова. Судья упоминает и третью экспертизу, согласно которой фигуранты дела потратили на проект «Платформа» почти на 129 миллионов меньше, чем было выделено государством.
Директор благотворительного фонда «Дом с маяком» Лида Мониава — о деле «Седьмой студии»
«Я думаю, теперь всем страшно. Страшно брать деньги, страшно делать что-то свободное. Опять же, мы все можем оказаться на месте Кирилла. Я не знаю, почему приговор в итоге обвинительный. В нашей стране творится какое-то безумие».
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
К Мещанскому суду приехал политик Илья Яшин
«Лучше не будет, потому что уже ясно, что приговор будет обвинительный, судя по тому, как идет оглашение. Все здесь собравшиеся рассчитывали на то, что приговор будет оправдательным, наверное, но нет. Будем рассчитывать, что приговор не будет связан с лишением свободы. Если дадут "условку" — это будет лучшим исходом», — поделился он своими соображениями с «Новой».
Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
Судья продолжила чтение приговора после перерыва
После пятнадцатиминутного перерыва судья продолжила зачитывать приговор.
Она переходит к позиции защиты, а затем зачитывает показания фигурантов. Как следует из текста приговора, на очной ставке Итина и Масляевой выяснилось, что Серебренников и Малобродский знали про «черную кассу».
Кремль — о деле «Седьмой студии»
«Безусловно, дело Серебренникова является поводом тщательно проанализировать то, как осуществляется расходование государственных средств в учреждениях культуры, чтобы сократить возможную коррупциогенность. Это функция министерства культуры», — заявил пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков.
Представитель главы государства также добавил, что в Кремле не ожидают всплеска общественного напряжения после вынесения приговора Серебренникову и другим фигурантам дела.
Суд признал Софью Апфельбаум виновной в халатности
Судья заявила, что экс-сотрудница министерства культуры Софья Апфельбаум допустила халатность.
По словам судьи, она «отнеслась небрежно» к своим обязанностям и, «будучи компетентной, согласовала без надлежащей проверки» поступившие сведения от АНО «Седьмая студия». Суд считает, что это привело к ущербу более чем в 128 миллионов рублей.
Суд: Апфельбаум не знала «о преступном характере происходящего» по делу «Седьмой студии» и попала под влияние Серебренникова
У здания суда журналисты заметили провокаторов в футболках с надписью «Обнал=украл». Они подходили к собравшимся в поддержку Кирилла Серебренникова и спрашивали, почему те уверены в его невиновности. Тем временем полицейские перекрыли часть дороги неподалеку и просят окружающих освободить тротуар, чтобы «не мешать проходу других граждан».
Судья воспроизвел фрагменты речи прокурора, процитировав «доказательную» часть его речи. Кирилл Серебренников смотрит в телефон. Его адвокат Ксения Карпинская закрывает лицо руками.
Уже очевидно, что суд занимает позицию обвинения. Судья повторяет одни и те же штампованные формулировки: «обман», «ввели в заблуждение Минкульт», «обналичивание».
Суд квалифицирует все эпизоды обналичивания как хищение средств. Фигуранты дела Питченко, Дорошенко и Синельников, по словам судьи, также участвовали в обналичивании средств, однако все это время они не были «осведомлены о преступном характере» своих действий.
В приговоре звучат слова о том, что Кирилл Серебренников, «имея корыстный умысел, направленный на личное обогащение», стал руководителем преступной группы, члены которой договорились о выделении денежных средств, путем обмана сотрудников министерства культуры.
По словам судьи, в период с 2011-го по 2014 год Итин, Серебренников и Малобродский похитили часть денег, выделенных на проект «Платформа».
Суд установил, что в 2012 году, «продолжая реализацию ранее разработанного преступного плана», Серебренников подписал соглашение с Минкультом на 67 млн рублей. Итин, по словам судьи, с самого начала вместе с Серебренниковым участвовал в «разработке плана», а Малобродский присоединился к ним позже.
«[Софья] Апфельбаум не была осведомлена о преступном характере происходящего», — неразборчиво бормочет судья.
Суд признал фигурантов дела виновными
В зал заседания входит судья Олеся Менделеева и начинает оглашать приговор. Суд признал фигурантов дела виновными в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК).
«Приняли решение создать преступную группу <…>, действуя совместно и согласованно…», — читает приговор судья, указывая, что Серебренников осуществлял общее руководство преступной группой.
Архангельский, Быков и Рудинштейн пришли поддержать фигурантов дела «Седьмой студии»
Помимо Оксимирона поддержать фигурантов дела «Седьмой студии» пришли бывший фигурант «московского дела» Алексей Миняйло, режиссер Марк Рудинштейн, певец Марк Тишман и писатель Александр Архангельский. Вскоре к ним присоединился писатель Дмитрий Быков и вокалист группы «Звери» Роман Билык.
Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
Оксимирон у суда. Фото
К зданию суда пришел рэпер Oxxxymiron. Вчера вечером в своем инстаграме (более 2,1 миллиона подписчиков) он призвал прийти на завершение процесса против сотрудников «Седьмой студии».
В посте рэпер раскритиковал уголовное дело, а также выступил против голосования по поправкам к Конституции во время пандемии коронавируса.
«Давайте вместе скажем НЕТ трем вещам:
заражению ковидом; голосованию, ради которого жертвуют здоровьем и жизнями населению; заказным судебным процессам, цель которых — запугать свободомыслящих и творческих людей», — заявил рэпер.
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Один из фигурантов дела Алексей Малобродский пришел в суд с вещами, но сказал, что надеется на оправдательный приговор.
«Настрой лирический, вы странный вопрос сейчас задаете. Мы продолжаем надеяться и преисполнены благодарности ко всем болеющим», — заявил бывший генеральный продюсер «Седьмой студии».
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
О деле «Седьмой студии»
Сегодня в 11:00 в Мещанском районном суде должны огласить решение по делу «Седьмой студии». Его должна вынести судья Олеся Менделеева. Несмотря на то, что до заседания еще час, у здания суда собираются люди, сейчас там около 50 человек. Среди пришедших поддержать фигурантов — актриса Юлия Ауг и актеры «Гоголь-центра».
В понедельник прокуратура запросила для фигурантов до шести лет колонии в качестве наказания:
Для режиссера Кирилла Серебренникова — шесть лет колонии общего режима + штраф в 800 тысяч рублей; Для бывшего генпродюсера студии Алексея Малобродского — пять лет + штраф в 300 тысяч рублей; Для бывшего гендиректора студии Юрия Итина — четыре года + 200 тысяч рублей штрафа; Для экс-сотрудницы Минкульта Софьи Апфельбаум — четыре года + 200 тысяч.
Кроме того, гособвинитель попросил лишить обвиняемых права занимать административные должности на три года, а также удовлетворить гражданский иск о взыскании более 128 млн рублей.
Фото: Дарья Козлова / «Новая газета»
Мнение деятелей культуры о «театральном деле»
Накануне приговора «Новая газета» опросила несколько театральных деятелей — режиссеров и актеров — о самом громком процессе культурной жизни. Некоторые высказывались публично и сами — их мнения мы тоже приводим здесь.
Читайте, что думают о деле «Седьмой студии»:
худрук Валерий Фокин, худрук и актер Евгений Миронов, режиссер Павел Чухрай, актриса Юлия Пересильд, режиссер Борис Хлебников режиссер Алексей Попогребский, актер Александр Филиппенко, режиссер Валерий Мирзоев, драматург Евгений Мишин, актриса Татьяна Догилева, издатель Ирина Прохорова, актер Анатолий Белый, преподаватель и телеведущий Александр Архангельский.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68