КомментарийПолитика

Бунт губернатора Игнатьева

Как умер чиновник, подавший иск против президента

Бывший глава Чувашии Михаил Игнатьев скончался на 59-м году жизни. В мае газета «Коммерсант» сообщала, что Игнатьев был госпитализирован с двусторонней пневмонией в Санкт-Петербургский центр имени В. А. Алмазова. Последние полгода жизни Игнатьева были богаты на события: здесь и два крупных скандала, связанных с поведением экс-губернатора, и исключение из «Единой России», и последовавшее за этим увольнение с должности главы Чувашии, и судебный иск экс-губернатора против этого решения Путина.
Михаил Игнатьев. Фото: РИА Новости
Михаил Игнатьев. Фото: РИА Новости

В январе 2020 года Михаил Игнатьев часто попадал в новостные сюжеты. В начале месяца он заявил, что «надо мочить» журналистов и блогеров, «которые приходят с разных регионов РФ, хорошо здесь устраиваются и начинают писать, не знаю, о чем и о ком». Затем стал героем вирусного ролика, в котором видно, как при вручения пожарным новую технику, он заставил офицера МЧС подпрыгнуть за ключами от нового пожарного автомобиля.

Видео вызвало общественный резонанс и имело политические последствия. Сначала экс-главу осудили однопартийцы. Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак заявил, что поведение губернатора «находится за гранью понимания» и вызывает «совершенно заслуженное возмущение». Ситуация усложнялась еще и тем, что все произошло на фоне послания Путина Федеральному собранию, в котором он напомнил чиновникам о «недопустимости какого-либо высокомерия или неуважения к людям».

29 января Путин уволил Игнатьева с занимаемого им поста из-за «утраты доверия». Вероятно, для Игнатьева, который не раз говорил, как важно ему именно доверие президента и народа, это стало серьёзным ударом.

«Очевидно совершенно, что Игнатьев находился в тяжелой психологической ситуации после отставки. Потому что наверняка ему давали какие-то обещания до того, как его отправили в отставку по недоверию.

Видимо, обстоятельства отставки показались ему несправедливыми», — говорит политолог Константин Калачев.

С таким решением президента бывший губернатор не стал мириться: 20 мая, уже находясь на лечении, Игнатьев подал в Верховный суд иск к президенту, в котором оспорил указ о своем увольнении и потребовал предоставить ему льготы и социальные гарантии, положенные бывшим главам регионов, например, пожизненное ежемесячное содержание в размере 75% от заработка на посту главы региона. Этих выплат Игнатьева лишили как раз из-за увольнения по причине «утраты доверия».

Это стало первым случаем, когда губернатор, ушедший в отставку по этому основанию, начал оспаривать решение Кремля. Заседание по рассмотрению иска Игнатьева было назначено на 30 июня.

«Игнатьев всегда был человеком очень упрямым, недоверчивым и своеобразным. У него было достаточное количество конфликтов. Возможно, это связано с тем, что он аграрий, видимо, это отложило отпечаток на некий психотип. Причиной иска могло послужить его упрямство или обида, стремление высказать свою точку зрения. Может за все годы работы накопилось какое-то раздражение на все происходящее», — рассуждает политолог Александр Кынев о том, почему Игнатьев решился открыто идти против президента.

По словам Кынева, экс-губернатор Чувашии отдавал себе отчет в том, что он идет на публичный бунт: «Публичный бунт всегда говорит о раздражении и внутренней усталости. Нет однозначного ответа на вопрос о том, насколько на это решение повлияла болезнь. Не исключено, что, когда человек тяжело болен, у него нет желания идти на какие-то компромиссы, а есть желание высказать все, что он думает. Это психологически объяснимо.

Может болезнь и стала решающим фактором, мол, не знаю, чем кончится, но выскажу все, что я думаю».

С этим предположением Кынева согласен и Константин Калачев, который считает, что иск Игнатьевым был подан от отчаяния в связи со своим физическим состоянием: «Я лично предполагал еще до того, как узнал о его болезни – либо у него проблемы со здоровьем и он предполагает, что конец может быть быстрым и печальным, либо в отношении него возбудились силовики, и он предполагает, что его не просто отправили в отставку, но еще и хотят завести следственные действия. Когда человек находится перед концом, он перестает думать о системности, он начинает поступать так, чтоб свою репутацию каким-то образом восстановить».

Еще одним предположением, почему же Игнатьев решился подать иск против решения Путина стало то, что он открыто называл своим наставником бывшего главу Чувашии Николая Федорова.

Федоров в 2000-м году также публично выступил против Путина, направив запрос в Конституционный суд с заявлением, что реформа, которая приводит к изменению принципов организации законодательных и исполнительных решений органов власти субъектов России, противоречит Основному закону страны.

«Николай Федоров очень даже умел приспосабливаться при всех правительствах. Он был вполне себе лояльным губернатором, об этом говорит и его карьера: сначала был федеральным министром, потом губернатором, потом опять министром. Я думаю, что как раз Федоров гораздо более системный человек, чем Игнатьев. А последнего была очень спонтанная карьера: сначала аграрный чиновник, вице-премьер региональный, губернатор, потом отставка, суд», — говорит Кынев.

Политолог Алексей Макаркин считает, что эти два случая несопоставимы друг с другом, так как происходили в разные политические эпохи: «В 2000-м году это было возможно. Тогда еще была инерция от 90-х гг, когда глава региона действительно мог подать иск против решения президента. Сейчас губернатор не может подать в суд, другие правила игры, а ситуация, когда президент договаривается с главой республики, немыслима. Федоров же был человеком из 90-х, он в 32 года стал министром юстиции, потом в 93-м ушел сам в знак протеста в отставку, что не помешало ему вскоре стать главой республики.

Совершенно другое время, когда министр мог сам подать заявление об отставке, а потом стать главой республики. Это было последнее такое обращение в суд, после этого до Игнатьева в суд против решения Путина не подавали».

Макаркин заявляет, что поступок Федорова был поступком политика, с которым нужно было договариваться и считаться, в то время как подача иска Игнатьевым – решение человека, оказавшегося в экстремальной ситуации.

Сразу после «своевременной» смерти Игнатьева в сети стали ходить конспирологические теории об экс-губернаторе, умершем за несколько недель до рассмотрения в суде его иска против президента. После смерти бывшего главы Чувашии с социальной сети «Twitter» пользователи саркастично писали о том, что российские власти действуют по принципу «нет человека — нет проблемы».

Не хами — транзит!

Чиновникам приказано прикусить язык, пока граждане затягивают пояса

«Если бы Игнатьев остался жив, а иск рассмотрен, то его бы все равно достаточно быстро отстранили. В нашем законе значится, что президент может уволить губернатора из-за утраты доверия. Шансов выиграть дело у него реально не было. Поэтому, если брать вопрос о том, выгодна ли была власти смерть Игнатьева, то, я думаю, что в данном случае совершенно нет. Будь Игнатьев жив, был бы иск, который отклонили, и на этом все закончилось. А сейчас не закончится. Сейчас будут задавать вопросы, не доверять», — считает Алексей Макаркин.

По поручению врио главы Чувашии Олега Николаева создана правительственная комиссия по организации похорон Михаила Игнатьева. Церемония прощания с экс-руководителем региона проходит 21 июня в Чебоксарах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow