СюжетыОбщество

«Выселить в Биробиджан или на остров Мартиника»

В Екатеринбурге начался церковный суд над схиигуменом Сергием, основателем и настоятелем Среднеуральского женского монастыря

Этот материал вышел в номере № 63 от 19 июня 2020
Читать
«Выселить в Биробиджан или на остров Мартиника»
Фото: РИА Новости

Поводом для церковного суда стала проповедь, которую Сергий (Николай Романов) прочитал 26 апреля.

«Наше духовное руководство вместе с предтечами антихриста закрывает храмы, ссылаясь на псевдопандемию, прикрывая свое малодушие и трусость, предлагает общаться с Богом онлайн. […] Предлагаю страдающим старческим маразмом, старческой пандемией, духовной проказой, предлагающим русскому самоизоляцию, забыть Бога, запретить ходить в храмы, выселить их по выбору в Биробиджан или на остров Мартиника, либо на остров Спиналонга.

Смею вас уверить, как только это произойдет, тотчас же закончится несуществующая коронавирусная эпидемия в России. Кто посягает на закрытие храмов, да будет проклят он и весь его род!» — заявил старец, призвав «выходить на улицу, не боясь полиции и Росгвардии».

После ряда подобных выступлений митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл запретил монаху «учить, проповедовать и назидать в рамках публичной проповеди и частных духовных советов».

Был назначен церковный суд, однако схиигумена это не остановило. Он снял еще одно видео, в котором обрушил свою критику персонально на президента Путина, который «подписал все документы, касающиеся идентификации личности, биометрии, добровольного согласия на обработки персональных данных».

Среднеуральский женский монастырь. Фото: РИА Новости
Среднеуральский женский монастырь. Фото: РИА Новости

«Почему в России создается концлагерь Сатаны? — обратился Сергий к своим сторонникам. — Пишите на YouTube, пишите в «ВКонтакте», в ФСБ, в прокуратуру, в полицию, в Следственный комитет о привлечении к ответственности Путина, Мишустина, Собянина, всего депутатского корпуса, всех, кто участвовал во внедрении искусственного интеллекта, биометрических документов».

На первом заседании церковного суда разрешить ситуацию не удалось. Как сообщили в пресс-службе епархии, «схиигумен Сергий (Романов), зачитав заранее подготовленный текст, не имеющий отношения к сути предъявляемых ему обвинений, спешно покинул заседание.

В Сети появилась аудиозапись выступления Романова на суде. В ней он заявил, что «Святейший патриарх Кирилл, синод, епископат не имеют никакой власти над церковью. Церковью в настоящее время руководят санитарные врачи и Роспотребнадзор».

Очередное заседание церковного суда назначено на 26 июня.

Кроме того, на 23 июня назначен уже суд светский. Проповедника будут судить по ст. 13.15 КоАП РФ («Распространение недостоверной информации»). Речь идет об отрицании пандемии коронавируса. Ему грозит штраф от 30 до 100 тыс. руб.

При этом в одном из выступлений старца нашли разжигание ненависти и вражды. «В действиях Романова Н.В., отображенного на исследуемом видеоролике, усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 КоАП РФ — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», — сообщили в Центре по противодействию экстремизму ГУ МВД по Свердловской области.

Но каким бы маргиналом и экстремистом не казался Николай Романов, у него есть и свои почитатели, даже среди знаменитостей:

хоккеист Павел Дацюк, шоумен «Уральских пельменей» Дмитрий Соколов, певица Вика Цыганова, бывший министр «ДНР» Игорь Стрелков.

Так в чем секрет упорства схиигумена Сергия, почему он набрал такую популярность среди верующих, пошел открыто против властей?

На вопросы «Новой» отвечают эксперты.

Церковь и боевая ячейка

Алексей Плужников. Фото из соцсетей
Алексей Плужников. Фото из соцсетей

По словам бывшего священника Волгоградской епархии, а ныне главреда портала о православии Ahilla.ru Алексея Плужникова, корни идей Романова — не российские. Страшилки про «суперкомпьютер Зверь», который якобы находится в Брюсселе и собирает данные о всех людях на земле, чтобы ими управлять, появились в неопротестанских течениях. Затем они были приняты частью старцев на Афоне, перетекли на российскую почву, были подхвачены в некоторых монастырях.

«И нынешние модификации «борьбы» с грядущим Антихристом и признаками его пришествия, под которыми поочередно понимаются то ИНН, то паспорта, то штрих-коды, то вакцины, то чипы

— это все общее для мракобесов любой конфессии, хоть протестантской, хоть православной», — подчеркивает бывший священник.

С ним соглашается общественный деятель, выпускник Екатеринбургской духовной семинарии Виктор Норкин.

Виктор Норкин. Фото из соцсетей
Виктор Норкин. Фото из соцсетей

«Похожие старцы существовали в разных епархиях православной церкви. Например, был старец в Абхазии Рафаил Берестов. Он тоже продвигал идеи борьбы с чипированием, «жидомасонским заговором», предательством со стороны правительства и так далее. Некоторое время назад в Татарстане был запрещен известный священник Владимир Головин. Он тоже выдавал себя за некого «старца», который знает, как решить все духовные вопросы.

Идея старчества — это вообще феномен именно православия, в католичестве такого нет. Так и сложилось, что верующие в России больше доверяют старцам, чем священноначалию».

Насколько такая экзотика сочетается с православием? По словам протодиакона Андрея Кураева, «к сожалению, сочетается». При этом, по мнению Кураева, патриархия десятилетиями сама скорее поощряла распространение картины мира, в которой «кругом жидомасоны, и только царь-батюшка может нас спасти».

Чтобы преодолеть такое печальное наследие, заключает отец Андрей, нужно понять, что нельзя более поощрять милитаристский стиль в православии. «Ксенофобия заложена в животную и человеческую природу: любой самец защищает своих самок, место обитания, ресурсы и так далее. Но в такой защите нет духовного подвига. Это инстинкты. А Евангелие — это попытка побороть наш кровожадный инстинкт. У нас сегодня наоборот: церковь низводит себя до уровня боевой ячейки и замполитов. И в этом смысле схиигумен Сергий просто чуть более жестко делает то, что вчера сделал его же патриарх».

«Система с большими деньгами и властью»

Схиигумен Сергий показал своей пастве, что может бросать вызов самым высоким церковным и светским начальникам, что, вероятно, только укрепляет его авторитет. Но что дает ему такую уверенность в себе?

«Романов так упорен, потому что его существование оправдано только в качестве лидера своей секты — иначе он или его покровители не видят его.

Помимо его бредовых речей, существует другое, первостепенное — огромные потоки денег, паломничество, разное строительство, помнится, был большой скандал с отъемом земли фермеров. В его общину едут женщины с детьми, которыми он управляет как самый настоящий гуру….

В общем, там целая система с большими деньгами и большой властью — от такого не отказываются просто так», — поясняет Алексей Плужников.

«У него влиятельные покровители. Это мы знали еще тогда, когда учились в семинарии. У нас ряд семинаристов воспитывались как послушники в монастыре, где настоятелем был схиигумен Сергий. А их матери были там монашками. Они рассказывали, что у Сергия очень влиятельные спонсоры, которые вкладывают огромные деньги в монастырь и лично в него. Это и бизнесмены, и бывшие разбойники из 90-х. Обычно у людей, которые сколотили капитал в 90-е годы, нет ни времени, ни особых сил для того, чтобы читать что-то серьезное о христианстве. Им проще довериться какому-то «духовному» человеку, который знает, как надо. Отец Сергий идеально подходит им со своей напористостью и харизмой», — говорит Виктор Норкин.

«Враг князя — враг церкви»

По мнению Алексея Плужникова, церковный суд над схиигуменом Сергием закончится лишением сана. Но это не помешает ему сохранить своих последователей.

Виктор Норкин, наоборот, считает, что схиигумен сохранит свой сан. «Если его лишить сана, запретить в церкви и преследовать за экстремизм, то это только спровоцирует к нему больший интерес. Тем более он столько лет сидел в тюрьме (в 80-х годах прошлого века был осужден на 13 лет за убийство при разбое с отягчающими обстоятельствами и другие преступления. —Е. С.) разве его испугаешь судами?».

Протодиакон Андрей Кураев, который в конце апреля указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла сам был запрещен в священнослужении, подчеркнул, что лишение сана в церкви — это аналог смертной казни, необратимое событие. Но вряд ли это сильно расстроит схиигумена.

Андрей Кураев. Фото: РИА Новости
Андрей Кураев. Фото: РИА Новости

«Он может создать свою группу или примкнуть к каким-нибудь ультраправославным, которые почитают, допустим, святого Адольфа Мюнхенского (т.е. Гитлера).

Захвати ближнего своего

Запрещенный в служении схиигумен Сергий взял под контроль Среднеуральский монастырь. Наш корреспондент смог туда проникнуть

Фриков в мире православия много. Например, в 2008 году был лишен сана Епископ Чукотский Диомид. Сейчас он считает себя главой какой-то своей церкви», — поясняет Кураев.

Но в то же время протодиакон считает, что изгнание Сергия ничего не изменит. «Скорее подтвердит старую формулу: враг князя считается врагом церкви. Важно просто отказаться от громогласных формул церковно-имперской риторики типа «церковь всегда служила России». Но Церковь должна Богу служить, а не России», — заключает опальный богослов.

Судимы будете

В анемичном суде РПЦ появились громкие дела, чреватые скандалами для церкви и серьезным риском положению самого патриарха

Евгений Сеньшин, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow