Около девяти часов 29 мая в Красноярском крае грянула экологическая катастрофа. Из запасного резервуара ТЭЦ-3 в Норильске вылилось более 20 тысяч тонн дизельного топлива, которое вскоре попало в акваторию рек Далдыкан и Амбарная. Затем топливное пятно начало дрейфовать в сторону Карского моря.
Через пять суток, 3 июня, ситуация стала настолько критичной, что к устранению последствий катастрофы подключился и глава государства. Он в срочном порядке провел совещание в режиме видеоконференции.
Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова доложила президенту, что уже 29 мая «сотрудниками Росприроднадзора начаты рейдовые мероприятия, произведен осмотр места происшествия и начат осмотр водных объектов. 3 июня по поручению курирующего вице-премьера Абрамченко Виктории Валерьевны мною осуществлен выезд на место, произведен также осмотр водных объектов» (цитата по стенограмме заседания, выложенной на сайте Кремля).
И это правда. Около часа ночи 3 июня из аэропорта Внуково вылетел самолет Bombardier Challenger 850 (бортовой номер RA-67220). Около 9 утра самолет совершил посадку в аэропорту Норильска. В Москву бизнесджет вернулся 5 июня.
Возможно, что это случайное совпадение, но в полетном задании бизнесджета, совершившего рейс из Москвы в Норильск, в качестве пассажира значилась полная тезка главы Росприроднадзора.
Что интересно, приблизительно в это же время в Норильск вылетели два регулярных рейсовых самолета: в 22.05 2 июня — самолет авиакомпании NordStar, а через полтора часа по тому же маршруту отправился борт авиакомпании S7. Иначе говоря, были и другие, менее затратные варианты прилететь в Норильск и успеть побывать на месте экологической катастрофы до начала совещания с президентом. Но Светлана Радионова, возможно, полная тезка главы Росприроднадзора, полетела бизнесджетом. По самым скромным оценкам, стоимость перелета самолета Bombardier Challenger 850 по маршруту Москва–Норильск–Москва составляет порядка 150 тысячи долларов.
Кто оплатил это перелет? Очевидно, что в бюджете Росприроднадзора не заложены командировочные, позволяющие нанимать бизнесджеты.
По информации, полученной нами из двух источников, перелет Светланы Радионовой (то ли главы Росприроднадзора, то ли ее полной тезки) был профинансирован структурами «Норникеля».
От Росприроднадзора сегодня зависит сумма штрафа, которую «Норникель» выплатит за нанесение ущерба экологии. И вилка здесь огромная. От нескольких миллиардов до 107 млрд 895 млн рублей. Именно такова предварительная сумма ущерба, подсчитанная специалистами Росводресурсов на основании «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Минприроды России № 87 от 13.04.2009 г.
И это еще только в том случае, если дизтопливное пятно не доберется до Карского моря.
Сегодня масштаб экологического бедствия в Красноярском крае уже виден даже со спутниковых снимков.
И началась самая настоящая гонка вертикалей. МЧС торопится доложить об ударной работе по ликвидации последствий катастрофы. Росприроднадзор сообщает о превышении в 10 000 раз предельно допустимой концентрации вредных веществ на водных объектах близ Норильска. Губернатор края Александр Усс заявляет, что следы нефтепродуктов обнаружены в озере Пясино. Что еще мог сказать губернатор, если уже даже Росрыболовство обнародовало информацию, что мониторинг, проводимый ведомством, показывает: основная масса вылившегося дизтоплива ушла дном под заградительными бонами и добралась до озера Пясино. Следственный комитет возбудил уголовное дело и предъявил обвинение начальнику котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 Вячеславу Старостину по ст. 246 УК РФ («Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»).
Все торопятся продемонстрировать, что активно занимаются ликвидацией последствий катастрофы и выявлением виновных. И это при том, что и в МЧС, и в Росприроднадзоре, и в администрации Красноярского края уже к вечеру пятницы, 29 мая, знали о разливе дизтоплива из резервуара ТЭЦ-3. Оперативный дежурный управления МЧС Норильска Кулаев в два часа дня по местному времени доложил в краевое управление МЧС, что в 12 часов 51 минуту 29 мая поступило сообщение о разливе дизтоплива. Замначальника экологического отдела Росприроднадзора по Норильску Василий Рябинин 29 мая выехал в район разлива дизтоплива, сделал фото- и видеосъемку и доложил по вертикали природоохранного ведомства о возможном масштабе катастрофы.
Но сообщения с мест не были услышаны. То ли в МЧС, Росприроднадзоре и администрации края надеялись, что топливное пятно «само рассосется», то ли в пятницу не захотели менять планы на выходные. Поразительная беспечность, но на снимках, сделанных со спутника 4 июня, видно, что заградительных бонов на реках Амбарная и Далдыкан еще нет. Их начали разворачивать уже после совещания, проведенного президентом.
Сегодня известно, что топливо из злополучного резервуара вылилось буквально за считаные минуты. Так стремительно, что верхняя часть резервуара вогнулась. Сработал эффект помпы. Это отчетливо видно на фотографиях резервуара, сделанных уже после разлива.
А вот что главное. В этом резервуаре вообще не должно было быть дизельного топлива, он должен был быть пустым. Потому что еще в 2016 году был выведен на капитальный ремонт. И именно из-за этого с 2016 года он ни разу не проверялся. Об этом официально сообщил Росприроднадзор: «Что касается аварийного пятого резервуара, то с 2016 года он, по решению администрации предприятия, был выведен в ремонт, что исключило возможность проведения в отношении него проверочных мероприятий. Согласно ежегодным отчетам НТЭК о производственном контроле, данный резервуар продолжает находиться в ремонте» (цитата по сообщению ТАСС).
Но появилась информация, что в резервуаре могло храниться дизельное топливо Росрезерва. И что разрешение на эксплуатацию злополучного резервуара якобы было дано Ростехнадзором, чуть ли не лично заместителем руководителя ведомства, курирующим строительный надзор.
Если эта версия, выдвинутая нашими источниками в Норильске, подтвердится, то вырисовывается совсем скверная картина: в Росприроднадзоре не могли не знать, что находящийся на капремонте резервуар начал эксплуатироваться. Дело в том, что руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова до декабря 2018 года работала именно замглавы Ростехнадзора и курировала строительный надзор.
Ирек Муртазин, «Новая газета»