НовостиОбщество

Авиационное сообщество потребовало отправить дело о катастрофе Superjet на доследование

Шереметьевский профсоюз летного состава потребовал отправить расследование катастрофы Superjet 5 мая 2019 на доследование в Следственный комитет. Открытое письмо пилотов и экспертов президенту Владимиру Путину и председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву было опубликовано 12 мая.

«Мы, представители профессионального авиационного сообщества России, пилоты, авиационные эксперты, инженеры, конструкторы, возмущены ситуацией, сложившейся с расследованием катастрофы <…>. По сути, следствие не рассматривало никакой иной версии кроме версии вины пилота – командира воздушного судна Дениса Евдокимова. <…>, в связи с чем так и не были установлены не только все причины катастрофы, но и обстоятельства, способствующие наступлению тяжких последствий, а также полный круг причастных лиц», – говорится в тексте письма.

Напомним, 5 мая самолет SSJ 100 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс Москва – Мурманск и загорелся после возвращения в аэропорт вылета и аварийной посадки. Погиб 41 человек из 78 находившихся на борту. По версии следствия, командир воздушного судна Денис Евдокимов произвел грубую посадку на взлетно-посадочную полосу, что привело к разрушению самолета.

Представитель СК Игорь Краснов отмечал, что посадка была сделана на слишком большой скорости, а лайнер трижды подскакивал на полосе, после чего у него подломились опоры шасси. В отношении Евдокимова возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц, крупного ущерба».

Отметим, что Следственный комитет предъявил обвинение Денису Евдокимову до публикации окончательного отчета Международного авиационного комитата (МАК). Как сообщили «Новой газете» в МАК в конце апреля, их расследование еще движется к завершению, и пока в комитете располагают только предварительным отчетом, опубликованном на сайте.

«Пилот точно хотел спасти свою жизнь и жизни всех на борту»

СК завершил расследование катастрофы SSJ 100, не дожидаясь окончательных выводов МАК, и повесил всю вину на командира воздушного судна

4 мая 2020 года в МАК пояснили, что не завершены некоторые исследования по катастрофе самолета: «В настоящее время не закончены следующие назначенные комиссией исследования: блоков противопожарной защиты, физики возникновения и распространения пожара после приземления воздушного судна, оценка последовательности разрушения конструкции самолета, в первую очередь шасси и крыла в месте расположения топливных баков, а также определение фактических характеристик предохранительных штифтов мест крепления стоек шасси и их соответствия заложенным при проектировании требованиям».

Авторы письма из профсоюза предлагают обратить внимание на четыре блока «принципиальных вопросов, ответы на которые могли бы пролить свет на истинные причины катастрофы»:

  • разрушение шасси после посадки привело к повреждению топливного бака, образованию течи топлива, его воспламенению, что привело к пожару на воздушном судне, приведшему к гибели пассажиров. Возможная причина – конструктивный недостаток и несоответствие самолета сертификационным требованиям. Аналогичное событие произошло в октябре 2018 года при посадке самолета Superjet в Якутске;
  • после поражения атмосферным электричеством система управления самолета безвозвратно перешла в резервный режим, который, по утверждению производителя, «обеспечивает приемлемый уровень устойчивости и управляемости самолета, достаточный для безопасного завершения полета» без указания существенных отличий в характеристиках управляемости. По факту, пилот испытывал значительные затруднения в выдерживании режима полета, но сумел довести самолет до полосы. Денис Евдокимов утверждает, что «при выполнении посадки отклик воздушного судна на управляющие воздействия происходил с существенным запаздыванием, то есть при отклонении ручки управления на себя воздушное судно не реагировало на изменение тангажа на кабрирование, а полет продолжался с тангажом на пикирование». Также он говорит, что «задержка, по расшифрованным графикам полета, составила около одной секунды, это время критическое при управлении рулевыми поверхностями вблизи земли». Евдокимов связывает эти неполадки с поражением системы управления атмосферным электричеством;
  • после катастрофы 5 мая 2019 года на Superjet были значительно увеличены тренировки пилотов на тренажере в резервном режиме. По оценкам инструкторского состава, поведение тренажера в этом режиме не соответствует поведению воздушного судна, что в серьезной степени оказывает влияние на безопасность полетов;
  • действия сотрудников противопожарной безопасности и органов управления воздушным движением должным образом не изучены и не оценены, несмотря на имеющиеся сведения о возможности минимизации жертв – вплоть до спасения всех пассажиров и членов экипажа. Возможное несвоевременное и ненадлежащее выполнение своих обязанностей сотрудниками наземных служб находится в прямой причинно-следственной связи с трагическими последствиями, повлекшими гибель людей. На момент посадки воздушного судна все пассажиры были живы, а их смерть наступила от огня и отравления продуктами горения топлива и пластиковой обшивки салона.

Авторы письма считают необходимым вернуть дело на доследование: «В ходе которого Следственному комитету расследовать все версии полно и по-настоящему всесторонне, без опасения затронуть интересы компании-производителя Superjet или компании-экспуатанта. Российские граждане достойны того, чтобы знать правду и летать на отечественных самолетах без опасения за свою жизнь».

Добавим, Химкинский городской суд Московской области начнет слушание уголовного дела в отношении пилота Дениса Евдокимова 21 мая.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow