СюжетыОбщество

Не для разглашения

Возможное введение пропусков для поездок по городу в Петербурге обставляют как спецоперацию

Не для разглашения
Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

О том, что в Петербурге по примеру Москвы должны ввести электронные пропуска для выходящих из самоизоляции, первым заговорил депутат городского парламента Борис Вишневский. Именно он 15 апреля, когда в столице с утра выстроились очереди в метро, предсказал такую же картину в Петербурге, только с 22-го числа.

«Я анализировал все, что они делают, с начала марта, — говорит Вишневский. — Все московские действия они копируют с лагом в неделю. Все. С мельчайшими разве что изменениями».

Это можно было назвать предположением, конспирологией — как угодно.

Смольный ничего не опровергал, не подтверждал, а хранил стоическое молчание.

Днем позже о совещании в Смольном по введению «цифровых ошейников» написала «Фонтанка». Со ссылками на источники, близкие к комитету такому-то, и прочих анонимных собеседников. В тексте были упомянуты четыре чиновника — вице-губернаторы Олег Эргашев (здравоохранение), Валерий Пикалев (безопасность), Ирина Потехина (взаимодействие с прессой и общественными организациями) и глава Комитета по транспорту Максим Соколов. Но ни один из них не дал ни комментария в тексте, ни объяснений на сайте городской администрации. Смольный продолжал хранить загадочное молчание.

Горожане тем временем волновались. Потому что в Москве введение и проверка пропусков начались с того, что «социальная дистанция» между людьми, пытавшимися пройти в метро, на радость вирусу сократилась до миллиметров.

Единственный, кто согласился объяснить хоть что-то и хотя бы в теории, — это чиновник не городской, а федеральный, сотрудник Минкомсвязи, в прошлом глава Комитета по информатизации Смольного Денис Чамара.

Санкт-Петербург во время карантина из-за пандемии коронавируса COVID-19. Фото: Андрей Чепакин / ТАСС
Санкт-Петербург во время карантина из-за пандемии коронавируса COVID-19. Фото: Андрей Чепакин / ТАСС

«Такие пропуска можно сделать на базе приложения «Госуслуги», — сказал он. — Система универсальна, перепрофилировать ее функционал — это, в принципе, несложная история. Сейчас технологии очень гибкие, сделать это можно достаточно быстро, уровень информатизации госуслуг в Петербурге очень высокий. Ну а исполнение уже будет зависеть от транспортников, от их реестра пассажиров, получивших пропуск, от того, как они будут все это отрабатывать. От того, какие данные предоставят для обработки отраслевые комитеты — тот же Комитет по транспорту, по соцполитике и другие. На транспорте есть система электронной оплаты проезда. В Москве быстро поняли, что надо совместить проверку пропусков с оплатой, и буквально за полдня это сделали. Сейчас очередей в московском метро нет».

Как это будет работать в Петербурге на практике, как организуют цифровую пропускную систему, грозит ли она очередями в метро и пробками на дорогах, не повторятся ли московские ошибки, мог бы разъяснить основной подрядчик Комитета по информатизации и связи — Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр. Директор ИАЦ Андрей Овчаренко ответил «Новой»: «Мы не даем комментарии, до свидания».

В пресс-службе Комитета по транспорту «Новой» сообщили, что конкретных планов по пропускам пока нет. Вице-губернатор Олег Эргашев пожаловался на «довольно сложную обстановку» и тут же попрощался.

На фоне оптимистичного «нет планов» в СМИ появились списки контрольно-пропускных пунктов, которые должны быть устроены на дорогах Петербурга. Там пропуска будут проверять у водителей наземного транспорта. В частности, у автомобилистов, выехавших из дома на своих машинах. Вопрос о том, кого может заразить человек, сидящий в собственном автомобиле, и что угрожает его здоровью, задать оказалось некому. Как некого вообще было спросить, насколько эти КПП — решенный вопрос.

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Пункты пропуска должны быть установлены на пересечении городских магистралей с кольцевой дорогой и западным скоростным диаметром и на въездах в Петербург с территории Ленобласти. Таким образом, волноваться предстоит жителям еще одного региона, потому что многие и сейчас из пригородов ездят в Петербург на работу. Но и им остается только следить за спецоперацией, которую Смольный будет или не будет разворачивать тайно.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

За установку КПП, как следует из перечня, отвечает Дирекция по организации дорожного движения (ГКУ ДОДД). Ее указания выполняют подрядчики, подписавшие госконтракты на обустройство дорог, — разметку и прочее.

Судя по реакции на вопросы о начале работ, всем поручено хранить операцию в секрете.

Или ситуация еще хуже: в Петербурге просто нет чиновника, который бы четко понимал, нужно ли вводить пропуска, когда это делать и как.

«Это информация не для разглашения» — так и сказал «Новой» представитель ДОДД, непосредственно отвечающий за работы. В ответ на вопрос, как вообще такая информация может быть секретной, немного смягчился: «Нам пока не поступало от начальства указаний, распоряжений о закрытии въезда-выезда. Как поступит — так начнем работать».

Представитель компании «ПромИнвестГрупп» — одной из тех, кому будет поручена установка барьеров, сообщил, что их фирма, соответственно, не получала указаний от ДОДД. «У нас есть госконтракт на обслуживание технических средств на дорогах, а что конкретно делать по КПП — пока предписания нет», — сказал он.

Проверка цифровых пропусков в Москве. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Проверка цифровых пропусков в Москве. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Еще в одной компании, «Конвера-Д», сотрудник предположил, что работы, «может быть, вообще не начнутся». Добавив: «Информации у нас никакой пока нет, но есть готовность. Работы несложные, мы готовы начать их в любое время суток».

Глава ДОДД Валерий Мушта тоже убеждал «Новую», что команды по КПП от Смольного не было. Ну а что списки с адресами составили — это так, на всякий случай. Чтоб было.

«Будет команда — пойдет работа, — загадочно прокомментировал он документ. — После команды мы можем развернуть пункты в любой срок. Какой будет задача от правительства:

скажут, через три часа — сделаем через три, скажут, двое суток — значит, двое суток. Как в армии.

Вопросом занимается вице-губернатор Пикалев».

Связаться с вице-губернатором по правопорядку и безопасности Пикалевым «Новой» не удалось. Но как минимум стало понятно, почему даже установка шлагбаумов на дорогах в Петербурге превращается в секретную спецоперацию. Валерий Пикалев присматривает за безопасностью в Петербурге вообще и в Смольном в частности с ноября прошлого года. До этого он числился на такой же работе в Ленинградской области, перед этим — в Новгородской, но с какими-то загадочными перерывами в службе. А вообще-то, он выходец из ФСО: работать в спецслужбах начал практически сразу после школьной скамьи, в последние годы руководил охраной резиденции президента Путина в Валдае.

«Туда не ходи, сюда ходи»

«Туда не ходи, сюда ходи»

Как в Петербурге пополняют бюджет за счет коронавируса

«Я обратился с письмом к губернатору Петербурга: Александр Дмитриевич, ваша секретность уже всем очень надоела, — рассказал «Новой» депутат Борис Вишневский. — Все заседания оперативного штаба, все совещания на уровне вице-губернаторов, всё, что касается эпидемической ситуации и возможных ограничительных мер, должно транслироваться в интернете. Люди должны знать, к чему готовиться. Но у нас всё почему-то делается тайно. В городе обо всем узнают либо постфактум, либо из каких-то сливов».

По информации, которую «Новой» дали тоже совершенно анонимные, очень секретные, а проще сказать, сильно напуганные источники, о пропускном режиме Смольный действительно подумывал, но после очередей в московском метро чиновники из задумчивости перешли в ступор: как бы у нас такого не вышло. Тем не менее о введении режима могут объявить в понедельник, 20 апреля, а со среды, 22-го числа, он начнет действовать. Спасибо, если горожанам действительно дадут пару дней на подготовку.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow