Материалы
Рубрики
Темы
- Тексты недели «Новой»13 материалов
- Новые «черные списки»4 материала
- Манифесты о будущем России6 материалов

«Единственное, что есть, — маска»
Медики из разных регионов России жалуются на отсутствие средств защиты от коронавируса
Фото: РИА Новости
31 марта российские телеканалы сообщили, что у Дениса Проценко, главного врача инфекционной больницы в Коммунарке, куда попадает большинство больных с подозрением на COVID-19, выявили коронавирус. Состояние врача оценивается как удовлетворительное, он изолировался в своем кабинете. На прошлой неделе с Проценко встречался президент России Владимир Путин. Глава государства общался с ним без маски. Впрочем, в Кремле заявили, что президент регулярно тестируется на коронавирус и «все нормально». Пример Проценко показал, что заразиться инфекцией можно, даже соблюдая все меры защиты и предосторожности. Но многим медикам, в особенности в регионах, они недоступны: сейчас у них нет или не хватает и самых обыкновенных масок.
Хирургическая пижама, защитный костюм, резиновая обувь, бахилы, шапочка, очки, респиратор и три пары перчаток — вот облачение врача инфекционной больницы, где лежат пациенты с подозрением на коронавирус. Во время работы с больными медикам нельзя ничего снимать — а значит, пить, есть и ходить в туалет в течение нескольких часов.
«"Сдохни или умри" — именно так можно описать наши смены сейчас», — сообщила в своем инстаграме Валентина Смирнова, медсестра одного из московских стационаров. — Больных так много, что мы не можем покинуть отделение. Вчера нам еще повезло, и я вышла в два часа дня на полчаса.
Я хотя бы поела, попила, и была возможность сходить в туалет. А потом 17 часов у меня этой возможности не было!
Не потому, что нельзя, не потому, что для нас нет средств защиты (у нас запланированы максимум два выхода и смена экипировки на сутки), а потому, что ты просто не можешь! Не можешь бросить пачками поступающих пациентов, не можешь бросить тяжелых пациентов, которым срочно нужен кислород или капельница».
О тяжелейших условиях работы в разгар пандемии рассказал сотрудник городской клинической больницы № 15 им. О.М. Филатова. Его историю на условиях анонимности опубликовал профсоюз «Альянс врачей» (оригинал письма имеется в распоряжении «Новой»). «Больница еще ремонтируется, шлюзы не готовы, пациентов уже везут пачками, костюмы кончаются, они будут использоваться повторно, — говорилось в письме. — Оставшиеся сотрудники совсем не горят желанием работать в таких нечеловеческих условиях дикого некомплекта.
Да еще их заставляют носить памперсы, купленные за свой счет, чтобы меньше отлучаться с рабочего места. Вишенкой на торте было заявление администрации о том, чтобы мы пересмотрели наш рацион и питьевой режим, чтобы меньше хотелось в туалет».

О вынужденной работе медиков в памперсах «Новой» рассказал еще один собеседник, не связанный с «Альянсом врачей».
В московских поликлиниках средств индивидуальной защиты более-менее хватает, говорят врачи и эксперты. «Каждый раз выдают одноразовую маску, одноразовый халат, шапочку, перчатки. Если человек заявил, что у него был контакт с людьми, приехавшими из неблагополучных по коронавирусу стран, или он сам приехал из такой страны менее 14 дней назад, то выдают респиратор, и также все одноразовое. Затем это утилизируется по всем правилам», — отметил в разговоре с «Новой» врач-ординатор Павел Галеев. По словам медика, в его поликлинике КДЦ № 4 «есть все без дефицита».
Чего нельзя сказать о регионах.
В 115 км от столицы в одной из поликлиник подмосковного города Каширы из средств индивидуальной защиты — обыкновенные маски (вместо шапочек, противочумных халатов и респираторов, согласно приказу Минздрава России).
— Респираторов нет, халатов защитных нет, ходим в своих. Ничего нет. Единственное, что есть, — это маска, — рассказывает врач Наталья. — Чтобы каждые два часа менять, конечно, масок не хватает. У меня сейчас в запасе 3–4 штуки. Сегодня две маски поменяла.
— Руководство поликлиники планирует закупить больше масок?
— Нам привычнее самим купить. (Смеется.) Мы рассчитываем только на себя. Раньше у нас лекарства-то не всегда бывали. Сами их покупали, чтобы бабушки не тратили деньги. Какой-то период не было физраствора, тоже сами покупали. Когда ты работаешь 40 лет, на прием приходят люди, которые тебе уже почти как родственники. Язык не поворачивается им сказать — идите и купите. Стыдно.
Медсестры из кинешемской ЦРБ (Ивановская область) несколько дней назад записали видео (есть в распоряжении «Новой»), на котором показали, сколько средств защиты им выделила администрация после того, как в ЦРБ поступил пациент с подозрением на коронавирус. А именно: три респиратора (в отделении реанимации работают пять человек), одни очки, вместо специальных костюмов — одноразовые халаты. Самого пациента положили в отдельную палату, завесив дверной проем полупрозрачной пеленкой.

После того как видео разошлось по соцсетям, двух медсестер и санитарку, которая распространяла ролик, вызвали к начальству.
«Нам сказали, что на нас якобы завели уголовное дело.
Верить ли этому? Пока ко мне никто не приходил, никто не вызывал, — поделилась с «Новой» одна из участниц видео, медсестра Валентина. — Знаю, что после этого старшая сестра подала заявку на то, чтобы в больницу предоставили специальные костюмы. Пока не знаю, в каком количестве. Мы переживаем и за себя, и за окружающих — за всех».
С давлением и угрозами столкнулась Татьяна Ревва, врач-реаниматолог из ЦРБ Калача-на-Дону (Волгоградская область). Она публично пожаловалась на отсутствие средств защиты и нехватку масок, рассказала о том, что медики вынуждены самостоятельно их шить из марли. По словам врача, вместо кожного антисептика в больнице был разведенный спирт. «Если вдруг на самом деле будет вспышка и появятся такие больные, а вдруг и тяжелые пациенты, то здесь начнется естественный отбор, потому что у нас 2,5 аппарата ИВЛ: у одного сломан компрессор, два заняты больными», — утверждала Ревва.
Главный врач больницы Олег Кумейко назвал это видео фейковой новостью, а слова доктора — абсолютно не соответствующими действительности. Как сообщал «Альянс врачей», Кумейко написал заявление в полицию, обвинив Ревву во лжи. По словам главы облздрава Анатолия Себелева, после жалобы Татьяны в больницу направили ревизионную комиссию, которая выявила, что средствами защиты «заставлено полкомнаты».
О нехватке костюмов и масок публично говорят медики и в других регионах: Ярославской, Омской, Свердловской областях, Краснодарском крае и Петербурге, что позволяет сделать вывод: проблема повсеместная и ее необходимо решать срочно. Например, правительство Красноярского края экстренно закупило у Китая 300 защитных костюмов и 50 тысяч одноразовых масок.
30 марта «Альянс врачей» объявил о сборе денег в рамках всероссийской медицинской акции, чтобы обеспечить медиков средствами индивидуальной защиты. «Чего многие не понимают, так это того, как опасен зараженный врач. Одна из причин катастрофы, происходящей в Италии, — в том, что там на раннем этапе коронавирусом заболело много врачей, и они заразили своих пациентов», — говорит в ролике лидер профсоюза Анастасия Васильева.
На следующий день ее вызвали в Следственный комитет на допрос по факту распространения в интернете «заведомо ложной информации о распространении инфекции».
Васильева отказалась отвечать на вопросы следователей, сославшись на 51-ю статью Конституции.
«Огромное количество медицинских работников сократили. Были закрыты инфекционные больницы. Сейчас мы все это расхлебываем, а нам говорят, что мы врем, — сказала Васильева в разговоре с «Новой». — Люди уже начали погибать. Чиновники, которые врут, обманывают сами себя. Они же сами попадут в эти больницы, где не хватает средств защиты, если начнут болеть. Сами же попадут к этим медикам, которые ходят в памперсах. Коммунарка не резиновая! Неужели это непонятно?»
P.S.
Минздрав РФ так и не ответил на редакционный запрос о мерах по защите врачей. Департамент здравоохранения Москвы на момент публикации материала тоже хранил молчание.
Этот материал вышел благодаря поддержке соучастников
Вы считаете, что материалы на такие важные темы должны появляться чаще? Тогда поддержите нас ежемесячными взносами (если еще этого не делаете). Мы работаем только на вас и хотим зависеть только от вас – наших читателей.