КомментарийКультура

Язык трагедии

Премьеры «Берлинале»: о чем «Уроки фарси», «Ундина», «Прописные истины» и «Гунда»

Традиция

Кадр из фильма «Уроки фарси»
Кадр из фильма «Уроки фарси»

Гала-премьера «Уроки фарси»— в рубрике «традиционное с перцем». Трагикомедия канадского режиссера украинского происхождения Вадима Перельмана («Дом из песка и тумана») — неожиданный взгляд на Холокост. Поразительная история, которую автор сценария Илья Цофин на протяжении многих лет считал реальной. Пересказывал ее друзьям. Потом обнаружил в немецком журнале небольшую повесть Вольфганга Колхазе и решил записать эту историю для кино.

1942-й. Жиль Кремье, бельгиец еврейского происхождения, выдает себя в концлагере за перса. Спасительная идея вроде бы откладывает его неминуемую гибель. Жиль оказывается в распоряжении офицера Клауса Коха, профессионального повара, мечтающего после войны уехать в Иран и открыть там ресторан. Но нужно выучить фарси. Начинается история взаимоотношений еврея и немца, учителя, не знающего язык, который он преподает, — и ученика, подозревающегося учителя во лжи.

Хитроумному канатоходцу Жилю между смертью и жизнью приходится изобретать язык: слово за словом. Сочинить легко, попробуй запомнить.

И Жиль, который каллиграфическим почерком записывает в журнал имена узников, из обрывков их имен создает новые слова. А Кох старательно их записывает и повторяет. Слова оказываются не только спасительной грамотой обреченного, но и единственным способом сохранить имена уничтоженных людей, память о которых нацисты старательно и щепетильно стирали. А язык — основа цивилизации — становится мостом, по которому и нацистское чудовище Кох пытается выбраться из ада собственных представлений о мироустройстве. Даже стихи начинает сочинять на несуществующем языке.

«Мальмкрог» в поход собрался

Хотели радикальное кино на «Берлинале»? Получите!

Главная удача фильма — Ларс Айдингер в роли гестаповца, мечтающего о карьере повара. Кадр из фильма «Уроки фарси»
Главная удача фильма — Ларс Айдингер в роли гестаповца, мечтающего о карьере повара. Кадр из фильма «Уроки фарси»

Режиссура Перельмана размашиста, с жирным мазком, преувеличенной эмоцией, педалированием штампов (вроде брошенной на мостовой куклы после очередной казни). Есть сценарные натяжки и нестыковки. При этом фильм, обращенный к самой широкой аудитории, отлично смотрится. Не мешает даже по-голливудски глянцевое изображение от оператора Влада Опельянца.

Авторам удается пропитать напряженное действие юмором, разряжающим саспенс. Вспоминаются не столько «Жизнь прекрасна», сколько «Фальшивомонетчики» про евреев, в концлагере наладивших производство фальшивых монет. И главная удача фильма — Ларс Айдингер, буквально купающийся в выигрышной роли улыбчивого кулинара-Минотавра в форме гестапо.

Театр жестокости

Кадр их фильма «Прописные истины»
Кадр их фильма «Прописные истины»

«Прописные истины»,по сути, тоже кино про цену слов. В 2015-м румынский режиссер Раду Жуде получил «Серебряного медведя» за хоррор об угнетении цыган «Браво». Новый фильм — документально-игровой бурлеск про советскую Румынию. Основан на пьесе о деле подростка Мугура Калинеску.

В самом начале восьмидесятых Мугур пишет на стенах мелом и красками то, что все вокруг него и без него знают о режиме Чаушеску. За него и за все его окружение, включая одноклассников, родителей, учителей, берется тайная полиция. Жуде превращает реальные документы следствия, архивную съемку времен Румынии в театр жестокости, где пластикой становится абсурдная, смешная и страшная реальность. Перед гигантским телевизором, магнитофоном встречаются герои этой истории, зачитывая в камеру тексты допросов, выясняя, что произошло на самом деле и какие правильные слова следует говорить полиции.

Все это перемежается фрагментами на выцветшей от времени пленке — до боли знакомых правительственных концертов с музыкальными панегириками великому отцу народа, парадов и прочих посвящений цветущей социалистической родине.

«...В бессилии берешь камеру»

На «Берлинале» показали «Котлован» — фильм, целиком составленный из обращений к Путину на Youtube

В одном речевом потоке действия выступают бдительные граждане, заботящиеся о народе силовики, информаторы.

Мальчик пишет крамолу об уважении к законам, о поляках, добившихся свободы, о правде. Мелькает совсем уже знакомый сюжет, когда спецслужбы пытаются соединить отрывочные показания одноклассников Мугура в заговор, так сказать, в Сеть. Но все разваливается, потому что одноклассники быстро начинают обвинять мальчика, мол, наслушавшись радиоголосов «Свободной Европы», замутил свою микрореволюцию.

В 1985-м кающегося Мугура выпустят, но почти сразу он погибнет, то ли от лейкемии, то ли от радиации. В финале на экране будут черные дощечки с текстами Мугура: про правду, достоинство, свободу. Запрещенные слова для особо строгих режимов.

Трагедия скотного двора

Кадр из фильма «Гунда»
Кадр из фильма «Гунда»

Один из крупнейших документалистов мира Виктор Косаковский («Акварели»), живущий ныне в Германии, сочинил на экране черно-белую поэму о животных. В «Гунде» ферма в изысканном изображении (порой даже слишком волшебном: солнечные лучи блуждают в паутине, травы и листья поют свои неслышные песни, а в хлеву главный оператор Эгиль Хоскьольд Ларсен и сам Косаковский нашли рембрандтовский свет) превращается в рай, в котором, разумеется, нет места скотине-человеку.

Все начинается с рождения ангельских поросят, их выкармливает и выводит на прогулки свиноматка Гунда. Они, как все малыши, шалят, толкаются, даже дерутся. У Гунды и ее дюжины детенышей — главные роли. В эпизодах не менее колоритные одноногий петух и красавицы коровы. Бесценные пейзажи, впрочем, окружены проволокой.

И мысли о чудесном концлагере посещают уже в начале просмотра.

Стоит ли говорить, что закончится все трагедией.

Рукотворной гомосапиенской трагедией в исполнении бездушной машины. Само изображение первобытного мира, утраченного рая завораживает: как поросята пьют дождь, как торжественно совершает свое кругосветное путешествие по двору фермы петух. После этой полуторачасовой медитации в духе Белы Тарр, призывающей к отказу от убийства животных, ясное дело — вегетарианцев, во всяком случае, в стане синефилов — прибавится.

Миф о пропавшем городе

Кадр из фильма «Ундина»
Кадр из фильма «Ундина»

Кристиан Петцольд, один из главных режиссеров «берлинской школы», — любимец «Берлинале». Здесь он получал призы ФИПРЕССИ (за «Вольфсбург»), «Серебряного медведя» — за режиссуру («Барбара»). «Ундиной» он начинает «трилогию о германских мифах». Ундина (неотразимая Паула Беер) — историк, читающая лекции по градостроительству Берлина. Когда ее бойфренд объявляет за чашкой кофе об измене и расставании, она в соответствии с кельтским мифом объявляет, что убьет его. Впрочем, судьба предлагает ей спасительную соломинку в образе промышленного дайвера с горящими глазами. Но у мифа непреложные законы, которым вынуждены подчиняться влюбленные, живущие на границе миров.

Петцольд известен фильмами с выраженной исторической или политической подкладкой. «Ундина» вроде бы сказка о неминуемом и о том, что, даже не имея выбора, ты выбираешь как минимум возможность сохранить свое чувство. Новая сказка, как и предыдущие его фильмы, — о любви. Как говорит Петцольд: «Они рассказывают о невозможной любви, или поврежденной, или развивающейся. На сей раз я хотел снять фильм, в котором вы видите, как развивается и остается любовь».

Забойщики и писари

У кого сегодняшние гэбисты учились выбивать признательные показания: исследование Леонида Млечина

В картине много символов, вписанных в историю: разговор с рыбами, проплыв под водой Ундины с сомом в духе Шагала, гигантский разбитый любовниками аквариум, под осколками которого они замрут в объятиях. Но есть еще один главный герой — Берлин. Дневной будничный и ночной — таинственный урбанистический лес. На своих лекциях Ундина рассказывает об утекшем в небытие прошлом города, построенного, как и Питер, на осушенных болотах. Города, испытавшего невосполнимые утраты, потерявшего свой центр, вычеркнувшего многие из своих мифов, в том числе миф о превосходстве немецкой силы, воплощенном в архитектуре.

Берлин предстает живым, порой ошибающимся городом, который спешит за будущим, стирая собственную историю. Создает новые легенды, и одна из них — о современной русалке, читающей лекции по истории и архитектуре. И когда Ундина плывет в темных речных водах Шпрее, кажется, что вот-вот вокруг нее начнут проявляться стены древнего исчезнувшего города.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow