Четыре месяца длился процесс, за которым наблюдал весь мир. 17 свидетелей, 28 тысяч страниц документов, а результат оказался абсолютно предсказуем. В Палате представителей, где большинство у демократов, импичмент состоялся, причем голосование произошло почти строго по партийному принципу. В Сенате, где большинство у республиканцев — однопартийцев президента, Трампа оправдали, как говорится, «за явным преимуществом». По первому обвинению — «злоупотребление властью» 48 сказали «виновен» (к сенаторам демократам присоединился единственный республиканец — Митт Ромни из штата Юта, бывший соперник Обамы), а 52 — «невиновен». По второму пункту — «препятствование Конгрессу» голосование было уже четко по партийной принадлежности: 47 на 53. Отрешение от должности требовало 67 голосов в поддержку обвинений.
Всё решилось на минувшей неделе, когда сенаторы при голосовании отказались вызывать на слушания свидетелей. Арифметическое большинство республиканцев (за вызов свидетелей голосовали всего двое из партии Трампа — Ромни и Сюзан Коллинс из штата Мэн) решило суд свернуть, не позвав бывшего советника по нацбезопасности Джона Болтона, утверждавшего, что Трамп действительно остановил выделение помощи Украине, требуя от нее компромата на Байденов — отца и сына. Не позвали и других свидетелей, полностью сняв «новые риски» для Трампа.
Впервые в истории сенат при слушаниях по импичменту обошелся без вызова свидетелей.
Противникам Трампа его защитники объявили: «вам следовало вызвать всех свидетелей до объявления импичмента, вы плохо, наспех подготовили обвинительное заключение». Демократы из нижней палаты отвечают: «Трамп и Белый дом запретили сотрудникам администрации участвовать в расследовании и потребовали игнорировать повестки в Капитолий». Республиканцы: «Тогда вам следовало подать в суд, требуя прихода свидетелей!» Демократы: «В этом случае суды разных инстанций тянулись бы до самых выборов, а то и после». Вот такой непродуктивный диалог, где у каждой стороны — «железные» аргументы!
Часть республиканских сенаторов (Александер, Рубио, Портман, Коллинс и другие) говорят сейчас: да, Трамп вел себя неправильно с Украиной, но его вина не заслуживает отстранения от должности, она не столь тяжкая.
Выступая во вторник с ежегодным посланием о положении в стране перед обеими палатами Конгресса, президент был уверен в том, что его не отстранят от должности, это стало бы невиданным позором в истории США. Трамп «не сделал историю», выступая с посланием, будучи под импичментом, его опередил Клинтон. Но если в ноябре Трамп будет переизбран, он войдет в историю как первый президент США, победивший на выборах после объявления ему импичмента.
Накануне обращения Трампа в Конгрессе рейтинг популярности 45-го президента достиг рекордных 49% по данным службы Гэллапа.
Но о благодушии и каком-то прощении оппонентов речи нет. На церемонии, которую видел весь мир, Дональд Трамп проигнорировал протянутую руку спикера Нэнси Пелоси. В свою очередь, спикер дождавшись, чтобы Трамп закончил речь, аккуратно разорвала страницы с текстом на две части.
Для Трампа нынешняя неделя безусловно войдет в актив. Помимо победы президента в сенате, рекордной цифры рейтинга, пафосной речи в Конгрессе, которую слушали непримиримые враги из демпартии, еще и старт первичных выборов у демократов обернулся полным конфузом. А Трампа одинаково радуют как собственные достижения, так и провалы противников, и не поймешь, что больше. В понедельник на «кокусах» – партийных собраниях в штате Айова вышла из строя специальная компьютерная программа подсчета голосов. В результате пришлось пересчитывать несколько дней, к утру четверга (!) были обработаны 86% голосов, и …Джозеф Байден только четвертый, он не получил пока ни одного «своего» делегата на общепартийную конференцию, которая пройдет 13-17 июля в Милуоки, штат Висконсин, где делегаты избирают официального кандидата в президенты от демпартии. В Айове лидировали бывший городской мэр из Индианы Пит Буттиджич и сенатор-«социалист» Берни Сандерс, заполучившие по 11 делегатов, 5 делегатов у Элизабет Уоррен. Всего штат Айова делегирует на съезд 41 человека с мандатом, Байден еще может получить голоса в последнюю минуту, но то, что он уже не фаворит у демократов – бесспорный факт.
«Кто есть ху» в предвыборной гонке демократов, прояснится после 3 марта — «супер-вторника», когда первичные выборы одновременно пройдут в 14 штатах, на территории Американского Самоа, а еще будут голосовать демократы за пределами страны. И еще — в гонку вступит бывший мэр Нью-Йорка, миллиардер Майкл Блумберг, буквально заполонивший рекламой кабельные телеканалы и интернет. Схватка двух миллиардеров за Белый дом– такой сценарий вполне возможен.
«Украингейт» можно назвать «второй попыткой» демократов.
Ему предшествовали упорные поиски связей Трампа с Кремлем. Но доклад комиссии спецпрокурора Роберта Мюллера не дал противникам президента тех выводов, которые могли бы лечь в основу импичмента. Попытки вмешательства в выборы со стороны Кремля Мюллер в своем докладе зафиксировал, выдвинул обвинения российским хакерам и сотрудникам ГРУ, но обвинений президенту не предъявил.
Таким образом, телефонный разговор Трампа с Зеленским, о котором сообщил анонимный информатор из спецслужб, тема quid pro quo: «Америка дает Украине военную помощь, Киев представляет компромат на Байденов» стала последней возможностью объявить импичмент, не дожидаясь выборов.
Расклад голосов в сенате был явно не в пользу демократов. У организаторов импичмента оставался один шанс — привлечь внимание американцев, вызвать общественное возмущение поведением Трампа, свалить его рейтинги и тем самым вынудить республиканских сенаторов голосовать против президента, если в их штатах избиратели дружно поддержат импичмент. Это стало «ближайшей задачей», и здесь демпартию ждал провал.
Рейтинг Трампа не обрушился и даже вырос к моменту решающего голосования. И хотя большинство американцев высказалось за вызов свидетелей в сенат, это были не 90%, а порядка 60-65%, и сенаторы-республиканцы решили вступиться за президента единым фронтом. Среди трех сенатских голосований по импичменту в истории США нынешнее стало самым «партийным».
У этого процесса была еще одна задача — победить Трампа в ноябре, «перемыв ему кости» на многочисленных слушаниях, которые показывали кабельные каналы. Но, как отмечали здешние СМИ, рейтинги телевизионных трансляций оказались явно ниже, чем были во времена Клинтона и «Моникагейта». Опросы показали: американцы следили за процессом меньше, потому что мало верили в то, что сенат отстранит Трампа от должности.
Для конечной победы демпартии нужен не только «ослабевший» Трамп, но и свой сильный кандидат. Джозеф Байден, казавшийся безусловным фаворитом в самом начале гонки, теперь потерял, как здесь говорят, «свой момент», в том числе, благодаря шумихе в прессе вокруг сына, увольнения украинского генпрокурора под давлением Байдена-ст. и получения компанией Байдена-мл. денег от госструктур Китая.
«Трампофилы» считают, что всё закономерно. «Трампономика шагает по стране» — снижение налогов, дерегулирование финансовых правил, введенных при Обаме, повышение тарифов для зарубежных партнеров ускорили экономический рост, привели к тому, что фондовый рынок достиг рекордных максимумов, помогли стимулировать рынок труда. При Трампе были уничтожены лидер ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация) аль-Багдади и иранский генерал Сулеймани, руководивший операциями в разных точках мира. Любопытно, что после речи Трампа госсекретарь Помпео выпустил специальный пресс-релиз, где деятельность президента описана в восторженных тонах, цитата: «Все американцы могут гордиться решимостью президента Трампа поставить американские интересы и ценности на первое место и восстановить уважение к американскому лидерству на мировой арене». Трудно представить себе, чтобы подобный панегирик написали о своих боссах Генри Киссинджер, Джеймс Бейкер или Кондолиза Райс с Джоном Керри. Воистину, как пел Боб Дилан: «времена, они меняются».
Критики Трампа отмечают, что в речи президента, как обычно, содержалась масса неточностей. «Это был манифест неправды», заявила спикер Пелоси, объясняя, почему она публично порвала текст выступления. «Трампофобы» отмечают, что пошлины нанесли ущерб американской промышленности и сельскому хозяйству, а снижение налогов и увеличение государственных расходов существенно увеличили государственный долг. При Обаме было 17 триллионов долларов, а сейчас больше 23-х.
Кто в итоге окажется прав? Как говорится, «цыплят по осени считают». В США подсчет состоится 3 ноября.