Погибших, вероятно, будет больше: на месте еще продолжаются спасательные работы, найдены не все летевшие пассажиры, а из 49 (по другим данным, 66) госпитализированных как минимум 18 человек, по сообщениям Минздрава Казахстана, находятся в тяжелом состоянии. В связи с катастрофой было объявлено об открытии пунктов сбора крови для пострадавших, свои соболезнования выразили оба президента страны, а МВД объявило о начале расследования.
Рейс Алматы — Нур-Султан — самое популярное авианаправление в стране, это 950 километров расстояния, маршрут занимает чуть меньше двух часов. Фактически это связь между двумя столицами, как между Москвой и Петербургом. Пассажиров на борту не могло быть мало, поскольку билеты на самолеты компании Bek Air — одни из самых дешевых в стране.
В преддверии новогодних праздников полет мог обойтись меньше чем в три тысячи рублей: даже на скоростной поезд, едущий 16 часов, билет стоит дороже. Полет на относительно более надежных самолетах крупнейшего авиаперевозчика Air Astana даже при самых оптимистичных раскладах стоит минимум в два раза дороже.
Фактически самолеты Bek Air — это разновидность авиационной маршрутки. Обратной стороной дешевизны является качество самолетов:
Bek Air эксплуатирует 9 самолетов Fokker, все они старые. Самолеты этой модели перестали выпускаться еще в 1997-м году,
журналисты казахстанского портала Tengrinews.kz выяснили, что в прошлом году Bek Air получила два таких самолета, которые были в эксплуатации у португальской авиакомпании.
Пять лет назад председатель правления Bek Air Нурлан Жумасултанов в интервью автору этих строк заявлял, что авиакомпания планирует купить несколько самолетов «Сухой Superjet» за 200-250 млн долларов. «Сделка на контроле у самого ВВП, — заявил тогда Жумасултанов. — Там львиную долю [выплат] финансирует Россия по программе экспортного кредитования».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Однако с тех пор о покупке SSJ никто больше не говорил, а у Bek Air в наличии остались только Fokker, которые начали стремительно портиться. Самое громкое до этого момента происшествие произошло в марте 2016 года, когда рейс Караганда — Астана садился без переднего шасси. На борту находился 121 человек, все выжили, а командира экипажа Дмитрия Родина вскоре представили к государственной награде.
Нынешняя катастрофа — первая с человеческими жертвами в истории авиакомпании, деятельность которой уже приостановлена.
Популярность рейсов от Bek Air подчеркивает и тот факт, что среди погибших были известные и статусные в Казахстане люди. В авиакатастрофе погиб председатель Совета генералов Казахстана, экс-заместитель министра внутренних дел Рустем Кайдаров. Погибла также выпускающий редактор крупнейшего информационного сайта informburo.kz и один из лучших журналистов страны Дана Круглова: по словам коллег, она не планировала лететь этим рейсом, но очень хотела встретить новогодние праздники с родными, поэтому решилась на перелет.
Этим самолетом могла полететь и известный адвокат Айман Умарова (фактически сейчас это внештатный юридический советник президента Касым-Жомарта Токаева), но в последний момент ее клиент купил билет на другой рейс. По иронии судьбы, в списке пассажиров есть женщина по имени Айман Омарова.
Версии случившегося — даже первоначальные — МВД озвучивать не спешит. Возбуждено уголовное дело по статье 344 часть 3 («Нарушение правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта») Уголовного кодекса Казахстана. Многое будет понятно после расшифровки «черных ящиков» и показаний выживших членов экипажа (командир судна, по последним данным, погиб).
Добавим, что в этом десятилетии катастрофа большого самолета в Казахстане — третья по счету.
- Семь лет назад, 25 декабря 2012 года, на подлете к Шымкенту упал военный Ан-72, перевозивший сотрудников пограничной службы КНБ: тогда погибли 27 человек, в том числе руководитель ведомства Турганбек Стамбеков и почти весь его аппарат.
- 29 января 2013 года под Алматы при заходе на посадку упал пассажирский самолет Canadair CL-600-2B19 компании SCAT, следовавший из Кокшетау. Тогда погиб 21 человек — все находившиеся на борту.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68