СюжетыОбщество

На мосту сестер

В Москве прошла акция в поддержку Крестины, Ангелины и Марии Хачатурян

Этот материал вышел в номере № 141 от 16 декабря 2019
Читать
14 декабря Патриарший мост украсили десятки сиреневых лент и навесных замков. Повод совсем не радостный: 3 декабря Следственный комитет завершил расследования дела сестер Хачатурян, обвиняемых в убийстве своего 57-летнего отца, оставив квалификацию их действий без изменений.
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

На лентах написано «Свободу сестрам Хачатурян», а на замках имена обвиняемых: Крестины, Ангелины и Марии. Акция также посвящена проекту закона «О профилактике семейно-бытового насилия», который был опубликован на сайте Совета Федерации 30 ноября и сразу вызвал шквал критики. Несмотря на участие рабочей группы, в которую входили юристы Мари Давтян и Алена Попова, занимавшиеся разработкой изначального документа, законопроект оказался направлен не на защиту жертвы от агрессора, а на «поддержку и сохранение семьи». С момента публикации под законопроектом оставили почти десять с половиной тысяч комментариев. 15 декабря — последний день общественного обсуждения проекта.

Кроме акции с лентами, на мосту прошли одиночные пикеты. В первые три часа в мероприятии приняло участие около ста человек. Помимо Москвы, акцию «Мост сестер» поддержали в Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Мурманске и других городах России.

Дарья Серенко

Активистка, одна из организаторов акции 

Дарья Серенко. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Дарья Серенко. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

— Храм Христа Спасителя — главное духовное место Москвы, где заключаются браки и проходят венчания. На Патриаршем мосту очень любят фотографироваться молодожены, свой союз они часто символически фиксируют замками и лентами. В четверг в Храме Христа Спасители проходило собрание околоцерковных людей, которые выступают против закона о домашнем насилии. С помощью одиночных пикетов и акции мы напоминаем, что любая семья в отсутствии закона о домашнем насилии может оказаться внутри катастрофы. Как женщине мне очень легко содализироваться с сестрами Хачатурян. Их ситуация выглядит исключением, но это не так. Она может стать обыденной, если закон о домашнем насилии не будет принят.

«В нынешнем виде закон нерабочий»

«В нынешнем виде закон нерабочий»

Эксперты раскритиковали официальную версию закона против домашнего насилия

Анастасия Резюк

Участница СоцФем Альтернативы 

Анастасия Резюк. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Анастасия Резюк. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

— Когда объединяется арт-активизм и уличный активизм, часто выходит что-то хорошее. Первая часть сегодняшней акции просвещает людей. Например, мы вешаем ленты и замки в поддержку сестер Хачатурян, говоря о проблеме. Вторая часть оказывает непосредственное давление на власть, она призвана сказать: «Нам не нравится, что сейчас происходит. Нам не нравится, что вы забираете у нас нормальную версию закона. Мы хотим, чтобы вы прислушались к нашему мнению».

В текущем законопроекте полностью убрали экономическое и психологическое насилие, что негативно скажется на реабилитации жертв. Кроме того, авторы предлагают примиряться жертве с насильником, а функцию примирения полностью сбросить на НКО. Пока идет примирение жертву не будут ограждать от насильника. Охранный ордер, который запрещает коммуницировать с жертвой, выдается на срок от десяти до тридцати дней. Он не выписывается сразу, а за это время жертву могут и убить.

Ольга Ананьева

Инициативная группа в поддержку сестер Хачатурян 

Ольга Ананьева. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Ольга Ананьева. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

— Из законопроекта вырезали четыре вида домашнего насилия. Он так сформулирован, что непонятно, о чем может идти речь. Во-первых, это накладывает серьезные законодательные дыры, которые не позволяют системе эффективно работать. Чтобы закон работал его нужно четко и детализировано прописывать. К примеру, в законопроект нужно включить детей как группу, которые подвергаются домашнему насилию. Сейчас слово дети там есть только в словосочетании «партнеры с детьми».

Мария Алехина

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Участница группы Pussy Riot 

Мария Алехина. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Мария Алехина. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

— Я считаю, что сестры Хачатурян не должны находиться за решеткой. Кроме того, им, как минимум, должна быть оказана психологическая и социальная помощь.

Я здесь не только из-за дела сестер. За ситуацией, связанной с домашним насилием, я слежу с февраля 2017 года, с момента декриминализации побоев. При этом думать о проблеме я начала раньше, еще в колонии (Марию Алехину приговорили к двум годам колонии общего режима в августе 2012 года по делу Pussy Riot.Д. К.). Примерно треть женщин, которых я встретила, находились в колонии из-за преступлений, связанных с домашним насилием. Это люди, которые годами терпели побои и в какой-то момент не выдерживали. Что происходило после этого? Они уезжали [в тюрьму] на восемь лет, а их собственность отжималась родственниками погибшего. Из колонии они выходили в никуда с волчьим билетом, без возможности устроиться на работу и без жилья. По сути, они выходили в смерть.

Я и мои коллеги передали часть денег от Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) (в 2018 году ЕСПЧ присудил участницам Pussy Riot компенсацию за уголовное преследование в размере 37 тысяч евро. — Д. К.) «Зоне права» на дела, связанные с домашним насилием. Мы добиваемся возбуждения уголовных дел против полицейских, которые не реагировали на звонки. Еще часть денег — мы решили сделать премию за лучший материал о домашнем насилии.

Сергей Корнеев

Работает над детскими образовательными проектами в сфере естественных наук 

Сергей Корнеев. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Сергей Корнеев. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

— Акция «Мост сестер» созвучна с моими гуманистическими принципами и идеалами. Я не берусь выносить вердикт сестрам Хачатурян с точки зрения правомерности, но, на мой взгляд, судебный процесс против сестер довольно непрофессиональный. Он не учитывает контекст всей истории. [Убийство] рассматривается как самостоятельная вещь, как очень простой эпизод некоего уголовного разбирательства. Таким он категорически не является.

Законопроект, который сейчас предлагается к рассмотрению тоже непрофессионален, много вещей, которые были учтены рабочей группой, в него не вошли. При этом у нас есть конкретные проблемы. Проблема домашнего насилия есть? Есть. Проблема с тем, что случаи домашнего насилия спускаются на тормозах есть? Есть. Нормальная процессуальная база работы с такими ситуациями есть в стране? Нет.

Александра Бусурина

Активистка 

Александра Бусурина. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Александра Бусурина. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

— С моим плакатом все очень просто. Отец Хачатурян извел сестер, и где он сейчас находится?

«Я тебя сейчас, сука, убивать буду»

«Я тебя сейчас, сука, убивать буду»

Большинство женщин, осужденных за убийство, защищались от домашнего насилия. Исследование «Новой газеты» и «Медиазоны»

Екатерина Гильд

Студентка 

Екатерина Гильд. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Екатерина Гильд. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Нам необходим закон о домашнем насилии. Декриминализация побоев уже погубила много людей. Я не считаю, что сестры Хачатурян должны быть посажены на 20 лет. В идеале должно быть так, чтобы их вообще не посадили.

Участницы акции поддержки сестер Хачатурян. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»
Участницы акции поддержки сестер Хачатурян. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow