СюжетыПолитика

Прочь сомнения!

На парламентских выборах британцы окончательно решили выйти из Евросоюза

Прочь сомнения!
Фото: EPA
На третьих за пять лет парламентских выборах консерваторы одержали победу, какой у них не было с 1987 года, со времен Маргарет Тэтчер: 365 голосов (на 47 голосов больше, чем на прошлых выборах). В Палате общин у них будет абсолютное большинство и право формирования правительства. Теперь все, что консерваторы задумают, они могут осуществить, никого не уговаривая и ни с кем не вступая в альянсы.

Ставка консерваторов на Бориса Джонсона как лидера партии, который сможет привести их к победе, полностью оправдалась. По самому главному сейчас для британцев вопросу о членстве Великобритании в ЕС он провел выборы как непримиримый борец за выход и к тому же пообещал существенно увеличить ассигнования на здравоохранение, образование и полицию. Радикалы (партия «Брексит» Найджела Фараджа) даже не стали выставлять своих кандидатов в округах тори.

Главный соперник и вторая крупная партия страны — лейбористы — потерпели разгромное поражение. Они получили 203 голоса, потеряв 59 мест. Это худший результат лейбористов с 1935 года. Лидер партии Джереми Корбин провел кампанию, критикуя десятилетнюю политику жесточайшей экономии правительств консерваторов, обещал большую программу увеличения государственных расходов, повышение налогов на богатых, национализацию некоторых отраслей. По главному вопросу кампании Корбин обещал новые переговоры с ЕС и проведение второго подтверждающего референдума. Корбин уже объявил о скорой отставке.

Джереми Корбин уже объявил что скоро уйдет в отставку. На этих выборах партия лейбористов потерпела разгромное поражение. Последний раз такое было в 1935 году. Фото: EPA
Джереми Корбин уже объявил что скоро уйдет в отставку. На этих выборах партия лейбористов потерпела разгромное поражение. Последний раз такое было в 1935 году. Фото: EPA

Либерально-демократическая партия, которая подавала большие надежды весной-летом этого года, так что эксперты заговорили о конце двухпартийной системы, получила всего 11 мандатов. Их лидер Джо Свинсон сама потеряла свой округ и уже ушла в отставку. Партия Уэльса получила 4 места, а Зеленые — сохранили 1. Ирландские юнионисты получили чуть меньше, чем раньше (8 мест), равно как и Шинн Фейн, выступающая за единую республиканскую Ирландию (7 мест). Однако Шинн Фейн традиционно не принимает участие в работе парламента. Социал-демократическая партия и лейбористская партия Ирландии, представляющая твердых еврофилов, получила 2 места.

Существенным фактором британской политики уже в ближайшем будущем станет рост представительства в парламенте Шотландской национальной партии (ШНП), которая получила 48 мест, увеличив на четверть своё присутствие. Кандидаты от ШНП баллотируются только в Шотландии, выступающей за сохранение членства в ЕС. Рост их влияния означает усиление противостояния Эдинбурга с Лондоном, вплоть до отделения Шотландии.

Лидер ШНП Никола Стерджен уже заявила, что еще в этом году будет просить Вестминстер о праве на проведение второго референдума о независимости Шотландии.

Большинство позволит консерваторам уже до Рождества принять необходимое законодательство и в начале следующего года вывести страну из Европейского сообщества, в котором она находилась без малого 50 лет. В течение года Джонсон должен провести переговоры о новых отношениях с ЕС. Он установил конечный срок переговоров в 11 месяцев, но большинство экспертов считает этот срок нереалистичным — на подобные переговоры требуются годы.

Разведку интересуют вечеринки

Вышел закрытый доклад спецслужб о вмешательстве России в политику Великобритании: что в нем?

Впрочем, отмечает влиятельная «Гардиан», в прошлом Джонсон добился успеха на переговорах с ЕС «не из-за своей жесткости, обаяния или блеска, а потому, что согласился сохранить единый рынок ЕС в Северной Ирландии и создал границу в Ирландском море», внутри Великобритании. Иными словами, он просто сдался на условия ЕС, написала газета. Переговоры в такие сжатые сроки могут быть только чередой уступок.

Великобритания в 2016 году проголосовала на референдуме за выход из ЕС — 52 против 48%. С тех пор раскол в обществе только углублялся. Опросы фиксировали преобладание еврофильских симпатий в течение последних двух лет. Парламент зашел в тупик, а Джонсон проигрывал одно голосование за другим. Выборы должны были подтвердить или опровергнуть результаты референдума и выдать парламенту понятный мандат. Теперь мандат получен — яснее не бывает.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow