Сюжеты

«Адмирал» печальной карьеры

На тяжелом авианесущем крейсере, стоявшем на ремонте Мурманске, произошел очередной пожар

Этот материал вышел в № 140 от 13 декабря 2019
ЧитатьЧитать номер
Общество

9
 

Утром в пятницу на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», стоявшем на ремонте в Мурманске, начался пожар. По одной из версий, во время сварочных работ загорелось дизтопливо. Первоначально площадь возгорания составила 20 квадратных метров, но к обеду, несмотря на усилия восьми пожарных расчетов, — уже 600. Пожар, начавшийся на нижней палубе вблизи энергоустановки крейсера, охватил целый отсек. К 13.30 по московскому времени пламя удалось локализовать. «Новая газета» вспоминает основные происшествия, которые произошли на единственном российском корабле такого класса.

Пожар на крейсере «Адмирал Кузнецов». Фото: Лев Федосеев / ТАСС

официальный комментарий северного флота
 

По состоянию на 17.30 часов (мск) продолжается проливка локализованного очага задымления в одном из отсеков находящегося на ремонте авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Распространения задымления за пределы локализованного очага нет.

В ликвидации возгорания принимают участие штатные пожарные команды корабля из числа военнослужащих хорошо ориентирующихся во внутреннем корабельном пространстве крейсера.

Военнослужащие с малейшими признаками отравления продуктами задымления, либо обратившиеся за медицинской помощью, направлены в лечебные учреждения. В настоящее время медицинская помощь оказана 10 военнослужащим. Угрозы их здоровью нет.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Советского Союза Кузнецов» в апреле 2018 года был передан Объединенной судостроительной корпорации, где специалистами предприятия осуществлялся его плановый ремонт.

К вечеру дня было известно о десятерых пострадавших, обратившихся за медицинской помощью. Их здоровью уже ничего не угрожает. Также сообщалось о пропавшем без вести офицере, капитане 3-его ранга Викторе Измайлове. Военное ведомство эту информацию на момент публикации материала никак не комментировало.

Как сообщило мурманское информагентство «Северпост», во время пожара на корабле началась паника: «Мы работали в энергоотсеке, почувствовали запах гари, начали подниматься на верхнюю палубу, но там уже все было в дыму. Не видно ничего на расстоянии вытянутой руки. Я добежал до 15-го схода, там были ребята военные, маску дали подышать. Потом дым добрался и туда.

У нас такого никогда не было, чтобы каждый сам за себя, бежали все сломя голову», — рассказал агентству работник ремонтной группы на авианосце.

Отметим, что пожар случился во время ремонта, на который «Адмирала Кузнецова» направили после другой аварии: 30 октября 2018 года он получил серьезные повреждения при затоплении плавдока на принадлежащем «Роснефти» судоремонтном заводе в Росляково. Тогда во время вывода крейсера из дока после завершения ремонта на берегу произошел скачок напряжения, в доке встали насосы, и он затонул. Погиб один человек, четверо получили травмы.

При этом на палубу «Кузнецова» рухнул 70-тонный кран, а всего комиссия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) насчитала на корабле 52 повреждения. Док этот был единственным в стране, способным принять гиганта «Кузю», как называют крейсер в Мурманске. В итоге авианосец оказался на мурманском СРЗ-филиале «Звездочки», его ремонт, как заявил ТАСС глава ОСК Алексей Рахманов, оценивался в 70 миллионов рублей.

***

Пожар на крейсере «Адмирал Кузнецов». Фото: Лев Федосеев / ТАСС

Последние годы работы 32-летнего крейсера не обходятся без серьезных и довольно регулярных происшествий, многие из них были связаны с жесткими и аварийными посадками военных самолетов.

Так, 18 октября 2004 года был потерян Су-25УТГ — вследствие неудачного приземления на крейсер у него сломалась правая стойка шасси. Одной из основных причин аварии стала ошибка экипажа, а самолет по итогам пришлось списать.

Почти ровно через год на корабле произошли две аварийные посадки истребителей Су-33: одна из машин упала в океан и затонула, вторая удержалась на палубе.

Осенью 2016 года «Адмирал Кузнецов» был направлен в Сирию. Его первый за несколько лет дальний поход (он отправился из Североморска на Кольском полуострове до Средиземного моря) прошел неудачно: шлейф густого черного дыма тянулся за кораблем на сотни метров на протяжении его следования, что стало причиной пристального внимания к крейсеру со стороны «широкой общественности» и международной прессы. Позднее командир авианосца Сергей Артамонов сказал, что дым над «Адмиралом Кузнецовым» — это нормально.

Так или иначе, достигнув берегов Сирии, крейсер приступил к выполнению боевой задачи. Как заявлял начальник Генштаба Валерий Герасимов, палубная авиация «Адмирала Кузнецова» уничтожила 1252 объекта террористов. Однако не все прошло гладко. 14 ноября 2016 года в Средиземном море во время захода на посадку на борт корабля после выполнения тренировочного полета потерпел крушение истребитель МиГ-29К. А 5 декабря 2016 года при посадке на корабль из-за обрыва троса аэрофинишера (эта же причина указывалась в качестве обоснования потери Су-33 в 2005 году) снова был потерян Су-33.

«Кузнецов» в целом имеет репутацию крайне несчастливого корабля: помимо аварий, на крейсере были случаи гибели членов экипажа и несколько пожаров.

Первый дальний поход крейсера в 1996 году едва не стал последним из-за поломки энергетической установки в штормящем Средиземном море: крейсер чудом не выбросило на скалы. В следующий раз он вышел в море лишь через два года. Тогда, в августе 1998-го, при приеме топлива 60 тонн мазута вылилось на пост управления стрельбой, из-за прорыва трубы вода затопила два из четырех зенитных комплексов «Кортик».

В 2000 году на корабле от удара током погиб матрос. В январе 2002-го во время ремонта на рейде Североморска погиб старшина 1-й статьи Бобылев — он отравился угарным газом при пожаре на борту. В октябре 2003 года на ходовых испытаниях после очередного ремонта на крейсере произошел пожар в главном газоходе. 27 августа 2006 года — вновь пожар, пострадали два матроса.

Новый пожар случился в январе 2009 года во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. В дыму задохнулся матрос срочной службы.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera