КолонкаКультура

Лондон все спишет

Как смотрится русское кино в британской столице

Этот материал вышел в № 138 от 9 декабря 2019
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 138 от 9 декабря 2019

12:55, 6 декабря 2019

2

Анна Наринская
12:55, 6 декабря 2019

2

Анна Наринская

Численность русскоязычного населения Лондона — предмет неугасающих споров. Их то ли аж 300 тысяч (по прикидкам экспертов), то ли всего 45 тысяч (согласно итогам переписи населения). А вообще в Лондоне живет 9 миллионов человек, так что даже первая цифра уж никак не превращает столицу Британии в Лондонград, Москву-на-Темзе или… какие там еще клички имеются.

При этом русские — действительно важная часть Лондона. Их присутствие даже создало мифологию и вдохновило произведения пусть не чистого искусства, так хотя бы массовой культуры: от клипа Робби Уильямса Party like a Russian и сериала МсМafia до фильма Дэвида Кроненберга «Порок на экспорт», где русских бандитов-лондонцев играют Вигго Мортинсен и Венсан Кассель. Ведь для того, чтоб создавать эффект присутствия, совсем не обязательно физически где-то находиться и, что называется, светить лицом: вполне достаточно, чтоб о тебе много говорили. Все мы знаем про бабушку Карлсона, хотя в книжке она не появляется, и вообще, не совсем понятно — существует ли она на самом деле. А о русских в Англии говорят очень много. Правда, не так тепло, как Карлсон про свою бабушку.

Пишут в газетах, говорят по телевизору, причем не только в новостях: возрожден экранный образ «злодея/злодейки из России» (взять хоть нашумевший сериал «Убивая Еву»). И даже с театральной сцены (в Old Vic, одном из главных лондонских театров, идет пьеса «Очень дорогой яд» об убийстве Александра Литвиненко).

Теперешние отношения Великобритании и России (а некоторые эксперты считают, что периода хуже не было даже во время холодной войны) задают всему русскому, что происходит в Лондоне, какой-то нервный контекст, даже ожидание скандала. Впрочем, эти ожидания совсем не всегда оправдываются.

На фильмах недели русского кино в Лондоне (она проходила с 24 ноября до 1 декабря) были полные залы, и практически все зрители оставались на обсуждение.

Да, большинство было явным образом русскоязычным: это эмигранты и их говорящие уже с акцентом дети, но были и совсем, что называется, местные. При этом вопросов про политику было не так и много.

Лично меня это несколько раздражало. Мне хотелось, чтоб, например, с создателями фильма «Т-34» хотя бы поговорили о том, как их произведение укладывается в отечественный официальный культ войны и победы, отсекающий любое инакомыслие по этому поводу. Но это было похоже на то, что большинство зрителей, особенно молодых, восприняли это произведение просто как стрелялку из мира компьютерной игры World of Tanks, а контекст, в котором любое высказывание о Второй мировой существует в современной России, им неизвестен, а главное — их не беспокоит.

Это вообще очень интересно. Как существует искусство вне общественно-политического контекста. И существует ли вообще? Неделя русского кино в Лондоне проходит так, как будто на этот вопрос можно дать положительный ответ. Отбор фильмов если что-то и предъявляет, то это отсутствие хоть какой- то тенденции. От пропагандистского « Балканского рубежа » до « Большой поэзии » Александра Лунгина с его отсылками к необъявленной войне, которую Россия ведет на востоке Украины. От блокбастеров типа « Т-34 » до принципиально не развлекающих зрителя фильмов вроде « Сквозь черное стекло » Константина Лопушанского. А на прилагающемся к показам фестивале «Золотой единорог» приз за лучший фильм получил фильм « Ван Гоги » Сергея Ливнева. Это история отношений отца и сына, разыгрывающаяся на внутренней, интимной территории и никак не выходящая в большой мир. Это могло происходить где угодно и когда угодно.

Так что, если хоть как-то свести этот набор фильмов к одному знаменателю, то получится нечто вроде «вот такое разное кино снимают сегодня в России». И, как ни странно, это дает не то чтобы неверную картину.

До последнего времени (я пишу это накануне вынесения приговора Егору Жукову и с ощущением неотвратимости катастрофических перемен) гибридность отечественного устройства жизни особенно была заметна в зоне культуры. Именно там происходило полное неразличение «нас» и «их». Искусство вообще (и тем более требующее бюджетов кино) становилось главной зоной коллаборации интеллигенции с властями и в то же время — что важно — властей с интеллигенцией. Спор пятилетней давности о логотипе Минкульта на титрах «антироссийского», по мнению многих, фильма «Левиафан» (о том, для кого это позорнее — для министерства или для фильма) не разрешен до сих пор. Потому что разрешить его сложно, да и невыгодно практически никому.

Представленное нероссийским (ну хорошо, бывшим российским) зрителям Лондонской недели кино предъявляет это неразличение в очищенном и поэтому во многом правдивом виде. Это одновременно симуляция свободы и точно такая же симуляция несвободы.

Пусть каждый выбирает что хочет.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#кино #россияне #великобритания

важно

4 часа назад

Казахстанский диджей Imanbek выиграл премию «Грэмми»

Slide 1 of 1
Slide 2 of 2
Slide 1 of 1

выпуск

№ 27 от 15 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • № 22 от 1 марта 2021
    № 22 от 1 марта 2021
  • № 21 от 26 февраля 2021
    № 21 от 26 февраля 2021
  • № 20 от 24 февраля 2021
    № 20 от 24 февраля 2021
  • № 18-19 от 19 февраля 2021
    № 18-19 от 19 февраля 2021
  • № 17 от 17 февраля 2021
    № 17 от 17 февраля 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Колонка

Цены строгого режима В Думе хотят остановить подорожание продуктов, сажая в тюрьму покупателей

265122

2.
Сюжеты

Напряжение в Сети Слесарь-сантехник из Колпино, почти не владеющий интернетом, сам того не ведая, стал злоумышленником во Всемирной паутине

131197

3.
Сюжеты

«Есть такая Нина, которая все-таки смогла» История дагестанской женщины, пережившей обрезание в детстве и насилие в браке, которая добивается равноправия в родной республике

125455

4.
Сюжеты

«Вот когда деньги отняли, мы не выдержали» Младший медперсонал рассказывает «под запись» о внутренней кухне лучшей больницы Ленобласти. Чиновники эти факты отрицают

110709

5.
Сюжеты

Разговорчики в миру За случайный диалог на улице о Навальном и Фургале протоирея из Хабаровска арестовали на 20 суток. РПЦ не против

110424

6.
Комментарий

Любовь втроем: мы с товарищем майором и Антон Красовский Заявление в Следственный комитет

104804

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
;

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera