Александр Лукашенко не дотерпел. О российско-белорусских отношениях он должен был говорить с Владимиром Путиным в субботу, 7 декабря, в Сочи. А 5 декабря он должен был всего лишь выступить перед депутатами прежнего и нового созывов, чтобы поприветствовать одних и сказать последнее «прости» другим. В итоге выступление перед депутатами все равно обернулось монологом об отношениях с Россией.
Ничего удивительного, ведь 8 декабря, в 20-ю годовщину подписания договора о создании союзного государства, Путин и Лукашенко обещали подписать программу углубленной интеграции. Во всяком случае, об этом они говорили целый год. И туманно обещали какие-то немыслимые десятки и сотни дорожных карт, некоторые из которых, по словам чиновников обеих стран, уже согласованы, а некоторые даже перспективы такой не имеют. Белорусы тем временем писали на аватарках в социальных сетях: «Я за незалежнасць!» — и собирались на митинг против интеграции в субботу, 7 декабря, в то самое время, когда борт №1 вылетит из Минска в Сочи.
Так вот, 5 декабря во время выступления перед депутатами Александр Лукашенко заверил всех, что никакой угрозы суверенитету Беларуси нет: «Запомните: я не пацан, который отработал три-четыре-пять лет президентом. Мне хватило вот так! И я не хочу перечеркнуть все то, что я сделал вместе с вами, с народом: создал суверенное, независимое государство, чтобы его сейчас уложить в какой-то ящик с крестом наверху и куда-то выбросить или кому-то передать. При мне этого не будет никогда».
Лукашенко сказал, что никто не собирается захватывать Беларусь, никто не претендует на ее независимость, а это значит, что глупо добровольно эту независимость кому-то отдавать. В очередной раз публично обиделся на оппозицию: «Видите ли, они больше радеют за «незалежнасць», чем вы или я. Что мы там подпишем какие-то такие документы, которые не в интересах Беларуси. Никто никогда не подпишет те документы, которые нам принесут вред. Сегодня вообще не идет в переговорах с Россией речь о политике, дипломатии и так далее. Если кто-то переживает, что завтра будет общий парламент, на эту тему даже разговоров нет. Если кто-то переживает за то, что завтра у нас будет президент не Лукашенко, а кто-то другой (я имею в виду сейчас, без выборов), тоже не переживайте. Мы не ведем диалог по политическим вопросам. С президентом Путиным еще в Сочи более года назад договорились по-дружески. Я ему говорю: мы не потянем эти вопросы, если начнем их обсуждать».
Он объяснил: 6 декабря в Сочи будут работать премьер-министры и их помощники. И только на следующий день «мы встретимся и посмотрим, что наработали премьер-министры и руководители групп, и, если это возможно, примем решение». Но речь идет, по словам Александра Лукашенко, исключительно об экономической повестке. И, судя по всему, экономическая повестка — это вовсе не вопросы интеграции: «О какой можно говорить дальнейшей интеграции, если мы сегодня не имеем договора о поставках природного газа? Хотя об этом договорились давно. И наши правительства провалили эти договоренности. Не по вине белорусского правительства. То есть у нас завтра Новый год, а мы не имеем договора по объему и ценам поставок природного газа. Не решены вопросы по нефти. Даже элементарный вопрос до сих пор не решен по грязной нефти. Мы что-то считаем, решаем. А они делают вид, что этой грязной нефти не было. А ведь мы провалили ВВП в основном из-за нефтяных проблем. Потому что к нашей нефтепереработке еще привязана нефтехимия».
Шестого декабря в Сочи встретились премьер-министры Дмитрий Медведев и Сергей Румас. Еще перед вылетом белорусский премьер рассказал журналистам, что из 31 дорожной карты несогласованными осталось 16. «Я для себя вижу задачу-минимум, — сказал Румас, — чтобы мы внесли на рассмотрение глав государств три-четыре вопроса, по которым мы не договорились. Задача-максимум — договориться по всем вопросам. Учитывая, что эти вопросы очень важные, главы государств все равно будут в них погружаться. Но было бы правильно, чтобы правительства внесли на рассмотрение согласованные вопросы».
Поскольку содержание дорожных карт по неведомым причинам весь год держалось в секрете, трудно сказать, что содержится в 16 из них.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Впрочем, цена на газ — это главное и без всяких дорожных карт. И Александр Лукашенко говорил с возмущением, что Новый год на носу, а газовый контракт не подписан, и Сергей Румас перед отлетом подтвердил, что цена на газ — один из главных вопросов. Беларусь будет настаивать на цене как для Смоленской области плюс транспортировка. (Сейчас Минск покупает российский газ по 127 долларов за тысячу кубометров, а цена для Смоленска — 72 доллара. В бюджет на будущий год, кстати, заложена прежняя цена — 127 долларов.) Потому что равные условия для субъектов хозяйствования — это основа интеграции, объяснял Румас. Впрочем, этот аргумент использовался и пять, и десять лет назад. А в ответ из Кремля устами разных спикеров звучало: чтобы получать газ по цене как для российского региона, сначала нужно стать таким регионом. И так — из года в год, с неизменной риторикой, приправленной заверениями в вечной дружбе и шутками с элементами прибауток.
Шестого декабря после встречи премьеров Дмитрий Медведев тоже не удержался. Сергей Румас похвалил красивый сочинский вид на горы и посетовал, что в Беларуси нет гор. «У вас и с морем так себе», — пошутил в ответ Медведев. И потом, как всегда, Дмитрий Медведев заявил, что правительствами проведена колоссальная работа и что эмоциональные высказывания во время работы над интеграционными процессами — это нормально. Сергей Румас сказал, что нужно беречь и ценить уже построенное и сделанное, а союзное государство за 20 лет превратилось в мощное интеграционное объединение; и лучше всего не просто ценить и беречь, но и развивать интеграцию. Все эти слова, как и переговоры о цене на газ, не меняются из года в год. Так что сенсаций ждать и не стоило. Тем более что никаких политических и дипломатических вопросов в повестке переговоров не было.
Переговоры Путина и Лукашенко еще не закончились. Но результат можно было спрогнозировать и раньше: публичные объятия, клятвы в вечной дружбе и партнерстве, заверение в святости суверенитета Беларуси, удивление по поводу вопросов об объединении — «а мы и не собирались».
И хорошо, что не собирались.
Главным по сенсациям назначат Дмитрия Медведева — это ведь он в прошлом году первым заговорил об исполнении союзного договора: о едином эмиссионном центре, суде, таможне, Счетной палате. Это было сказано 13 декабря 2018 года в Бресте на заседании союзного Совмина, которое начиналось с обсуждения невинной темы роуминга. В Беларуси это заявление восприняли как угрозу принуждения к интеграции. Спустя год, 5 декабря, когда Александр Лукашенко выступал перед депутатами и уверял, что никаких политических соглашений с Москвой подписывать не собирается, Дмитрий Медведев на пресс-конференции призывал белорусов не бояться уменьшения суверенитета из-за интеграции. Видимо, так они и решили распределить роли: Путин молчит, Медведев требует немедленного сближения, Лукашенко публично сопротивляется. В итоге ничего не происходит, зато имитируется большой и сложный политический процесс, а журналистам и политологам есть что обсуждать и анализировать. Спектакль заслуживает аплодисментов.
Но белорусы не верят в спектакли погорелого театра. Утром 7 декабря, в субботу, они собрались на Октябрьской площади Минска на акцию против интеграции с Россией и в защиту независимости. Сначала минчане выстроились в цепь на проспекте Независимости, затем перешли на площадь и начали митинг. Участники принесли бело-красно-белые флаги и множество плакатов. На плакатах было написано: «Хватит плясать под московский бит!», «Это не интеграция, это оккупация!», «Если вам кажется, что президент сдает страну, то вам не кажется».
На площади жгли портреты Путина, водили антиинтеграционные хороводы и скандировали: «Отправим Сашу в Рашу!»
На акцию пришли не только активисты оппозиции, но и ученые, писатели, священники. После митинга на площади участники акции отправились гулять по городу. Как сказал один из организаторов Павел Северинец, «пусть нас увидят люди». На площади Независимости — молились за избавление Беларуси от лукавого у Красного костела. Потом отправились на площадь Свободы, а оттуда вернулись на Октябрьскую. Демонстранты спокойно обошли весь центр города и собирались оставаться на площади, пока идут переговоры Лукашенко и Путина. У милиции, судя по всему, было указание не вмешиваться.
Особенностью акции в защиту независимости 7 декабря, как и предыдущих «Встреч свободных людей» 15 и 16 ноября, было то, что на площадь пришли совершенно новые люди. Молодые и бесстрашные. В России, кстати, тоже выросли такие ребята. Значит, все будет хорошо.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68