А начиналось все так. Построили дворец кино в 1989-м на средства Союза кинематографистов СССР. Затем была скандальная дележка между Михалковым (председателем Союза кинематографистов России) и Ибрагимбековым (руководителем конфедерации союзов кинематографистов), судебные дрязги, перепродажи, казино «Арлекино», клуб «Инфинити», криминальные войны с убийствами. Потом из здания вышвырнули Музей кино, ради которого дворец создавался, а Годар в 1991-м подарил одну из первых в стране систему DOLBY-stereo, вручив ее лично директору музея Науму Клейману.
Когда Союз кинематографистов продал свои акции, самый большой в стране киноцентр ушел к частным собственникам и переходил из рук в руки. В 2007 году здание купили братья Меркины.
Слухи о том, что культовое место отдыха морально устарело, ползли давно: залы маленькие, душные, дизайн архаичный, состояние коммуникаций под вопросом. Но о реконструкции речь не шла вовсе, вместо этого год назад заговорили о возможной постройке на месте киноцентра многоэтажного комплекса с отелем, жилыми апартаментами, бассейном и гаражами. И сразу — пикеты, демонстрации. Петицию в защиту киноцентра на сайте change.org подписали более 107 тысяч человек. Никита Михалков, который когда-то и продал акции киноцентра, обратился к мэру с просьбой выкупить центр. Не помогло.
Закрытие превратили в праздник со слезами на глазах. Красная дорожка, музыка из любимых фильмов в фойе в исполнении оркестра. Билеты на последний сеанс доставались тем, кто написал проникновенные признания в любви к «Соловью».
Все закольцевалось: киноцентр открывался «Великим диктатором» (копию тогда привезла в Москву Уна Чаплин) и закрывался им же.
Руководство разъяснило последним зрителям, что новые владельцы вводят их в заблуждение. Общая площадь помещений, отданная под кинопоказ, не 1500 квадратных метров, как они настаивают, а более 8000 «квадратов». Что касается возможного возникновения пожароопасной ситуации, то после расширенной проверки в 2018 году нарушения были устранены. По мнению Юрия Соловья, команда которого и занималась работой центра, «самое страшное, что город решил, несмотря на мнение жителей, что киноцентр ему не нужен». Полиция в тот день задержала трех девушек, одна из которых приковала себя наручниками к креслу в знак протеста против сноса здания. На прощание москвичи провели перед зданием серию одиночных пикетов и флешмоб, образовав вокруг «Соловья» живую цепь. К кинотеатру принесли свечи, цветы и даже траурный венок с надписью «От мэрии Москвы».
Мы спросили у бывшего директора Киноцентра, а в последние годы директора по кинорепертуару Владимира Медведева, в чем была особенность центра кино.
— В 90-е здесь шли не только показы, но творческие вечера, встречи с кинематографистами. В самые трудные времена Киноцентр не прекращал работу, даже когда кинотеатры в 90-е повсеместно закрывались. Например, «Титаник» в 1998-м в Москве вышел всего в четырех кинотеатрах: «Пушкинском», «Киномире», «Ударнике» и в Киноцентре.
Российский союз кинематографистов продал свои акции людям, которые к кино отношения не имели. Но мы продолжали работать. Юрий Васильевич Соловей, взяв в аренду здание у очередных владельцев, строил залы на месте ночного клуба. Два, пять, 14… 24 зала. Одной из главных особенностей Киноцентра стал долгий кинопоказ. Даже появились фильмы-рекордсмены. В 1990-м вышел «Повар, вор, его жена и ее любовник» Гринуэя, который держался в афише пять лет! Среди долгожителей: «За облаками» Антониони; «Ускользающую красоту» Бертолуччи мы купили и показывали год; «Двадцатый век», «Однажды в Америке» — причем на оригинальных кодаковских пленках с переводчиком; «Весна, лето, осень, зима» Ким Ки Дука. Главным рекордсменом стала «Великая красота» Соррентино — 6 лет. И залы наполнялись. На момент закрытия на афише кинотеатра было около 50 названий.
О закрытии объявили, но потом его отложили, чтобы успокоить общественное мнение. Отложенная смерть случилась 2 декабря. Трагедия произошла, виноватых искать поздно.
С момента, как Киноцентр в 2007-м купили частные лица, они мечтали построить на его месте высотку. Но были проблемы с инвестором. И вот, видимо, инвесторы нашлись. Деньги-то нужны огромные, порядка 6–10 миллиардов рублей.
— Что мы потеряли?
— В год нас посещали полтора миллиона зрителей. Залов — 24, но [общая] вместимость — всего 1900 человек. С точки зрения содержательности, смысла нам равных не было. Показывали много арт-фильмов, требовавших от зрителя соучастия. Вокруг кинотеатра собралась своя публика, которая ждала премьер, пересматривала старые картины. На Западе существуют такие дома, в которых живет кино. В Нью-Йорке есть два больших кинотеатра, стенка к стенке, каждый по 25 залов. Там показывают качественное кино — от арт-хауса до умных блокбастеров.
— Как «Соловей» привлекал зрителей?
— В 90-е мы резко снизили цены на билеты до 50 рублей, жизнь была трудной. Каждую среду в большом зале в 11 часов — бесплатные показы для пенсионеров. Говорят, они в кино не ходят, но у нас по утрам залы были полные. Ну а потом… Поскольку конкуренция среди кинотеатров была высокая — рядом «Октябрь», «Европа», «Атриум» — мы посчитали, что ничего не потеряем, если сделаем билеты на утренние сеансы по 100 рублей. Это было выгодно, потому что зрителей было много. Прокатчики с удовольствием давали нам картины.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Почему мэрия не выкупила здание?
— Кто станет за 6 миллиардов выкупать здание, которое в перспективе все равно будет принадлежать частникам? Да и здание уже начали разрушать капитально: начался демонтаж, надо вывозить аппаратуру.
Раньше надо было думать о возможности реконструкции. Если бы владельцы захотели, можно было реконструировать фойе, добавить лестницы, дополнительные выходы. Было бы желание сохранить кинотеатр, а не строить апартаменты на его месте.
— Что делать зрителю, который привык посещать Киноцентр, куда податься?
— Надеяться, что киносети будут снижать цены, хотя бы на утренние сеансы. Сейчас они начинают продавать льготные билеты, но все равно в кино будет ходить еще меньше москвичей. А посещаемость в кинотеатрах и так не сильно прогрессирует.
И все же радует то, что в Москве открываются новые кинотеатры. Южные корейцы купили старые советские кинотеатры вроде «Софии», «Будапешта», «Ангары», которые на окраине, собираются строить по пять-шесть кинозалов при небольших торговых и культурно-развлекательных центрах. Однако в ближайшие годы кинотеатра, подобного «Соловью», в Москве не будет.
— В СМИ пишут, что часть репертуара перейдет в киносеть КАРО.
— Кто мешал КАРО показывать все эти картины раньше? Кто им мешает задерживать в репертуаре фильмы, которые нравятся зрителю? Может быть, они просто хотят наших зрителей привлечь?
Комментарий пресс-службы сети кинотеатров «КАРО»:
— Сеть кинотеатров нового поколения «КАРО» и киноцентр «Соловей» заключили соглашение о сотрудничестве. Целью соглашения является сохранение концепции киноцентра «Соловей» на базе «КАРО» в связи с закрытием Киноцентра. Основной площадкой коллаборации станет киноцентр «Октябрь», но программа будет представлена также и в других кинотеатрах «КАРО» — КАРО Sky 17 Авиапарк, КАРО 7 Атриум, КАРО Vegas 22 и других.
«КАРО» управляет 30 современными мегаплексами (250 залов) и 2 летними кинотеатрами. Помимо фильмов широкого проката в репертуаре сети «КАРО» представлено все многообразие альтернативного контента в рамках проекта «КАРО.Арт»: национальные и тематические кинофестивали, премьерные показы с обсуждением, эксклюзивный прокат, шедевры мирового кинематографа и многое другое.
В «КАРО» 7 дней в неделю действуют специальные цены для школьников, студентов и пенсионеров. Школьники и студенты могут смотреть кино со скидкой до 50%, а стоимость билетов для пенсионеров составляет от 100 до 150 рублей. Для детей до 12 лет на анимацию и фильмы с рейтингом «0+», «6+» и «12+» — скидка 50%. Дети до 3 лет — бесплатно.
Сергей Митрохин
Депутат Мосгордумы, осуществляющий общественную инспекцию кинокомплекса:
— Никто не видел проекта нового здания, а обещаниям трудно верить. Собственник говорил, например, про пять кинозалов. Это нигде не зафиксировано. Но даже если в этом фешенебельном парк-отеле будет пятизальник, билеты подорожают в разы.
Поток зрителей сократится, репертуар обеднеет. У здания будут другие функции. А Москва потеряет демократическое пространство.
Я больше месяца назад отправил мэру предложение выкупить для городских нужд Киноцентр. Эта идея получила широкую поддержку: от Михалкова до артистов, режиссеров. Мне ответил Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, — написал, что собственник молчит. А собственник Меркин, в свою очередь, пишет, что город ему не предлагает выкупить здание. Такая идет игра. На круглый стол по этой проблеме, прошедший 14 ноября, Меркин не пришел, представитель правительства столицы тоже.
Собственник назвал сумму, за которую готов продать здание — 6 миллиардов рублей. Резервный фонд города — 60 миллиардов рублей. Так что дело только в политической воле и в уважении желаний горожан. Мы будем продолжать контролировать события, в том числе строительство. Уже очевидны нарушения: на щите, поставленном на будущем строительном объекте, нет необходимых сведений — от схемы будущего здания до имени заказчика и подрядной организации, даты начала и окончания строительства.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68