По разным данным, мусорный полигон ООО «ЭкоТехноПарк «Шиес» должен принимать из Москвы от 500 тысяч до двух с лишним миллионов тонн отходов в год в течение 20 лет. Люди, выступив против, начали борьбу за чистую воду и землю, лес и воздух. За год прошли десятки митингов, написаны петиции, обращения к президенту и в прокуратуру. Экоактивисты развернули лагерь бессрочного протеста. Лозунгами протеста стали: «Москва, уходи!», «Шиес — наш Сталинград», «Это наша земля».
Противостояние на Шиесе стало протестом регионов. Люди по всей стране выходят в одиночные пикеты и на митинги с плакатами «Шиес, мы с тобой!». За год станция Шиес на границе Республики Коми и Архангельской области стала новым символом гражданского общества.
Главный аргумент противников полигона в том, что в районе Шиеса болотистая местность: строить свалку на болоте нельзя. Кроме того, здесь берут начало северные реки, и если мусорный полигон появится, то он отравит и заразит воду, которую пьют животные и люди Северной России. Застройщик все это, разумеется, отрицает.
В ноябре 2019 года активисты обратились к академикам РАН и дали им изучить инженерно-геологические изыскания территории за 1966 и 2017 годы. Современные изыскания, по словам активистов, провел как раз застройщик, хотя публично об этом не говорит. За полтора года компания — инвестор строительства полигона ООО «Технопарк» так и не провела публичные слушания, не представила проект активистам и общественности.
«Пока нет проекта, все наши разговоры не имеют серьезного обоснования, — сразу уточняет Евгений Венецианов, заведующий лабораторией охраны вод Института водных проблем РАН. — Но есть много косвенных факторов, которые вызывают опасения».
Ученый с мировым именем, профессор геологического факультета МГУ, член РАН Виктор Осипов и другие ученые-академики РАН утверждают: мусорный полигон на Шиесе должен быть запрещен, потому что территория, которую для него готовят, заболочена.
Здесь санитарная зона источников питьевой воды для Русского Севера. Отравленная вода распространится на сотни километров.
«На Шиесе грунтовые воды начинаются уже с глубины 20 сантиметров, — объясняет Юрий Медовар, горный инженер-гидрогеолог, старший научный сотрудник Института водных проблем РАН. — Это два штыка лопаты воткнуть — и у вас [проступит] вода. А во время сезонных колебаний вода поднимается и выходит на поверхность. По санитарным нормам, нельзя ничего возводить на потенциально подтопляемой территории. Но здесь она уже подтоплена и затоплена! Не может быть и речи о мусорном полигоне на болоте! В воде ничего строить нельзя».
Профессор-грунтовед Виктор Осипов подтверждает, что мусорный полигон на Шиесе строить опасно. И называет вторую причину: чтобы мусор не загрязнял все вокруг, земля нужна глинистая, а на Шиесе земля состоит из песка. «[Чтобы захоронить в земле мусор, в ней] должны быть глинистые породы. Это хороший барьер между мусором и внешней средой. А на Шиесе нет таких толщ глины. Там в основном песок с очень высоким коэффициентом проницаемости. Это значит, что постоянно будет происходить контакт поверхностных и подземных вод с содержанием мусорного полигона. Процесс может продолжаться несколько десятков лет», — говорит Осипов. Ученый добавляет, что даже хранение мусора в пленочных брикетах, как обещает компания ООО «Технопарк», не спасет ситуацию, а только на время отложит проблему. Однако рано или поздно пленка разорвется, и фильтрация воды пойдет через спрессованный мусор.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Из долины реки Шиес выходит питьевая вода для северной части европейской России. Рядом с территорией, где запланирован мусорный полигон, находится водосборный бассейн нескольких рек: Яренга, Шиес, Вожер, Пилыс, Кузвель. Болота Шиеса питают реки и ручьи, которые впадают в реку Вычегду, а та — в Северную Двину, которая течет по Вологодской и Архангельской областям.
На сайте проекта указано, что эта территория выбрана для мусорного полигона потому, что вокруг мало поселений и людей. Профессор Евгений Венецианов из Института водных проблем РАН объясняет, почему эта логика ошибочна: «Ключевое слово: водораздел. Это значит, что реки, которые образуются в районе мусорного полигона, текут в разные стороны и разные бассейны. Наверняка где-то в сотне километров от этого места люди будут употреблять воду, которая взаимодействовала с грязными водами мусорного полигона». Академик ссылается на Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях, где указано, что болота нельзя использовать для хозяйственных нужд, так как они являются резервуаром природной чистой воды, особенно если расположены на водоразделах.
«Это не просто район малонаселенный, — говорит о территории вокруг Шиеса профессор Осипов, — это район жизнеобеспечивающий. Потому что вода сейчас — самый дорогой ресурс».
«Болото формирует микроклимат в том месте, где оно расположено», — добавляет Юрий Медовар. Болото живет во взаимодействии с лесом. Лес очищает воду, а болото препятствует распространению пожаров. «Лес обладает защитными свойствами, он прекрасный природный фильтр воды, — объясняет профессор института водных проблем РАН Евгений Венецианов. — Во всех странах, если используется водный объект для питьевого водоснабжения, обязательно рассаживают лес на несколько километров от этого водообъекта».
На Шиесе уже больше года рубят лес. Сейчас потеряно больше 30 гектаров леса. И вырубки будут продолжаться, площадь проекта — 300 гектаров. Это значит, что экосистема болота уже разрушается.
«Болото является охранителем леса. Если осушается болото, то возрастает опасность возгораний в лесу, пожары будут быстрее распространяться», — говорит Венецианов. Он приводит в пример Шатурский район Московской области, в котором примерно 50 лет назад осушили болота, чтобы развивать сельское хозяйство. Но в итоге была создана пожароопасная зона, и теперь Шатурский район горит почти каждый год. Горел он и летом 2010 года, когда смог от торфяных пожаров Подмосковья пришел в столицу. Тогда за июль и август в Москве умерло на 69 тысяч человек больше, чем в те же месяцы 2009 года.
«Мы создаем источник нового экологического вреда, вместо того чтобы ликвидировать старые», — резюмирует соображения ученых Евгений Венецианов.
«Если мы думаем, что это способ сэкономить — то это ошибка, потому что мы перекладываем расходы на следующее поколение».
Сотрудница единого информационного центра ЭкоТехноПарка «Шиес» рассказала «Новой», что с академиками застройщик не согласен. Более того, застройщик даже не имеет достоверных сведений о земле, на которой будет строиться полигон: «Нет никаких подтверждений, что это болотистая местность. Исследования местности и инженерно-геологические изыскания проведены не были. Когда они будут проведены — неизвестно, потому что этот вопрос решается наверху: руководством ЭкоТехноПарка, правительством Москвы и правительством Архангельской области. Кто будет их проводить — тоже пока неизвестно. Будет конкурс среди порядка 20 компаний со всей России, три–четыре компании будут выбраны. Когда будет проведен конкурс — неизвестно. Последние исследования были 20–30 лет назад, и там действительно была заболоченная местность, на сегодняшний день исследований нет».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68