С самого начала — то есть с инициативы сенатора Андрея Клишаса и примкнувших к нему политиков в конце прошлого года — было понятно, что это совсем не про техническую составляющую, а про идеологическую и финансовую. В терминологии многие интересанты «плавают» до сих пор, зато все как один верят в гипотетическую угрозу того, что Запад может отрубить Россию от Сети (не может), поэтому готовы отключиться в случае чего сами.
«Суверенный рунет» (или просто сувернет) — логическое продолжение курса на изоляционизм, который Россия ведет с 2014 года и от которого отказаться, судя по всему, просто не может.
Откровенно говоря, к 1 ноября сувернет выглядит очень русской забавой, то есть по-прежнему толком не готов. Но это не значит, что от идеи отказались: на Урале уже тестируют системы внезапной блокировки Сети, Роскомнадзор радостно потирает руки в ожидании новых полномочий (хотя значительная часть нормативных актов по сувернету до сих пор не принята), а связанные с концепцией «суверенного рунета» бизнес-структуры ищут новые способы получить из этого профит. Из последнего: Минсвязи вовсю лоббирует закон об обязательной сертификации оптических кабелей связи и муфт для их монтажа. Специалисты уверены, что это создает прекрасное поле бизнес-возможностей для отечественных производителей систем глубокой фильтрации трафика DPI — пока главного оружия в мире сувернета. Минэкономики в начале октября уже давал отрицательный отзыв на этот проект, но рано или поздно он почти наверняка будет принят.
Что бы ни двигало бенефициарами сувернета — идеологические установки или желание заработать, — очевидно, что в прежнем виде российский интернет существовать перестает.
Из территории хотя бы относительной свободы он окончательно превращается в поле боя государственных «интересов» и здравого смысла.
Причем у отстаивающей концепцию «суверенного рунета» власти рычагов влияния стало существенно больше. Беда лишь в том, что просчитывать риски апологеты сувернета, кажется, не умеют, так что: какой эффект может случиться после очередной внезапной блокировки, никто на самом деле не знает. Остается надеяться лишь на то, что интернет, который власти безуспешно пытались контролировать и даже местами блокировать на протяжении последних нескольких лет, снова устоит под натиском человеческой глупости и жадности.
То, что произойдет с российским сегментом интернета дальше, после того как в него сапожищами залезет товарищ майор, будет выглядеть печально, но наблюдать за этим будет очень интересно. Именно поэтому «Новая» решила запустить рубрику «Суверенные протоколы», в которой начинает фиксировать, как будет трансформироваться рунет под натиском суверенности, и какие еще кейсы войдут в общую концепцию изоляции — в диапазоне от навязчивых идей блокировки соцсетей до уголовного преследования за пропаганду наркотиков в интернете.
В первом выпуске рубрики «Новая» напоминает, что собой представляют основные персонажи и выгодоприобретатели в мире сувернета. Поскольку реальность, которую рисуют «защитники суверенности», в каком-то смысле можно назвать параллельной, мы присвоили им определенные статусы. Эти статусы условные, как и некоторое объединение нескольких фигур в одну группу. Нет никаких сомнений, что Министерство цифрового развития, например, неоднородно, и в нем существует определенная оппозиция идее сувернета. Правда, при этом есть и отдельный замминистра Олег Иванов, которого называют «отцом ковровых блокировок» рунета: его личный вклад в суверенность настолько заметный, что оставлять Иванова внутри Минцифры и лишать его отдельного статуса было бы просто несправедливо.
Однако, несмотря на условность схемы, очевидно, что именно эти люди и структуры — главные конструкторы «суверенного рунета». Им за него и отвечать.
Повязанные одной сетью. Кто есть кто в мире сувернета
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Артем Козлюк
Руководитель проекта «Роскомсвобода»
— Я не думаю, что в ноябре для пользователей что-то принципиально изменится. Закон носит рамочный характер, и сейчас подготовлены даже не все подзаконные акты, которые должны регламентировать взаимодействие операторов связи с государственными ведомствами, точки обмена связи, а также какое оборудование и в каких масштабах будет устанавливаться.
С другой стороны, если вдруг в каких-то регионах начнутся массовые акции протеста, там мы сможем чаще наблюдать отключение либо мобильного интернета, либо в целом интернета — и это будет происходить в соответствии с законом о «суверенном рунете». У Роскомнадзора, напомню, появляются полномочия по маршрутизации трафика, поэтому данное ведомство сможет давать указания, в каких случаях и куда направлять сигнал интернета, если они скажут, что эта ситуация является угрозой национальной безопасности.
Отключение интернета в регионах станет более частым явлением, но когда это начнется — пока непонятно. Это зависит от политической ситуации.
Что еще может быть неудобством, так это медленный интернет для конечного пользователя. Он будет низкого качества из-за оборудования, которое должно анализировать весь трафик. Надо также посмотреть, какие суммы будут выделять из бюджета на развертывание этих систем. Есть мнение, что суммы в 20–30 млрд рублей (которая заложена на исполнение закона) недостаточно. Даже экспертная рабочая группа «Связь и IT» при правительстве оценила <весь процесс> в куда большую сумму, чем 30 млрд. Возможно, мы увидим увеличение стоимости тарифов на интернет.
Это история и про политику, и про деньги. На этом, конечно, кто-то и заработает, бенефициары будут монетизировать сувернет. Но и политический аспект тоже нельзя исключать. В руках у власти появятся какие-то инструменты, которые позволят ограничить для пользователей России негативный, по мнению госструктур, трафик. Но главного выгодоприобретателя сейчас никто не назовет, он проявится позже. Каждый — Кремль, конструирующие DPI бизнесмены, силовики, Роскомнадзор — найдет в этом пироге свой кусок.
Михаил Климарев
Исполнительный директор «Общества защиты интернета»
— С 1 ноября ничего не изменится, потому что закон не готов. При этом готовиться к тому, что интернет станет хуже, однозначно нужно.
Если у Роскомнадзора хватит мозгов что-то построить, в чем я не уверен, качество связи в России сильно ухудшится.
Проблема в том, что блокировки будут совершенно неожиданными и непонятными по своей сути. Сейчас, когда мы видим, что что-то блокируется, эта информация доступна, ее можно анализировать. В случае если поставят приборы технических средств противодействия угрозам, блокировки станут совсем непрозрачными, и будет непонятно, если что-то где-то сломалось, как и когда все это дело исправлять. Самая главная опасность в том, что Роскомнадзор сможет отключать интернет вообще по своему желанию.
Суверенный Рунет — это история про глупость. Главный выгодоприобретатель от концепции суверенного интернета — Роскомнадзор, он получит такой инструмент, который сделает его фактически всемогущим. Поскольку телекоммуникации довольно серьезно вошли в нашу жизнь, это становится серьезным и довольно опасным инструментом. Роскомнадзор действительно основной бенефициар. А дальше они уже в любом случае найдут способ, как извлекать из этого деньги.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68