КомментарийКультура

По острым иглам яркого огня

«Джокер» собирает кассу, поджигая костры скандалов

Этот материал вышел в номере № 113 от 9 октября 2019
Читать
По острым иглам яркого огня
Кадр из фильма «Джокер»
Как и ожидалось, триумфатор Венецианского фестиваля стал лидером российского и американского проката в выходные. В США, по сообщению Variety, фильм Тодда Филлипса собрал $93,5 млн, а в России — более 650 млн рублей. Похоже, Джокер возвращает нашего зрителя в кинотеатры. Эксперты пророчат фильму рекордную кассу, хотя картина Филлипса воспринята очень неоднозначно. Главный персонаж романтизирует насилие, опасаются зрители.
Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

По сути, обласканный арт-фестивалем фильм, прикидывающийся комиксом, еще только выходит в прокат. Но кажется, сам Джокер как-то бочком выскользнул с экрана, возбудив водоворот страстей. Семьи убитых во время устроенной 24-летним Джеймсом Холмсом бойни на показе фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (это случилось семь лет назад в кинотеатре Cinemark Aurora в городке Аврора, штат Колорадо) написали в студию кинокомпании Warner Brothers письмо, в котором выражают обеспокоенность.

По их мнению, картина Филлипса романтизирует героя-убийцу и может спровоцировать волну насилия.

Кстати, и в 2012-м СМИ кричали, что Холмс называл себя Джокером, но позднее полиция это опровергла.

Берсерки

Берсерки

Массовые расстрелы стали возможны потому, что Америка вооружает убийц идеальным для их целей оружием

Warner Brothers призывает к спокойствию взволнованных граждан: фильм

  • да — побуждает лишь к обсуждению непростых вопросов, в том числе и об истоках насилия,
  • но нет — не пропагандирует неуправляемый террор: «У создателей картины и студии не было цели делать из Джокера героя».

В дискуссию включилась и Американская армия, объявив, что военные готовы отразить возможные внезапные вспышки насилия во время показов фильма.

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

Режиссер оправдывается, признается, что и сам сознает ответственность: он старался как можно аккуратнее обращаться с темой насилия в картине. И вместо того, чтобы придираться к «Джокеру», он просит негодующих обратить внимание на другие, по-настоящему жестокие фильмы, свободно и с успехом гуляющие по кинотеатрам, — вроде третьего «Джон Уик» с полчищами киллеров и утерянным чувством меры.

Но как бы Филлипс ни убеждал оппонентов, что его герой — выдуманный персонаж из придуманной DC вселенной, существующей уже 80 лет — никуда не уходит ощущение, что Джокер Хоакина Феникса бесчинно ворвался в сегодняшние умонастроения. Словно прикоснулся к открытым ранам, зияющим на теле и душе общества. Вот вам и комикс. Впрочем, кинокомиксы не впервые затрагивают насущные проблемы. Стоит вспомнить «V значит Вендетта» или драму «Логан».

Тодд Филлипс решается сделать следующий шаг, он почти отказывается от компьютерной графики и прочих чудес.

В его социально-психологическом триллере, практически антикомиксе, вымышленный мир кажется сгущенным слепком мира реального. Даже смех в его кино — патологический диагноз.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Kinopoisk.ru
Kinopoisk.ru

Это история запуганного аутсайдера, комика-неудачника Артура Флека (только ленивый уже не сообщил, что выдающаяся роль, ради которой актер похудел на 20 килограммов, заслуживает «Оскара»). Он заботится о престарелой матери. Живет в убогом доме грязного неблагополучного района Готэма. Мечтает стать стендап-комиком и попасть на телепередачу своего кумира Мюррея Франклина (Роберт Де Ниро). А тут еще и психическое заболевание, стоит занервничать — начинается приступ дикого неконтролируемого смеха.

Сочинившие эту историю Филлипс и его соавтор Скотт Сильвер решили открыть миру тайну возникновения и формирования суперзлодея вселенной DC — в клоунском гриме и с улыбкой до ушей бредущего «по острым иглам яркого огня».

Вместо славы, признания, да хотя бы сочувствия к комику по вызову (Артур, как умеет, веселит детей в больнице, зазывает покупателей) его жестоко избивают, из агентства вышвыривают на улицу. Соцслужбы лишают его лекарств.

Безумный клоун задыхается в плотном окружении равнодушного злобного мира. Тут не до смеха.

Тодд Филлипс создает особое пространство. В начале фильма его Готэм до боли напоминает Нью-Йорк 80-х. И в первых тактах — запоминающаяся деталь — радиопередачи на популярной радиостанции с диктором по имени Стэн Л. Брукс (пародия на одну из старейших радиостудий 1010 WINS и его диктора Стэна З. Бернса).

Кадр из фильма «Джокер»
Кадр из фильма «Джокер»

Но в какой-то момент граница между плотным внешним миром Готэм-Сити и больным воображением Артура стирается. Действие переключается с истории неудачника, ставшего убийцей-социопатом, мстящего обидчикам и бездушному миллиардеру, — на что-то другое. Будто авторы фильма не без сарказма иллюстрируют фроммовскую идею формирования человека обществом.

И если социум уродливо инфицирован злобой, бесчувствием, хаосом, то получи свое кривое зеркало — Джокера.

Хохочущий до истерики Джокер, которого общество подтолкнуло к краю, и закипающая толпа деклассированных масс — два сообщающихся сосуда с зажигательной смесью. И кто скажет, по каким улицам течет живая масса обезумевших клоунов, вдохновленная королем никудышной комедии: по темным закоулкам Готэма или по рекам подсознания сломленного и сломанного человека?

Поэтому да, фильм Тодда Филлипса, сочетающий черты бестселлера и радикального авторского кино, станет культовым. Вызывая страх и трепет, он манит, полон тревожных предсказаний. И в мрачном, ноющем от боли, мощном саундтреке исландского композитора Хильдур Гуднадоттир звучит тема необоримого рока, который летает между безумием и смехом.

«Джокер» и Полански делят львов

«Джокер» и Полански делят львов

Парадоксы и сенсации Венецианского кинофестиваля

Джокер, который смеется — вымышленный персонаж, рожденный комиксом Batman № 1 в 1940 году. Он не отравил Хита Леджера, не стрелял по своим зрителям в кинотеатре, не поднимал бунты с клоунскими масками на улицах.

Но его действительно боятся. Потому что, как говорит сам Джокер, наконец-то признали, что он существует. Совсем рядом.

Полиция Нью-Йорка повышает меры безопасности в кинотеатрах, демонстрирующих взрывоопасный фильм, хотя и признает, что никаких угроз не поступало. Если только сам Джокер не позвонил, чтобы провозгласить свое фирменное «Готэм должен быть разрушен!».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow