Московский финансовый форум известен не так широко, как ряд других площадок близкого формата (например, Экономический форум в Санкт-Петербурге). Но по составу участников это мероприятие в высшей степени представительное: сюда съежается вся верхушка экономического блока правительства, главы госбанков и представители крупного бизнеса.
Что самое главное: на МФФ чиновников не отвлекает необходимость принимать иностранных делегатов и отчитываться о заключении «триллионных контрактов», поэтому появляется шанс понять, что на самом деле творится в головах архитекторов российской экономической политики.
В первый же день на пленарном заседании выступил «специальный гость» Дмитрий Медведев (его не было в расписании, но по особенно жестким мерам безопасности вокруг Манежной площади можно было догадаться, что приедет «вип»). Премьер-министр, когда-то придумавший остросоциальный афоризм «Денег нет, но вы держитесь», снова идеально уловил макроэкономический дух времени.
— У нас такой профицит бюджета, что я даже не буду его называть, чтобы не было соблазна эти деньги раздербанить, — доверительно поделился с публикой Медведев.
Обсуждение невероятных финансовых успехов российского правительства было лейтмотивом всего форума (что неудивительно, учитывая направленность МФФ и тот факт, что Минфин выступает его организатором). Причем нельзя сказать, что это совсем уж незаслуженная похвала. Несколько лет назад чиновники Минфина ночами не спали, пытаясь свести бюджет. Сегодня финансовая устойчивость — это несомненное преимущество России по сравнению с большинством других развивающихся стран.
Благоприятный кредитный рейтинг, стабильный курс, внушительная финансовая подушка безопасности в виде резервов — ни одна страна мира не может похвастаться такой макроэкономикой, твердили друг за другом все выступающие. Но вот беда: несмотря на все финансовые успехи, экономический рост почему-то никак не хочет запускаться. В попытке объяснить этот парадокс все кивали на соседа: Минфин показывал на чрезмерную жесткость ЦБ, ЦБ намекал на недоработки Минэкономразвития и так далее.
Настоящая же причина этого парадокса проста: на бюджете свет клином не сошелся. Макроэкономика, помимо показателей бюджета, платежного баланса и внешнего долга, включает в себя еще и, например, темпы роста ВВП, и динамику доходов населения.
Вместо этого правительство хватается за спасательный круг майских указов президента, для выполнения которых был разработан перечень национальных проектов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Предполагается, что нацпроекты приведут страну к прорыву по 12 направлениям, начиная от демографии и заканчивая производительностью труда. Министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов, который одновременно отвечает за сохранность казны и экономическое развитие, заявил на форуме, что нацпроекты непременно выстрелят в ближайшие годы.
Не согласиться с Силуановым позволил себе глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который выступает последовательным критиком нацпроектов. Прибавка от их реализации к темпам роста ВВП составит от 0,1% до 0,6% в год, то есть о прорыве речи никак не идет.
Силуанов, который обычно сохраняет хладнокровие, в ответ на эти претензии неожиданно «вскипел»: «Сначала разберитесь, а потом критикуйте».
Но на следующий день отбиваться пришлось уже ему самому.
На втором пленарном заседании Герман Греф и Анатолий Чубайс выбрали более примирительный тон, но в целом поддержали Кудрина: нацпроекты могут решить отдельные проблемы в российской экономике, точечно улучшить показатели, но точно не приведут к заявленным целям. Для этого есть три основных препятствия.
- Во-первых, представление о том, что на майские указы выделяются какие-то беспрецедентные средства — это попросту заблуждение. На самом деле дополнительные ассигнования имеют достаточно скромный объем и не смогут оказать на экономику статистически значимый эффект.
- Во-вторых, нынешняя система госуправления настолько неэффективна, что любые дополнительные вложения оказываются «закопанными» деньгами. Если бюрократия и коррупция уничтожают 50 копеек из каждого бюджетного рубля, то лучше уж не повышать налоги и оставить эти деньги бизнесу и населению. Кроме того, многие нацпроекты недостаточно хорошо структурированы: они измеряют «бумажный» показатель, а не реальное качество жизни людей.
- В-третьих, основные структурные проблемы российской экономики лежат вне плоскости «указа 204» — и с этим пунктом, пожалуй, согласны все. Дело не в том, что надо отменить бюджетное правило и за год потратить все накопленные резервы — этот выход как раз не поможет из-за предыдущего соображения. На депозитах российских компаний мертвым грузом лежат 28 трлн рублей (это больше, чем правительство потратит на нацпроекты за шесть лет), которые по разным причинам невыгодно вкладывать в экономику.
Греф среди этих причин выделил общую неэффективность российской системы управления, Кудрин — низкие расходы на человеческий капитал и качество судебной системы, Чубайс — произвол правоохранительных органов. «Только Бастрыкин на форум не пришел, не понимаю, почему», — съязвил глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Видимо, выполнял национальные KPI по экономическому росту, о которых мы узнаем после ареста очередного иностранного инвестора.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68