Современные поставки крупных партий товара требуют немало времени — цикл от заказа до отгрузки составляет несколько месяцев, причем чем больше партия, тем больше времени для этого требуется. Кроме того, многие фирмы, опасаясь роста тарифов, поторопились завезти большие партии товара заранее. Все это приводит к тому, что после любого решения властей нужно подождать как минимум один-два квартала, перед тем как анализировать его последствия.
Падение товарооборота на 13 % само по себе не катастрофа, но вместе с тем вряд ли это низшая точка падения. Скорее всего, этот процесс продолжится и дальше. И, возможно, в интенсивной форме.
Более интересное (и пока совершенно не очевидное) последствие торговой войны США и Китая — ее влияние на инфляцию в США. Последние десятилетия, с 1990-х годов, в США и большинстве развитых стран наблюдалась низкая инфляция. Ни рост госдолга, ни снижение ставки ЦБ, ни отрицательный торговый баланс к существенному росту инфляции не приводили.
С практической точки зрения относительно низкая инфляция сильно развязала руки монетарным властям развитых стран, что позволило им длительное время проводить мягкую денежно-кредитную политику, не рискуя одновременно разогнать инфляцию.
Почему так произошло — до сих пор предмет академических дискуссий. Но один из факторов аномально низкой инфляции — это глобализация: перенос производства в страны с низкой оплатой труда плюс стимуляция экспорта со стороны правительств этих стран. Стимуляция экспорта подразумевала низкий уровень налоговой нагрузки и часто сознательно заниженный курс национальной валюты.
В занижении курса национальной валюты чаще всего обвиняется Китай (а в середине 1980-х гг. на его месте была Япония). Объективно оценить адекватность валютного курса очень сложно, но сам факт того, что в Китае сохраняются многочисленные валютные ограничения, — сильный косвенный признак того, что курс юаня не вполне определяется рынком.
Если следовать этой концепции, то введение высоких таможенных пошлин должно запустить инфляционные процессы. Пошлины так или иначе будут заложены в оптовые и розничные цены, и их
рост ощутят на себе конечные потребители. Именно они и оплатят большую часть вновь введенных пошлин.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Нынешний уровень пошлин не вызовет значительного роста инфляции, хотя по отдельным видам продукции повышение, возможно, будет заметным. Но процесс переговоров еще не завершен: уже звучала цифра возможного увеличения пошлин до 45%.
Китайцев же наверняка не обрадует торможение экономики и рост безработицы. Ситуация на рынке труда может подтолкнуть социальные протесты, что даст обильный материал для анализа социологам и, возможно, политологам.
Интересна реакция на повышение пошлин со стороны отдельных компаний: часть фирм из Южной Кореи и Японии уже заявили о планах построить производство в США. Последуют ли за ними китайские компании — большой вопрос. С учетом политических реалий это представляется крайне маловероятным.
Но торговая война и рост таможенных тарифов будут иметь и еще одно, весьма нетривиальное следствие. Особенность экономики как науки в том, что в ней невозможно делать эксперименты (по крайней мере, на объектах крупнее предприятия). Это сильно затрудняет, а иногда делает принципиально невозможными многие виды исследований.
Но политики периодически эти эксперименты устраивают, что позволяет в числе прочего лучше понимать природу экономических явлений. Так, если США и Китай не достигнут приемлемого торгового соглашения, мы получим наглядный ответ на вопрос, что же является причиной аномально низкой инфляции в развитых экономиках.
Если инфляция существенно вырастет, это будет сильным аргументом в пользу того, что именно перенос производств и есть основная причина. А если нет, то загадка так и останется неразгаданной.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68