Задержания и избиения на акциях протеста в Москве и 27 июля, и 3 августа сами по себе могут быть аргументом для некоторой части недовольных граждан, чтобы в будущем ни на какие улицы не выходить. Но этот аргумент в условиях нынешнего обострения конфликта между властями и сторонниками независимых кандидатов в депутаты Мосгордумы работает плохо. Поэтому государство выкатило целый набор методов устрашения. «Новая» перечисляет технологии пропаганды против гражданской мобилизации, которые стали особо заметны накануне 3 августа.
1
Не отслужил — не протестуй
Значительная часть выходящих на улицы недовольных граждан — это молодежь, так что власти начали разыгрывать тему поиска среди протестующих уклонистов от службы в армии. Накануне 3 августа Следственный комитет распространил информацию о том, что на митинге 27 июля «специальными группами» среди задержанных было выявлено 134 уклониста — причем, судя по информации СК, «злостных». В отношении части из них уже проводится доследственная проверка. Попытка «откосить» от армии считается уголовным преступлением и наказывается в числе прочего лишением свободы на срок до двух лет. СК при этом не смущает, что весенний призыв уже закончился, осенний еще не начался, а человек, подозреваемый в уклонении вне этих сроков, считаться преступником не может.2
Видеотрансляции о вреде протестов
2 августа вечером жители Москвы, возвращающиеся домой на общественном транспорте, обнаружили, что телеканал «Москва 24» безостановочно крутит на мониторах в метро ролики с массовыми задержаниями недельной давности. Видео сопровождались текстовым комментарием об уголовной ответственности за «массовые беспорядки».
Примечательно, что, по словам некоторых пассажиров, ролики предварялись видео с комментарием мэра Москвы Сергея Собянина о том, как он оценивает акцию 27 июля (с подстрочной расшифровкой).В метро транслировали печальные последствия для участников несогласованных акций. Фото: соцсети
3
Уважаемые люди не советуют
Перед 3 августа на пропагандистский фронт были призваны «лучшие люди города»: артисты, режиссеры, музыканты — все они с максимальной убедительностью в соцсетях и на страницах московских изданий пытались объяснить, почему ходить на несогласованные акции не нужно.Во властные трибуны записались Карен Шахназаров, Игорь Бутман, Тигран Кеосаян, Иван Демидов, Константин Богомолов и другие медиаперсоны,
которые одновременно осудили выход людей на несанкционированные митинги и заявили о полной поддержке действий властей. «Вот эта «просвещенная», как она себя считает, тусовка не понимает, что устраивать подобное вчерашнему хулиганству в измученной и дважды уничтоженной революциями стране, страшное преступление?» — в частности, написал Кеосаян.
Параллельно московские власти решили экстренно организовать фестиваль в парке Горького с летним названием «Шашлык Live». Туда также были призваны выступать известные музыканты — в основном рокеры, — однако часть из них узнала об этом уже постфактум из СМИ, а лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев отказался от участия в фестивале по «соображениям этики» и выразил свою поддержку протестующим. «Я бы испытывал слишком большой этический дискомфорт, если бы вел развлекательное мероприятие в один день с акциями протеста. Там будет насилие, будут задержания — и параллельно всему происходящему развлекать и развлекаться я счел для себя совершенно недопустимым», — сказал Кортнев «Новой».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
4
Обезглавленный протест
Большую часть лидеров протеста власти и силовики нейтрализовали еще в самом начале 27 июля или даже раньше, отправив их под административный арест на сроки от 8 до 30 суток. Однако параллельно идет более глубокая работа. 3 августа СК возбудил уголовное дело об отмывании миллиарда рублей в Фонде борьбы с коррупцией. Накануне издание «Проект» сообщало, что МВД проводит доследственную проверку по этому поводу. По версии материалов проверки, на которые ссылается «Проект», следователей волнуют средства, проходящие через счета сотрудников ФБК (в 2017–2018 годах эта сумма якобы составила более миллиарда рублей): считается, что они «могли поступать из-за рубежа от третьих лиц и имеют признаки «сомнительности». Глава федерального штаба Навального Леонид Волков заявил «Новой газете», что эта публикация — «ментовской слив», и не стал комментировать приведенные в материале «Проекта» данные. Однако в субботу о возбуждении уголовного дела официально сообщил Следственный комитет.
По всему выходит, что силовые структуры по-прежнему считают: основной источник протестной активности исходит от Алексея Навального и его команды, что кажется как минимум существенной недооценкой масштабов скрытого гражданского недовольства.5
Боевая социология и угрозы
Накануне 3 августа государственная социологическая служба — ВЦИОМ — опубликовала результаты опроса, согласно которым 61% опрошенных москвичей и 69% россиян поддерживает жесткие разгоны несогласованных акций в центре Москвы. Однако параллельные опросы других, независимых социологических структур не подтверждают эти цифры, а журналисты поймали ВЦИОМ на манипуляции: свой вывод провластные социологи делают на основе вопроса «Вы согласны или не согласны с мнением, что в подобных ситуациях власть должна действовать в соответствии с законом, даже если приходится применять жесткие меры?» Что надо быть честным, совсем не соответствует тому, что в итоге пытается выдать ВЦИОМ за общественное мнение. Гендиректор социологической службы Валерий Федоров отказался от комментариев СМИ, сославшись на отпуск.
Ключевая мысль, которую пытаются показать власть и силовики (если не считать мысли о том, что это все «массовые беспорядки»), заключается в тезисе «полиция и Росгвардия все делают правильно». Это реакция на очевидно ухудшающееся отношение к правоохранительным структурам со стороны общества. Именно поэтому, в частности, присутствует нервная реакция на разрозненную общественную кампанию по деанонимизации сотрудников правоохранительных органов, превысивших свои полномочия на акциях. На материал «Новой» о деанонимизации в соцсетях — особенно в твиттере — поступили десятки угроз «деанонимизировать самих сотрудников газеты» (по возможности, в ближайшей подворотне). Анализ этих угроз показывает, что среди комментаторов большое количество «троллей», что, впрочем, не отрицает их возможной связи с околовластными структурами.6
Протест в лицах
Параллельно со сравнительно свежими находками для устрашения митингующих используется и старая история с выкладыванием фотографий протестующих в Сеть — только на новый лад. Курируемые «кремлевским поваром» Евгением Пригожиным медиаструктуры начали активно рекламировать сайт «Уголовка-инфо», на котором размещаются фотографии из соцсетей тех людей, кто был замечен на несогласованных акциях. Шапка сайта оповещает о наказании за участие в «массовых беспорядках». Внешне это очень похоже на сайт Je Suis Maidan, о котором «Новая» писала еще в 2017 году: тогда неизвестные авторы ресурса также активно обещали наказание всем, кого с их помощью смогут распознать на уличных акциях. Правда, сам ресурс умер раньше, чем сошла тогдашняя волна протеста. «Уголовка-инфо» очень похожа на реинкарнацию — как сказали бы в телевизоре, «впрочем, ничего нового».
В принципе, появление такого сайта сейчас очень похоже на «ответку» кампании по деанонимизации. Но это глупо, считает депутат Кирилл Гончаров. «Во-первых, люди сами ведут трансляции, делают фото и пишут о своем участии. Во-вторых, выходящие на мирный пикет люди не нарушают закон, чего им бояться деанона? А вот ОМОН, лупящий без оснований дубинками мирных жителей, боится — и вполне обоснованно, — заявляет Гончаров. — Город в осадном положении. Ощущение, что враг на границе, но один нюанс: на границе никого нет».Скриншот сайта «Уголовка-инфо»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68