Следственный комитет впервые после 6 мая 2012 года возбудил уголовное дело о «массовых беспорядках» в связи с политическими протестами в Москве, во время которых демонстранты требовали допустить независимых кандидатов к участию в выборах городской думы. Дело было возбуждено 30 июля — как раз в тот день, когда мэр Москвы Сергей Собянин выступил на канале ТВЦ с осуждением акции 27 июля, назвав задержания и избиения протестующих «заранее спланированными и хорошо подготовленными» «массовыми беспорядками». (Кстати, «болотное дело» было возбуждено непосредственно 6 мая, следователь тогда присутствовал на месте событий, так что нынешний трехдневный лаг может свидетельствовать о долгом формировании «политического» решения).
Буквально через час после телевыступления Собянина СК и сообщил о возбуждении уголовного дела. При этом релиз ведомства дублировал слова столичного градоначальника: по версии следствия, участники акции «применили насилие в отношении представителей власти, прорвали оцепление, и, выйдя на проезжую часть, парализовали движение автотранспорта на Садовом кольце в городе Москве». Обращалось внимание на то, что накануне митинга некая «группа» в интернете призывала граждан выходить на улицы.
В ночь на 31 июля у участников митинга начались обыски, их проводили сотрудники службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ и главного и московского управления Центра по противодействию экстремизму МВД.
В СМИ столичная полиция всю эту неделю вбрасывала информацию о том, что большинство участников акции «были приезжими», однако конкретики и доказательств этому не приводилось. Впоследствии СК лишь добавил, что среди задержанных «были 134 уклониста от армии».
Само дело о массовых беспорядках расследует Главное следственное управление СК по Москве. В следственной группе аж 84 следователя (!).
Возглавляет ее Дмитрий Еремин, следователь по особо важным делам. Он же и объединил два дела о массовых беспорядках (ст. 212 УК) и о применении насилия к полицейским (ст. 318 УК) в одно большое.
Несмотря на почти сотню следователей, с доказательной базой у СК, судя по материалам дела, совсем худо. Причем, хуже, чем было по «болотному делу» 7 лет назад. Так, материалы гласят, что «неустановленные лица» использовали отказ в регистрации независимых кандидатов в Мосгордуму «в качестве повода» для организации «массовых беспорядков». Причем, одни участники акции 27 июля «своим примером» побуждали других протестующих к «массовым беспорядкам».
27 июля «неустановленные лица» «организовали прибытие не менее 3 500 участников протестной акции» к московской мэрии, которые, «поддавшись противоправным призывам» и применяя физическую силу, «прорвали оцепление, совершили противоправные действия, а, выйдя на проезжую часть, парализовали движение автотранспорта на Садовом кольце».
В настоящее время СК привлек уже 10 обвиняемых. Как и по болотному делу — все они хаотично подобранные люди. Первой пятерке столичные суды быстро как на конвейере уже проштамповали аресты.
Так, 2 августа Пресненский суд отправил за решетку Кирилла Жукова, Ивана Подкопаева, Алексея Миняйло и Самариддина Раджабова. Все они вину не признали. Заседания по избранию меры пресечения прошли слаженно и однотипно. Ходатайства СК об аресте рассматривали сразу три судьи.
21-летнего уроженца Узбекистана, российского гражданина Самариддина Раджабова отправили в СИЗО на 2 месяца. Молодой человек с неоконченным средним образованием в клетке все время улыбался.
Это задело судью Катерину Кириченко, и строгим тоном она сделала замечание: «Будьте посерьезнее, ничего смешного здесь нет!».
Представитель Следственного комитета заявила, что на акции 27 июля Раджабов швырнул пластиковую бутылку в сторону полицейских (которые, на минутку, были в полной амуниции) и якобы попал одному (по фамилии Линник) в шею, причинив ему «физическую боль». Среди оснований для ареста следовать назвала то, что обвиняемый «скрылся с места преступления». Раджабов удивился: ведь «скрылся» он в ОВД, куда его доставили сразу же с Трубной площади. Свою вину молодой человек, по его словам, работающий прорабом, не признал, хоть защитник у него был по назначению. По решению суда, ближайшие два месяца улыбчивый узбекский парень проведет СИЗО.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
…25-летнего Ивана Подкопаева также задержали на Трубной 27 июля. В его рюкзаке стражи порядка нашли, среди прочего, молоток и канцелярский нож. В суде Подкопаев вину отрицал и внятно объяснил, что противогаз нужен ему ежедневно для работы, он по профессии — техник, а газовый баллончик — для защиты от злых собак.
Председательствующий Сергей Артемов, соблюдая никому не нужную формальность, попросил следователя перечислить доказательства, указывающие на вину молодого человека. Представитель СК этого сделать не смог, замешкался и решил просто зачитать казенные общие формулировки из материалов дела. Судью ответ удовлетворил — Подкопаев был отправлен в СИЗО до 27 сентября. Мера пресечения та же — содержание под стражей.
…28-летний Кирилл Жуков будет теперь сидеть за то, что возле Тверской площади приподнял забрало шлема одного из сотрудников Росгвардии. Вина Жукова, по данным следователя, подтверждается собранными материалами, протоколами обыска его жилища. «Молодой человек не имеет постоянного дохода и «скрылся с места преступления», — говорил в суде следователь. Судья Александра Авдотьина с ним согласилась.
Жуков, в прошлом сам сотрудник Росгвардии, вину не признал и после ареста в знак протеста объявил голодовку.
Арест Алексея Миняйло, волонтера штаба Любови Соболь, отличился от остальных. Миняйло известен тем, что тренировал сборщиков подписей для Соболь и что вместе с ней 20 дней держал голодовку. По его словам, в день акции он был в Хамовническом суде, и как только вечером пытался дойти до Трубной площади, его задержали на подходе. То есть в акции практически не участвовал, но все равно обвинен в «массовых беспорядках». На заседании по нему в качестве свидетелей защиты выступили друзья и отец обвиняемого.
С их слов, Миняйло — человек честный, православный и патриот, скрываться не собирается. Защита заявила о готовности внести залог — 1 миллион рублей. Сам Миняйло заявил об отсутствии доказательств его вины, нет ни фотографий, ни показаний о том, чтобы он совершал что-то незаконное на акции, тем более он не успел в ней поучаствовать. Поручились за Миняйло член президентского совета по правам человека Екатерина Шульман и телеведущая Татьяна Лазарева. Но нет — Миняйло тоже отправлен за решетку.
21 год студенту Высшей школы экономики и видеоблогеру Егору Жукову исполнился на следующий день после задержания на акции. В суд поддержать его пришли друзья и однокурсники. Адвокат Жукова Даниил Берман просил дать его подзащитному бутылку воды, так как тот «с двух часов ночи ничего не пил и со вчерашнего дня не спал».
Но судья Александра Авдотьина отклонила просьбу, пояснив, что бутылку с водой не положено передавать.
«Это что, Гестапо?!», — возмутилась мама Жукова.
Вина Жукова, по данным следствия, подтверждается собранными материалами и оперативно-розыскной деятельностью. «Жуков может уничтожить доказательства по делу и передать информацию, которую он узнал в ходе следствия, другим фигурантам», — сказала представитель СК.
Сам обвиняемый вину не признал и просил не заключать его под стражу. Поручиться за Жукова согласилась проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара, которую успешно зарегистрировали на выборах в Мосгордуму. Но и это поручительство не помогло — студента Жукова изолировали от общества и университета.
Еще 29 июля, как уже писала «Новая», Мещанский суд Москвы арестовал 48-летнего охранника из Подмосковья Евгения Коваленко, признавшего вину и якобы написавшего «добровольную явку с повинной» о том, что он бросил в омоновца мусорный бак.
В понедельник тот же Пресненский суд рассмотрит ходатайство следствия об аресте еще одной пятерки обвиняемых. Их личности пока не раскрываются.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68