В № 24 «Новой газеты» мы рассказали о том, как 15 февраля 2019 года в городе Сургут прошло массовое задержание граждан по подозрению в участии в деятельности запрещенной в России судом религиозной организации «Свидетели Иеговы». К задержанным, по сведениям адвокатов и правозащитников, применялись пытки. В спецоперации «Север‑3», название которой отсылает к сталинской депортации свидетелей Иеговы с Украины и из Прибалтики в Сибирь, принимали участие сотрудники Росгвардии, Следственного комитета и ФСБ.
Обыски, а потом и допросы в здании Следственного комитета, как указывают задержанные, в том числе и с пристрастием, длились с шести утра до ночи. Но только три человека были задержаны, остальных отпустили — сейчас ни одного из свидетелей нет под стражей. Адвокаты людей, заявивших о пытках, написали многочисленные заявления и жалобы, начались проверки, и не все из них завершены.
Однако позиция силовых структур понятна: если у кого-то есть синяки и ссадины, то это получилось вследствие силовых приемов при задержании, — ну так нечего было сопротивляться, а вот следы от электрошокеров, если таковые и есть, видимо объясняются только тем, что свидетели истязали друг друга, чтобы опорочить власть.
Ударным элементом кампании по защите чести мундиров стало публичное награждение особо отличившихся сотрудников.
Сами себя шокировали
27 марта на сайте следственного управления СКР по Ханты-Мансийскому автономному округу были опубликованы результаты проверки по заявлениям пострадавших :
«В ходе проверки установлено, что в связи с оказанием активного сопротивления перед производством обыска в отношении нескольких участников следственных действий сотрудниками правоохранительных органов, в рамках имеющихся полномочий, были применены боевые приемы, что способствовало получению незначительных гематом и ссадин на ногах.
Остальные телесные повреждения, на которые ссылаются заявители, в том числе повреждения в виде ожоговых ран, якобы полученных от действия электрошокера, согласно заключениям проведенных судебно-медицинских экспертиз, не могли быть получены в день проведения следственных действий при обстоятельствах, указанных в объяснениях, а были образованы позже. При этом у нескольких заявителей, сообщивших о применении к ним насилия, судебно-медицинская экспертиза вообще не выявила каких-либо телесных повреждений. Следствие считает, что действия участников МРО «Свидетели Иеговы в г. Сургут» по распространению информации о нарушении их прав и применении насилия являются попыткой воздействия на следствие и направлены на дискредитацию правоохранительных органов».
Получается, что следователи не то чтобы отрицают наличие следов от электрошокера, но и не стремятся выяснить, откуда и когда они появились, если не в ходе допросов с пристрастием.
«Заслуги не остались незамеченными»
19 апреля руководитель Сургутского отдела СКР Владимир Ермолаев и следователь Сергей Богодеров — те, кого свидетели Иеговы указывали в своих заявлениях, были награждены. Вот официальный релиз:
«За достигнутые в минувшем году успехи в профессиональной деятельности, качественное расследование уголовных дел, эффективное руководство дипломами следственного управления поощрены сотрудники, проходящие службу в Ханты-Мансийске, Сургуте, Нижневартовске, Когалыме, Пыть-яхе и Советском районе».
По итогам конкурса подполковник юстиции Ермолаев Владимир Петрович — руководитель СО по городу Сургут — признан одним из лучших руководителей территориальных следственных управлений, а в номинации «Лучший следователь» Сергей Богодеров занял второе место.
Наградили и Росгвардию. На одном из местных телеканалов этому событию посвятили целый сюжет:
«К своему третьему дню рождения югорские росгвардейцы подошли с хорошими показателями, только за два месяца этого года совместно с ФСБ, МВД и Следственным комитетом они провели триста спецопераций. При поддержке Росгвардии происходил захват участников запрещенной в России религиозной организации «Свидетели Иеговы». Заслуги спецподразделения не остались незамеченными руководством округа».
Остается открытым вопрос, получили ли свою награду сотрудники ФСБ. О том, что они как минимум присутствовали при обысках, говорили практически все свидетели Иеговы, с которыми нам удалось пообщаться в ходе февральской командировки в Сургут. Артем Ким даже запомнил такую деталь: когда его избивали, один из сотрудников силовых ведомств со злости и в азарте сказал, что из-за чьей-то неразговорчивости опаздывает на рейс в 20.40. В это время улетал только один рейс, в Тюмень. Рапорт оперуполномоченного 1-го отдела СХМАО РУ ФСБ России по Тюменской области старшего лейтенанта И.Н. Антонова начальнику РУФСБ России по Тюменской области генерал-майору Кочневу И.В. говорит о том, что
в Сургуте проводилась совместная спецоперация ФСБ и СКР. Может быть, чекистов наградили закрытыми приказами?
Обыск признать незаконным
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Впрочем, не все органы власти так высоко оценили работу участников спецоперации, как их начальство. Проверку провели аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ и прокуратура. Апелляционная инстанция Югорского суда вынесла постановления о том, что обыски по двум адресам были проведены вообще незаконно.
На запрос «Новой газеты» ответила Уполномоченный по правам человека в Российской федерации Татьяна Москалькова :
«В связи с вашим обращением в защиту прав последователей религии Свидетелей Иеговы сообщаю, что мною председателю Следственного комитета Российской Федерации 4 марта 2019 г. направлены жалобы жителей города Сургут К.А. Северинчика, С.Г. Гаргалыка, А.Н. Плехова, Е.Н. Кайряка, С.В. Волосникова, В.П. Бароноса на осуществление незаконных обысков, применения к ним пыток для проверки принятия мер прокурорского реагирования.
Одновременно сообщаю, что Уполномоченный по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе Н.В. Стребкова принимает участие в проверке обстоятельств произошедшего, проводимой совместно с представителями следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу–Югре».
Егиазар Черников, адвокат свидетелей Иеговы, отправлял запрос в прокуратуру . Ответ пришел 13 марта из прокуратуры Сургута.
«Сотрудниками следственного управления по Ханты-Мансийскому округу–Югре, уполномоченными должностными лицами, следственные действия проводились в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства, в присутствии защитников. Какие-либо заявления от участвующих в указанных следственных действиях лиц перед началом, в ходе или же по окончании не поступали, о чем в протоколах с указанных следственных действий имеются соответствующие записи. Таким образом, нарушения действующего законодательства, допущенные при расследовании указанного уголовного дела, не установлены, оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет».
Мы не знаем, какие ответы Следственного комитета получила на данный момент Татьяна Москалькова как уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Однако известно, что она запрашивала информацию о законности самих проведенных обысков и других оперативно-следственных действий 15 февраля. А тут ситуация хоть немного, но изменилась. 27 марта 2019 г. суд Ханты-Мансийского автономного округа–Югры вынес апелляционное постановление об отмене постановления о производстве обыска в жилище Вячеслава Бароноса и Евгения Кайряка.
По инициативе ряда пострадавших от действий силовиков свидетелей Иеговы их личные вещи, фотографии, видеоматериалы и медкарты были переданы для проведения экспертиз. Эксперты Научно-исследовательского института судебной экспертизы — СТЭЛС обнаружили гематомы, а также следы применения электрошокеров на теле и на одежде.
«Не менее 12 ударов электрошокером»
СТЭЛС провел комплексное судебно-медицинское исследование, и специалисты определили характер получения ран у Сергея Восникова. Вячеслава Бароноса, Артема Кима, Евгения Кайряка, Кирилла Северинчика, Алексея Плехова.
Группа ссадин на правой голени характерна для электрометок (не менее чем трехкратного применения электрошокера)».
многочисленных сильных ударов примерно в одну и ту же область тупым твердым предметом, в наибольшей степени отвечающим обутой ноге,
Еще раз. Даже представители Следственного комитета не отрицают то, что многократно повторили эксперты: свидетелей Иеговы пытали электрошокерами.
Почему же следствие не пытается установить, кто и при каких обстоятельствах это сделал, если не сводная группа силовиков в подвалах здания Сургутского СКР?
И достаточно ли для выведения их из-под удара простой констатации прокуроров, что в протоколах допросов жалоб от людей (на голове которых только недавно мог быть полиэтиленовый мешок) не зафиксировано?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68