КомментарийКультура

Императоры и импровизаторы

Заметные премьеры Московского международного кинофестиваля: обзор Ларисы Малюковой

Этот материал вышел в номере № 45 от 24 апреля 2019
Читать
Императоры и импровизаторы
Церемония открытия / пресс-служба ММКФ
Можно ли не обратить внимание на поразительное стечение обстоятельств? ММКФ, открывшийся через пару дней после парижской трагедии, едва не лишившей Франции главного символа, начал свою программу с картин, в которых Париж — больше, чем место действия.
«Видок: Император Парижа»
 
Фильм Открытия «Видок: Император Парижа» — вольная версия приключений легендарного преступника Эжена-Франсуа Видока, прототипа Жана Вальжана и мстительного полицейского Жавера в «Отверженных» Гюго. Императора криминального мира, ставшего сыщиком и «отцом» уголовного розыска в его современном виде. Режиссер Жан-Франсуа Рише начинает свое живописание со строительства Триумфальной арки в честь великих побед Наполеона, перекроившего карту Старого Света. В трактирах и аристократических салонах судачат о вчерашних победах и поражениях, о республике, раздавленной сапогом монархии. В очередной киноистории о Видоке, как в капле воды, отражается история Франции. Вчера еще свободной, страдающей от революций и войн, мечтающей о процветании, с оружием в руках отстаивающей свои ценности. Утопающей в грязи, но возводящей грандиозные прожекты. Сбежавший из плавающей тюрьмы преступник становится любезным продавцом тканей, но прошлое застает его врасплох. И все же главный герой фильма — Париж: выгребная яма с изумительными архитектурными постройками, открытой канализацией, гниющими свиными трупами и грабителями, затаившимися за темными углами изумительных зданий в ожидании очередного «кошелька». Город пузырится амбициями и кровавыми преступлениями, мечтая о славе мировой столицы. Рише рассказывает о двух овеянных мифами императорах — Наполеоне и Видоке (Венсан Кассель), легенды о них клубятся пылью за пролетками вчерашних потаскушек, ныне — нарядных баронесс, приближенных к правительственным кругам (Ольга Куриленко). Но увлекаясь в своем историческом триллере сценами зубодробительных драк, убийств, интриг, Рише забывает о развитии самой истории, драматургии характеров. Поэтому при всем разодетом убранстве картины ценой в 22 миллиона евро, фильму не хватает режиссерского драйва. Что, собственно, и оценил французский зритель, практически проигнорировав картину. В России фильм выйдет в июле 2019-го.
«Нуреев. Белый ворон»
 
Кульминационные сцены картины «Нуреев. Белый ворон»разворачиваются тоже в Париже, но уже 60-х годах ХХ века. Актер и режиссер Рэйф Файнс — большой почитатель русской культуры. В интервью «Новой» рассказывал о своей любви к Достоевскому, Толстому, Лермонтову, Чехову. Снимался в российском кино. Сыграл Онегина. Его давно привлекала история сенсационного побега 23-летнего гения на Запад. В своем фильме Файнс старается быть верным не только фактам, но и атмосфере времени. Танец Нуреева в его картине становится не просто способом реализации, но и трансцендентным опытом постижения самой жизни. Рудольф бежит от всего, мешающего его танцу: нищеты в детстве, палочной дисциплины в хореографическом училище, советской системы, сковывающей по рукам и ногам. В этом самостоянии диковатого юноши, которого называли «ходячий скандал», нет диссидентства. Как и его эгоизм — все в нем производное от его перфекционизма. Желания быть лучшим, дать мужским партиям первенство в балете. Прочь все, кроме танца. Танец и есть переосмысление себя, своего будущего. Танец — и есть свобода. Как и Париж, очаровывающий советского танцовщика беспредельными возможностями и своеволием. Впрочем, если вы читали о Нурееве, вполне себе обаятельный, культурный, но рыхлый фильм Файнса не прибавит много к вашим знаниям. «Нуреев. Белый ворон» — старательное воспроизведение событий более чем сорокалетней давности.

Ряд эпизодов в Париже смотрятся великолепно, однако все предсказуемо от первого до последнего кадра.

Неистового, неуправляемого Рудольфа играет премьер Казанского театра оперы и балета Олег Ивенко. Самому Ральфу Файнсу — в роли педагога Нуреева Александра Пушкина — играть практически нечего: неизменный печальный взгляд, природная интеллигентность, смирение… и британский акцент. Балетмейстер Константин Сергеев показан плоским символом советской системы. Не очень понимает, что играет, и выдающийся танцовщик Сергей Полунин в роли товарища неистового Руди — Юрия Соловьева (первоначально именно Полунин должен был сыграть Нуреева). В некоторых ракурсах лицо Ивенко напоминает лицо «татарского тигра» Нуреева, к тому же его интерпретация характера только подступающего к воплощению своей мечты героя ясна: «Он, как ребенок, который хочет съесть все конфеты». В России фильм Рэйфа Файнса уже на экранах.
«Импровизаторы»
 
«Импровизаторы»— 18-й фильм любопытного режиссера из Японии Сабу. Несколько разрозненных линий в новом панковом джаз-джеме сплетаются в притчу об игре с судьбой… в которой у судьбы в рукаве всегда припрятан джокер. Певца Хирохиси с начесом и со слезливыми хитами, популярными у немолодых тетенек, берет в заложники одна из его поклонниц. Всю ночь, привязанный к стулу, он сочиняет посвященный ей шлягер. Один тихий юноша мечтает совершить три добрых дела, и тогда небеса помогут спасти его девушку, раненную на улице отвязными головорезами. Поэтому он охотно соглашается подвезти на концерт Хирохиси двух парней, которые и оказываются теми самыми головорезами. У каждого доброго дела — своя черная подкладка. Да и на концерте придурошные преступники намерены не восхищаться опусами местного «Ласкового мая», а грабить рыдающих от умиления фанаток-домохозяек. Ближе к финалу джазовый джем превращается в веселый черный вихрь, сметающий всё и всех на своем пути. Лучший кадр фильма — вылетающая через лобовое стекло фанатка (та самая, что украла Хирохиси) на руки своему кумиру, едва выжившему после нападения головорезов. Все это мило, но, увы, новый опус Сабу — бледная копия его же новаторского «Бегуна-пули» и даже «Мистера Лонга», участника «Берлинале».

Светлана Проскурина: «Ненавижу социальную убедительность»

Интервью автора фильма «Воскресенье» — одного из лучших на ММКФ

«Надо мною солнце не садится»
 
Якутская комедийная драма «Надо мною солнце не садится»Любови Борисовой — не столько про взаимоотношения поколений, сколько про столкновение цивилизаций. Юного оболтуса Алтана, не вылезающего из телефона и создающего с приятелем примитивные вайн-видео, отправляют на перевоспитание. Он будет ухаживать за песцами на почти необитаемом острове в море Лаптевых. К счастью, Робинзон обнаруживает на острове своего Пятницу — древнего старика (сыгравший его Степан Петров запомнился зрителю по прошлогоднему победителю ММКФ «Царь-птице»). Старик прощается с жизнью и рад новому обитателю пустынного края — хоть похоронить рядом с женой будет кому.

Алтан придумывает, как задержать старика на земле: они сделают видеоканал и благодаря подписчикам разыщут давно потерянную дочь старика.

Дальше начинается комедия положений: надо добыть перед камерой яйцо чайки, запульнуть пластмассовую бутылку. Дурачество обретает смысл, когда съемки для YouTube помогают исполнить последнее желание старика. К тому же именно проклинаемые старшими гаджеты оказываются инструментом эмпатии. Трогательно, наивно, сентиментально. Но от якутского кино уже ждешь более радикальных кинематографических событий, нежели милое зрительское кино. Сейчас идут переговоры о показе фильма в России.
«Тренинг личностного роста»
 
Казахский «Тренинг личностного роста». Или казахстанский? В свете фильма вопрос не праздный. Клерки обсуждают решение Назарбаева переименовать Казахстан в «Казак ели». «Ел» в переводе с казахского означает «государство», «отечество», «родина». Это красиво, по-европейски. Не то что простолюдный «стан» — от «места стоянки, стойбища». Героя фильма Фархата Шарипова зовут Канат, ему тоже не нравится ни его имя, ни хроническое положение мелкого служащего. Посещая лекции «Личностный тренинг», он пытается повысить самооценку и, главное, узнать рецепт удачи. Рецепт приезжает из Астаны в облике успешного, состоятельного однокурсника Дацика с бархатным голосом и ужимками хозяина жизни. Почему карьерному росту мешает тихий голос совести? Поможет ли «тренинг личностного роста» этот голос заглушить? Тем более что все плакаты в городе кричат: «Стань лидером!» Иди вперед, брат, не оглядывайся! Забей! И у тебя тоже будет кабинет с панорамными окнами на верхнем этаже небоскреба. Жаль только, что в этих окнах не видно, как цветет вишня. Удивительно, что фильм Шарипова взяли в основной конкурс ММКФ, в котором по определению должны быть мировые премьеры. А «Тренинг…» показывали на разных фестивалях, в том числе в Южной Корее. На Международном кинофестивале Шакена Айманова в прошлом году картина даже получила «Спецприз жюри».

Что смотреть на ММКФ

Гид по кинофестивалю, который пройдет в Москве с 18 по 25 апреля

«Эпидемия. Вонгозеро»
 
«Эпидемия. Вонгозеро»Павла Костомарова — киноверсия сериала, показанного недавно в конкурсной программе фестиваля CannesSeries. Киноистория на основе бестселлера Яны Вагнер «Вонгозеро» начинается как зомби хоррор. Россию охватывает неизвестный вирус. Москву берут в плотное кольцо военные в масках. В центре событий две семьи, решившиеся бежать из зачумленного ада. Но закрыты аэропорты, на заправках нет бензина и газа. Зато пришло время мародеров и подонков. Добавьте к этому путаные связи внутри семей — и получите историю отношений между людьми, которые, как говорит автор, «трудно выразить словами». Кино про труд сохранения себя человеком в нечеловеческих обстоятельствах. Про страх, парализующий общество и отдельного человека. Снято здорово, зрелищно. Диалоги точны, наполнены злой иронией. Отличные актерские работы: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Александр Робак, Марьяна Спивак, Юрий Кузнецов и другие. И все же по стилистике это сериал. Впрочем, ощущение сериальности никоим образом не помешает фильму выйти в прокат осенью в преддверии телепоказа.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow