На троих им вместе 269 лет
Государственный секретарь в администрации президента Рейгана Джордж Шульц (98 лет), министр обороны в администрации президента Клинтона Уильям Перри (91 год) и экс-сенатор, председатель комитета по делам вооруженных сил в 1987–1995 годах 80-летний Сэм Нанн, ныне сопредседатель общественной организации «Инициатива по сокращению ядерного оружия», призвали администрацию Белого дома пересмотреть политику в отношении России, чтобы не допустить применения ядерного оружия. В статье в «Уолл стрит джорнэл» авторы пишут, что растущая напряженность в отношениях между двумя государствами, отказ соблюдать международные соглашения о контроле над вооружениями, возросшие риски кибератак, которые могут быть направлены на системы ядерного предупреждения, командования и контроля, а также расширение глобальных террористических сетей увеличивают вероятность нападения по ошибке или из-за неправильных расчетов и существующих мер сдерживания недостаточно для защиты от катастрофы.
Необходимо, по их мнению, возобновить взаимодействие с Россией и уйти от опасной пропасти, в противном случае наши страны могут вскоре оказаться в ядерном противостоянии, более опасном, дезориентирующем и экономически затратном, чем холодная война, пишут отставные американские политики, представляющие обе ведущие политические партии — республиканскую и демократическую.
Авторы перечисляют три основные цели, которые включают комплексный подход к снижению риска конфликта между двумя ядерными державами. Во-первых, США должны обратить внимание на свою собственную «неблагополучную политику» в отношении России, создать межпартийную группу для работы по возобновлению диалога с Россией. Во-вторых,
президенты Трамп и Путин должны объявить совместную декларацию, подтверждающую опасность ядерной войны и необходимость ее недопущения.
Третье: две страны «должны обсудить широкие рамки стратегической стабильности (включая увеличение времени принятия решений для лидеров) в период глобальной дестабилизации и появления новых военных технологий». Ядерным державам следует договориться об отмене режима высокой боевой готовности, когда на запуск ракеты с ядерной боеголовкой требуется всего несколько минут. США и Россия должны подать пример остальным и отменить этот режим для определенной доли своих ядерных боезарядов.
Шульц, Перри и Нанн утверждают, что без возобновления взаимодействия между США и Россией риск ядерной войны может достичь уровня, превосходящего уровень холодной войны. «Крайне важно, чтобы мы возобновили взаимодействие с Россией в областях, представляющих общий фундаментальный интерес для обеих стран, включая снижение зависимости от ядерного оружия, недопущение его использования в нестабильных руках и, в конечном счете, прекращение его использования в качестве угрозы миру», — пишут в они в своей статье.
Такие призывы ветеранов по обе стороны Атлантики звучат регулярно. В 2013 году эта же тройка авторов плюс бывший госсекретарь Генри Киссинджер все в той же газете «Уолл-стрит джорнэл» предлагали конкретные шаги по уменьшению ядерных рисков, которые должны были предпринять США, Россия и международное сообщество. Патриархов политики никто из действующих политиков не услышал, как и регулярные призывы к ядерному разоружению творца политики «нового мышления» Михаила Горбачева. За 6 лет, прошедших с той публикации, ситуация в отношениях двух стран и в мире в целом ухудшилась. Ветераны констатируют: «За последние несколько лет в Сирии и Украине разразились кризисы, в ходе которых американские и российские войска снова действовали в непосредственной близости, увеличивая риск того, что акт агрессии, за которым последует несчастный случай или просчет, приведет к катастрофе».
Еще одной кризисной точкой стала Венесуэла. Государственный секретарь Майк Помпео, совершающий поездку по четырем странам Латинской Америки, обвинил Китай и Россию в том, что они несут беспорядок на этом континенте, который США со времен доктрины Монро, то есть уже почти 200 лет, рассматривают как «сферу своих жизненно важных интересов». Китай инвестировал более 60 миллиардов долларов в Венесуэлу без каких-либо условий. Что ж, неудивительно, что Мадуро использовал эти деньги для таких задач, как плата своим коррумпированным сторонникам, подавление активистов борьбы за демократию и финансирование неэффективных социальных программ», — сказал в Чили Помпео. Госсекретарь США осудил «давние связи Москвы» с «авторитарными режимами» на Кубе и в Никарагуа. «Венесуэла и все латиноамериканцы должны быть обеспокоены. Доставка военных самолетами и открытие учебного центра в Венесуэле — явные провокации, — сказал госсекретарь. — Мы не должны потакать тому, чтобы Россия обострила и без того крайне неустойчивую ситуацию в этой стране».
Выступая в Перу, Помпео возложил ответственность за кризисную ситуацию с беженцами из Венесуэлы на «русских, кубинцев и Николаса Мадуро».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Шанс договориться
И тем не менее тот же Помпео допускает возможность, что США и Россия смогут продолжать работать над соглашениями по контролю над ядерными вооружениями. О приостановлении участия в договоре РСМД (подписанном в 1987 году Рейганом и Горбачевым) Вашингтон объявил 1 февраля, обвинив Россию в нарушениях договора. Трамп начал шестимесячный процесс выхода из договора, предложив России «прекратить нарушения и предоставить доказательства». Москва ответила аналогично, обвинив Америку в одностороннем срыве соглашения.
Перед тем как отправиться с зарубежную поездку, выступая на слушаниях в сенатском международном комитете, госсекретарь отметил, что другой договор о контроле над ядерными вооружениями (в США его называют new START, а у нас — ДСНВ или СНВ-3) — «Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (подписанный в 2010 году президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым) — в целом соблюдается обеими странами, и администрация Трампа рассматривает вопрос о расширении сферы его действия. СНВ-3 ограничивает число ядерных боеголовок, которые США и Россия могут разместить — по 1550 единиц. Существуют также ограничения по количеству развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков, оснащенных ядерными боеголовками, а также по количеству развернутых и неразвернутых пусковых установок. Срок действия договора истекает в 2021 году, но есть возможность продлить его еще на пять лет. Двум сторонам достаточно для этого обменяться дипломатическими нотами.
Если договор не будет продлен или вместо него не будет заключен новый документ, США и Россия лишатся уникального инструмента взаимного контроля,
обращают внимание американские эксперты. По данным государственного департамента США, с начала действия договора стороны направили 14,6 тысячи документов о местонахождении и перемещении вооружений, провели 252 инспекции на местах, 14 встреч в рамках комиссии по договору.
В 2017 году Трамп назвал договор «односторонней сделкой, просто еще одной плохой сделкой», заключенной бывшим президентом Обамой, а в августе прошлого года помощник по нацбезопасности Джон Болтон допустил, что США не будут продлевать его. Как это бывает в администрации 45-го президента, госсекретари корректируют слова хозяина Белого дома на все 180 градусов. Правда, для Рекса Тиллерсона это в итоге закончилось бесславной отставкой.
На сенатских слушаниях Помпео не только заявил, что США стремятся сохранить СНВ-3, к его продлению Вашингтон предполагает подключить и КНР. Правда, по американским оценкам, у Китая всего около 280 ядерных боеголовок, что намного меньше 1550 — предела, установленного договором. Поэтому расширение числа участвующих в сокращении ядерных арсеналов сторон, по мнению экспертов, маловероятно, поскольку другие ядерные державы могут потребовать от США и России сократить число боеголовок до их уровня, прежде чем заключать с ними соглашения. Вероятно, мы не сможем договориться с другими странами с ядерным потенциалом, предположил Помпео, и в итоге над договором будут работать только США и Россия.
На слушаниях в Конгрессе в феврале генерал Джон Хайтен, глава стратегического командования Вооруженных сил США — человек, отвечающий за ядерный арсенал страны, сказал сенаторам, что он остается «большим сторонником» нового СНВ, несмотря на то, что его обеспокоенность вызывает тот факт, что Россия разрабатывает оружие, выходящее за рамки договора, такое, как гиперзвуковые ракеты и беспилотники с подводных лодок. Помпео заявил, что разделяет подобные опасения. И тем не менее, отвечая на вопрос, что сделает договор подходящим для США «в 2021 году и далее», Помпео ответил так: «Технологии продвинулись». Речь в нем идет о ядерном потенциале, который представляет опасность для Соединенных Штатов, и сегодня в мире сложилась новая ситуация, отметил глава американской дипломатии.
Москва не готова к продлению Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений без «нормального предварительного диалога с США», заявил российский посол в Вашингтоне Анатолий Антонов в прошлом месяце, выступая в здешнем Фонде Карнеги.
Сторонники контроля над вооружениями предупреждают, что, если Вашингтон и Москва вслед за выходом из ДРСМД допустят в 2021 году истечение срока действия СНВ-3 без продления еще на 5 лет, впервые за десятилетия две крупнейшие ядерные державы останутся вообще без ограничений на рост и совершенствование своих ядерных арсеналов. Услышат ли призыв к новой «разрядке международной напряженности» ветеранов американской политики в Вашингтоне и Москве? Возобновление диалога по ядерным вооружениям стало бы шагом вперед из нынешней «точки замерзания» политических отношений двух самых ядерных держав. Ключевой вопрос — в условиях возобновления диалога.
Вашингтон
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68