Что это значит? Это значит, что теперь вам нет нужды с помощью vpn, Tor-браузера или других способов обхода прорываться сквозь блокировку на одно из трех официальных зеркал крупнейшего российского культурного портала, потому что у вас теперь есть свое собственное зеркало, и вы можете свободно и спокойно пользоваться им. Речь не идет о том, чтобы вы имели место для хранения сотен терабайт культурных богатств, на придуманный вами адрес просто отражается весь Rutracker, со всеми его многочисленными книжными полками, складами, залами, собраниями, коллекциями. В результате вы получаете Александрийскую библиотеку в собственное владение, она теперь находится на вашем зеркале, которому вы сами придумали доменное имя. Вы можете поделиться адресом с семьей и друзьями, и зеркало будет обслуживать круг вашей жизни.
Это неожиданное решение с созданием вместо одного Rutracker’a многих прекрасно.
Оно создает у пользователя ощущение, что огромный Rutracker отныне каким-то чудом приблизился к нему, стал его собственным и теперь живет у него в кармане.
Оно создает то множество и ту децентрализацию, которые и есть живая, неуловимая в тупые блокировки жизнь.
Все это означает, что Rutracker перестал существовать как одна-единственная сущность, привязанная к трем официальным сетевым адресам, он вдруг размножился, и он ежечасно продолжает множиться — в Сети каждый час появляются несколько новых зеркал торрент-трекера, предназначенных дать все его богатства очередной небольшой сетевой общине. Но таких общин уже сотни. Вчера, когда я регистрировал свое зеркало, количество зеркал едва перевалило за 600, сегодня, когда я пишу этот текст, по 915 адресам, разбросанным в необозримой Сети, существуют зеркала цифровой Александрийской библиотеки, и сжечь ее теперь не сможет никакой тиран: как ему бегать по Сети, разыскивая все эти зеркала? Они скрыты в Сети, среди сотен миллионов доменов, как звезды в небе за звездами и среди звезд.
Погода в Рунете ухудшается, блокировки идут косяками, к ним прибавляются дела за посты и репосты. Поэтому понятно, что на оду зеркалам умудренный пользователь, знающий, что во всем этом нет ничего незаконного, все-таки ответит вопросом: «Можно ли сделать зеркало Rutracker’a не называя себя, анонимно?» Можно.
Rutracker, крупнейший российский торрент-трекер, уже два года находится под блокировкой, которую Роскомнадзор в момент ее введения в приступе бюрократического хвастовства и одержимый манией величия объявил «окончательной» и «вечной».
Это, конечно, смешно.
Цензурная конторка не распоряжается временами и не диктует вечность. В этом сентябре Rutracker отметил свой четырнадцатый день рождения. Чтобы просуществовать так долго в мгновенно переменчивом мире хайтека, нужно действительно быть необходимым людям. У трекера 15 миллионов пользователей, за год прибавилось 640 тысяч новых пользователей и 159 535 раздач. Rutracker как был, так и остается огромным культурным центром в Сети, гигантским и великолепным собранием фильмов, музыки, книг, газет, журналов, программ и вообще всего, что существует в цифровом виде. Но это не просто собрание разложенных по шкафам и расставленных по ранжиру ценностей, это место живой и бескорыстной жизни.
В топе пользователей есть такие, у которых тысячи раздач, а количество отданного измеряется терабайтами.
Это значит, что люди живут раздачами, видят смысл и наслаждение своей жизни в том, чтобы отдавать и раздавать.
На трекере работают группы «Антиквары» и «Хранители», состоящие из добровольцев, которые поддерживают раздачи уникальных книг. Список этих книг сам по себе вызовет восторг и уважение любого библиомана. В длинном, уходящем за рамку экрана списке авторских раздач идут десятки и сотни произведений современного искусства — прежде всего музыка. В эпоху, когда за продвижение принято платить, Rutracker остается чуть ли не единственным местом, где музыкант может напрямую встретиться со слушателем. Трекер поддерживается анонимными администраторами, но жив любовью и привязанностью людей.