КомментарийОбщество

Мохнаткину выносят «смертный приговор»

Состояние здоровья оппозиционера может быть критическим

Оппозиционер Сергей Мохнаткин должен был выйти из архангельской колонии 30 ноября, но этого не случилось — сейчас он снова арестован, ждет суда по своему пятому уголовному делу. За пару дней до освобождения его привезли в суд, 64-летнему мужчине грозит очередное лишение свободы на срок до пяти лет. 13 октября Мохнаткин лежал в областной больнице с болями в позвоночнике, когда внезапно пришли сотрудники колонии и заявили, что будут его этапировать в ИК. Мохнаткин начал требовать вызвать «скорую помощь» из-за плохого самочувствия. Обвинение считает такое поведение дезорганизацией работы колонии. Мохнаткину не первый раз продлевают арест из-за «неповиновения» сотрудникам УФСИН. Общественный защитник оппозиционера Андрей Креков рассказал «Новой» о том, что новый приговор можно будет считать смертным, учитывая состояние здоровья Мохнаткина.
Фото ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе
Фото ИТАР-ТАСС/ Зураб Джавахадзе

Первый раз Мохнаткин был осужден в 2010 году на два года общего режима по обвинению в нападении на сотрудника милиции во время акции на Триумфальной площади в Москве. Очевидцы и правозащитники тогда заявляли, что Мохнаткин не нападал на сотрудников органов целенаправленно, а просто вступился за женщину, которую жестко задерживали. В апреле 2012-го он был помилован указом президента Дмитрия Медведева.

В 2014-м оппозиционера приговорили к 4,5 года колонии строгого режима, и снова за «избиение полицейских» при задержании на несанкционированной акции на Триумфальной площади. В 2016-м он получил еще 11 месяцев — за оскорбление начальника отряда колонии. В 2017-м — еще два года за дезорганизацию работы колонии — якобы Мохнаткин ударил одного из охранников.

Однако оппозиционер заявлял, что сам был избит и из-за этого получил серьезную травму спины — компрессионный перелом позвоночника.

Также Мохнаткин неоднократно жаловался на то, что в Архангельской колонии к нему применяются пытки газом, который специально впускают в камеру через отверстие в двери. Его слова подтверждали заключенные в соседних камерах. Он даже объявлял голодовку против условий содержания и отказа сотрудников колонии предоставить ему медицинскую помощь.

Роль линейки в тюремной медицине

Врачебную помощь пострадавшим от пыток в ярославской ИК-1 оказывали, измеряя размеры их травм

Теперь когда срок заключения наконец истек, Мохнаткин должен был выйти на свободу 30 ноября. Но неожиданно появилось новое уголовное дело.

Поводом послужил инцидент в областной больнице, где он обследовался в связи с «отголосками» избиения сотрудниками колонии, — активист был против этапирования обратно в ИК-21 и просил вызвать скорую из-за высокого давления и сильных болей в спине. Мужчину вернули в колонию насильно. 29 ноября Исакогорский районный суд Архангельска на выездном заседании в СИЗО арестовал Мохнаткина на два месяца. Представителя на закрытое заседание не пустили даже в качестве слушателя, а адвоката по соглашению суд отказался дожидаться. Впереди суд — оппозиционера будут судить по ч. 2 ст. 321 УК РФ («дезорганизация работы колонии»).

Андрей Креков

Общественный защитник Сергея Мохнаткина

— Самочувствие у него по-прежнему очень плохое: из-за болей в спине возникают другие проблемы, в том числе очень высокое давление. Он сильно потерял в весе и росте, еле передвигается. Что касается нового уголовного дела, по-прежнему информации крайне мало, мне ее просто не предоставляют. Со стороны силовых ведомств это проявление наплевательского отношения к закону.

Официально обвинение — «дезорганизация работы колонии». 12 октября Мохнаткина поместили в ШИЗО, когда он находился в больнице — до сих пор у него очень болит позвоночник после избиения, лечения же никакого не оказывается. На следующий день его вдруг собрались этапировать, пришли за ним, он сказал, что ему нужна скорая медицинская помощь, состояние здоровья не позволяло переносить вечные перевозки — его просто силой уволокли и посадили в машину. Сотрудники УФСИН, видимо, имеют достаточную компетенцию, чтобы решить, что медицинская помощь ему не нужна.

Естественно, никакого умысла, чтобы что-то дезорганизовать, у Мохнаткина не было. И как можно что-то дезорганизовать просьбой о скорой?

Даже если предположить, что там было неповиновение, — разве это неповиновение можно считать преступлением?

Дальше прошел экстренный закрытый суд. Сейчас уже достоверно известно, для чего закрыли процесс. Был сфальсифицирован протокол судебного заседания — там не указано, что адвокат по назначению, которому Мохнаткин заявил отвод, действовал против позиции подзащитного. Суду было известно, что у него было соглашение со своим адвокатом — начальник СИЗО ссылался на судью, сказал о том, что мне запрещено проходить на заседание. Они пошли на серьезное нарушение, нарушив тем самым гласность судебного разбирательства. Но они, видите ли, захотели, чтобы он не вышел на свободу.

Я вижу две причины происходящего. В первую очередь, Мохнаткин — резкий критик власти. А вторая причина, которая как раз кажется мне более вероятной, кроется в его избиении в 2016 году. Ему была причинена серьезная травма (Мохнаткин до сих живет с переломом позвоночника). Никто не понес наказания за его избиение.

ВРИО начальника УФСИН Сергей Алексеев проводил служебную проверку, когда Мохнаткин был избит и ожидаемо не обнаружил подтверждений его словам. Все это было скрыто и следственными органами, которые отказали в возбуждении уголовного дела, обвинив самого Мохнаткина в той же «дезорганизации» и продлив ему арест. Он точно так же просил соблюдения собственных прав. Сейчас срок давности по данному преступлению не истек. Они понимают, что есть серьезная опасность, если все вскроется. В конце концов понесет наказание замначальника управления УФСИН, ему все это было известно. В колонии Мохнаткин практически все время содержался в ШИЗО.

Само по себе длительное содержание в одиночной камере, в ШИЗО — уже является пыткой. Но помимо всего прочего Мохнаткину уже не дают писать жалобы на условия содержания. Их перестали отправлять.

Лишили его права на получение квалифицированной медицинской помощи и юридической помощи. Он сидит в Архангельской области, в изоляции, и никто про него знать не будет, если с ним что-то случится. Я обращался к Уполномоченному по правам человека и в прокуратуру, но никаких мер по соблюдению его прав до сих пор не принято.Его будут держать как можно дольше в СИЗО, чтобы соблюдать режим полной изоляции. Если его сейчас осудят, то отправят в очередной раз в колонию, и неизвестно, какая это будет колония. Это будет уже смертный приговор. По состоянию здоровья он просто не выдержит.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow