«Здравствуйте, глубокоуважаемый Евгений Владимирович!
Пишет Вам правнучка Василия Алексеевича Шелепина, Шелепина Наталья.
Не хватит никаких слов, чтобы выразить Вам свою благодарность за то, что Вы сделали, чтобы увековечить память о моем прадеде. Узнала я об установлении памятной таблички о прадеде на здании «Экохиммаша» только вчера, совершенно случайно наткнувшись на ссылку в интернете об этом. Был шок!!! Чувства переполняют. Прошло уже почти 80 лет со дня смерти прадеда, но мы, его потомки, продолжали все это время поиски любой информации о его судьбе после ареста. Только в этом (2017-м) году мы узнали о том, что расстрелян он был в год ареста, в 1937 году. Все это время мы точно не знали о том, когда и как он умер, 80 лет не знали!!!»
Табличку с именем Василия Шелепина (руководившего заводом «Экохиммаш» в городе Буй в 30-е годы и расстрелянного в 1937-м по самому распространенному тогда обвинению — во «вредительстве и троцкизме») установил на фасаде одного из корпусов нынешний директор — Евгений Краснов. Он ответил на письмо правнучки своего предшественника, между ними завязалась недлинная переписка.
«Один журналист, — написал Краснов, — спросил, что для меня этот знак и конкретно Василий Алексеевич. Мы тогда немного замерзли, и к этому вопросу я был не готов, поэтому сказал то, что почувствовал в тот момент. Я сказал, что, повторись те страшные времена, моя табличка висела бы рядом на стене. Я образован, своеволен, упрям и шилопопист. Думаю, и малой части этого достаточно было для расстрела… А я этого не хочу! Вот это «не хочу» мы и выразили в памятном знаке Вашему прадеду». И потом: «Для меня этот знак как возможность открыто сказать: «Я помню! Я с этим не согласен! Я так не хочу!» И надежда, что и мои сограждане вспомнят и хоть на миг вздрогнут».
Эти сложенные вместе несколько писем — один из самых впечатляющих текстов, что я читала за последнее время. В них есть подлинная драматургия: эти два голоса — взволнованный женский и уверенный мужской, — сливаясь, дают в сумме больше, чем каждый в отдельности. Вместе они составляют ясное высказывание о том, как прошлое пробивается сквозь нас, формируя наше настоящее.
Это и есть квинтэссенция того, чем оказался «Последний адрес». Чем он стал для множества соприкоснувшихся с этим проектом: заявителей, добивающихся установки таблички; родственников тех, чьи имена на них выбиты; сотрудников фонда «Последний адрес», которые собирают информацию и занимаются административной стороной дела, и даже тех, кто этой установке сопротивляется. Тех, кто требует, чтоб «не делали из города колумбарий» (статистически самое распространенное возражение на заявку по установлению).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Никто не думал, что сугубо технический процесс согласования таблички будет генерировать столько человеческого электричества — такой мощности и такого напряжения», — написал мне инициатор проекта Сергей Пархоменко в ответ на мой очередной взволнованный отчет о том, как «маленькая табличка» оказалась катализатором душевных, а иногда и жизненных изменений для многих людей.
«Последний адрес» начался пять лет назад, когда Пархоменко пришел в «Мемориал» с предложением сделать в России нечто похожее на немецкие «Камни преткновения» (это латунные булыжники с именами, вбитые в мостовую у домов, откуда забирали людей во время Холокоста) в память о погибших в большой российской катастрофе ХХ века.
Дальше все стало раскручиваться довольно быстро и, если можно так выразиться, вдохновенно. Название «Последний адрес», про которое кажется, что оно существовало всегда, появилось спонтанно, в момент, когда стало понятно: надо же как-то называть это начинание в письмах тем, кто может «прямо сейчас» этим заняться (заняться согласились многие — у истоков стоят архитектор Евгений Асс, журналист Григорий Ревзин, покойный глава «Мемориала» Арсений Рогинский и множество совсем непохожих друг на друга людей). А сам знак — прямоугольник чуть больше почтовой открытки с выбитыми на нем именем и годами жизни — был нарисован архитектором Александром Бродским на листке из чужого блокнота, придуман как будто по наитию.
С тех пор установлено уже больше 800 знаков с именами — больше чем в 40 городах и селах России, Украины, Молдовы и Грузии. И о каждом человеке, каждом доме, который стал чьим-то последним адресом, найдены, собраны и выверены сведения. Люди пишут на сайт проекта, чтоб поставить знак вот с таким именем, вот по такому адресу. И уже пять лет эти заявки прибавляются у нас каждый день.
При этом «Последний адрес» — пример редчайшей у нас работающей инициативы «снизу». Государство здесь, спасибо, не мешает, но и не помогает. Все зависит от согласия собственников дома — владельцев квартир или руководителей ведомства, которому принадлежит здание. То есть каждый раз (вернее, каждый дом) это такой кристально чистый эксперимент: как «то» прошлое отразилось в «этом» сегодня. Что такое для нас, сегодняшних, память в принципе. И память о нашей общей трагедии, разделившей страну на жертв и палачей, конкретно. Каково процентное соотношение? Кто — за то, чтоб помнить, кто — за то, чтоб забыть?
Отношение к табличкам конденсирует один из главных конфликтов жизни современной России: столкновение человекоцентричного восприятия мира и прижившегося у нас взгляда «государство неправым не бывает». Этот конфликт в уменьшенном, но несмягченном виде воспроизводится вокруг почти каждого дома, каждого объекта, куда приходят заявители «Последнего адреса» со своими табличками. Одно из показательнейших противостояний сегодняшнего дня идет на территории восьмидесятилетней давности: позиция по поводу событий того времени и памяти о них оказывается зеркалом того, что происходит в России сейчас.
Когда Сергей Пархоменко предложил мне и архитекторам Наде Корбут и Кириллу Ассу сделать выставку к пятилетию «Последнего адреса», мы сразу решили, что она будет именно про это: про то, как этот проект сводит прошлое и сегодняшнее вместе, про то, как — часто неожиданно для участников — он проявляет сегодняшние болезни и сегодняшние победы. Приведенная в начале этого текста переписка — это и есть победа, а фраза, которую сказала председатель ТСЖ одного из знаменитых московских домов, мол, «голосовать будем так: если хоть один человек против, то табличку не устанавливаем. Так, я против», — это поражение. Поражение не потому, что не удалось добиться, а потому, что вот он — зримый и явный отказ от памяти, голосование за амнезию.
В итоге то, что вроде бы получается после того, как к нашей команде присоединились режиссеры Елена Ванина и Кирилл Кулагин, дизайнеры Дарья Яржамбек и Юрий Остроменский, артисты Театра.doc — это (основанные на документальном материале) видеоинсталляция, документальный спектакль, предлагающий зрителю вступить в «отношения» со всеми составляющими проекта «Последний адрес». С заявителями, энтузиастами, с жертвами террора и их родственниками, для которых эта давняя, чаще всего до их рождения смерть — непрекращающаяся боль. С теми, кто против считающих, что память о страшном прошлом омрачает наше веселенькое настоящее, что эта память «преувеличенная». Со всеми ими вместе и по отдельности. Потому они — вместе и по отдельности — это и есть, пусть немного схематичный, но точный портрет нашего сегодня.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68