По данным «Коммерсанта», ФАС уже начала проверку в отношении нескольких независимых поставщиков в Московской области. Служба будет ежедневно мониторить среднюю стоимость бензина и дизтоплива, чтобы контролировать исполнение поставщиками моратория на повышение цен. Сейчас установленный правительством предельный уровень рентабельности независимых АЗС составляет 4%, а отпускные цены на бензин и дизтопливо директивно зафиксированы на уровне июня 2018 года.
Такая маржинальность создает условия для уничтожения независимого сектора, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов: сетям хватит денег только на оплату логистики и банковского эквайринга.
«4% — это физически невозможное значение, которое однозначно загоняет АЗС в убытки. Если правительство не одумается, то вероятность ухода с рынка независимых игроков приблизится к 100%»,
— говорит эксперт.
Из-за доминирования ВИНКов раньше на рынке наблюдалась абсурдная ситуация: оптовые цены могли быть выше, чем розничные.
«Были даже случаи, когда независимые игроки покупали бензин на АЗС одной из ВИНК и перепродавали у себя. Но сейчас благодаря соглашению с правительством им дали заработать в разумных пределах», — говорит Александр Пасечник из Фонда энергетической безопасности.
Факт проверок ФАС сам по себе не пугает независимых производителей, тем более что проблема с качеством топлива действительно существует. Претензии розницы скорее связаны с тем, что договоренности правительства с вертикально-интегрированными компаниями де-факто не действуют: либо нефтяники под разными предлогами сохраняют высокие оптовые цены, либо на бирже просто возникает дефицит товара.
Даже нефтяные гиганты, владеющие собственными заправками и нефтеперерабатывающими заводами, на внутреннем рынке работают в убыток. Отрасль потеряла в этом году не менее 150 миллиардов рублей из-за решения правительства заморозить стоимость бензина. Правда, высокие мировые цены на нефть при слабом рубле приносят хорошие доходы от экспорта, которые позволяют ВИНКам компенсировать убыточность других звеньев производственной цепочки.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Независимые сети, которые занимают 60% рынка по количеству бензоколонок, такого источника дохода лишены. При этом, если не брать отдельные регионы Дальнего Востока, их монопольная власть над розничным рынком преувеличена: 70% от объема реализованного топлива приходится на заправки нефтяных компаний. АЗС не способны влиять на ценообразование на рынке и вынуждены принимать те условия, которые им диктуют крупные производители.
«Независимые автозаправки в большинстве случаев стоят в тех местах, куда вертикальные компании в принципе не пойдут, — это отдаленные местности и сельские пункты», — объясняет Баженов.
С алармизмом заправщиков не согласен Александр Пасечник.
«Я не думаю, что будет тотальное банкротство заправок, о котором они заявляют. Возьмите Центральный регион, любую выездную из Москвы автостраду — посмотрите, сколько ВИНКов и сколько независимых АЗС. У независимых заправок может даже быть дешевле», — считает эксперт.
В конце октября «Роснефть» уже пыталась воспользоваться напряженной обстановкой на топливном рынке себе на пользу, обвинив независимые АЗС в получении сверхдоходов и «обострении социально-экономической обстановки в регионах». Контрпредложение «Роснефти» состояло в том, чтобы перенести акциз с нефтеперерабатывающих заводов на розничную сеть, то есть еще больше увеличить налоговую нагрузку на независимый сектор.
Однако больше всего вопросов не к «Роснефти», которая в данном случае защищает свои коммерческие интересы (пускай и посредством давления на небольшие АЗС), а к правительству, реализующему непоследовательную налоговую политику в топливной отрасли. Доля акцизов и НДПИ во внутренних ценах на бензин растет уже много лет и сегодня превышает 2/3, притом что поставки на экспорт поощряются налоговым маневром и слабым рублем.
Только весной, когда действия властей вызвали резкий скачок цен на топливо, правительство начало искать выход из ситуации. Самым разумным решением был бы отказ от плана повышения акцизов и снижение общей налоговой нагрузки на НПЗ и розницу, но это нарушило бы неприкосновенность фискальных интересов бюджета. В результате
вместо глубокой реформы топливного рынка регуляторы выбрали наиболее примитивный и вредный инструмент — административное регулирование цен.
А это, как известно, гораздо более сильный стимул к развитию черного рынка, чем воображаемый монополизм независимых бензоколонок.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68