КомментарийОбщество

Отец всех супергероев

Умер создатель Человека-паука, Халка, Железного человека и законодатель жанра современного комикса Стэн Ли

Этот материал вышел в номере № 126 от 14 ноября 2018
Читать
Отец всех супергероев
Фото: Kennell Krista / Abaca Press / TASS
12 ноября в США в возрасте 95 лет скончался Стэнли Мартин Либер или просто Стэн Ли — писатель, телеведущий, сценарист, актер и продюсер. Список профессий можно было бы продолжить, но всему миру Ли известен как создатель вселенной комиксов Marvel: в широком смысле он «отец» почти всех персонажей, которые сейчас составляют львиную долю мировой поп-культуры. «Человек-паук», «Фантастическая четверка», «Стражи Галактики», «Мстители», «Капитан Америка» и многие-многие другие — все они вышли из-под пера Ли и точно переживут своего создателя на многие годы.

Как Ли изменил подход к комиксам во всем мире, превратив их из несерьезного занятия в мировую индустрию, «Новой» рассказала Виктория Кисимяка.

Виктория Кисимяка

Видеоблогер по комиксам, супергероике и событиям geek-индустрии

— Стэн Ли — это человек, который придумал индустрию комиксов в том виде, в котором она известна сейчас всему миру.

Фактически он стал иконой мира комиксов за то, что всю свою жизнь занимался редактированием и писал персонажей.

Ли всю свою жизнь прикладывал усилия к тому, чтобы эта индустрия не умерла. Многие воспринимают комиксы как детскую литературу, как что-то несерьезное, как что-то не стоящее внимания. Стэн Ли боролся с этим предубеждением, через комиксы старался доносить важные вещи, хотя сам при этом говорил, что развлечения — одна из важнейших частей человеческой жизни, и если вы можете развлекать людей, то вы делаете добро.

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Сам Ли создал персонажей, которые апеллируют к чувствам читателей, а не просто являются бездушными клише. Тот же Человек-паук был создан как мальчик без жизненного опыта, со своими комплексами, у него всегда были проблемы с окружением, когда он ходил в школу. Такое описание делает героя комиксов близким для обычного человека: для подростка, который читает комикс, или для взрослого, который когда-то был молодым. Та же «Фантастическая четверка» — это не просто команда идеальных суперлюдей, а персонажи, которые, владея такими суперспособностями, не всегда хорошо себя чувствуют, они решают конкретные проблемы, а не просто «дежурно» спасают мир. Подобный подход к персонажам, введенный Ли, изменил индустрию. Комикс стал частью серьезной литературы: не то, что ты прочел и забыл, а произведение, над которым можно размышлять, с героями которого можно себя ассоциировать.

Ли знал, что комиксы — это часть поп-культуры, он как раз хотел, чтобы такого в мире было больше. В какой-то момент Стэн Ли сказал, что быть гиком, быть чем-то чрезвычайно увлеченным — это знак отличия. Ничего плохого, как раньше все думали, в этом нет.

Заслуга Ли и его коллег в том, что стало нестыдным быть чем-то очень сильно увлеченным — в том числе комиксами и супергероями.

Ringo Chiu / Zuma / TASS
Ringo Chiu / Zuma / TASS

Ли работал семь дней в неделю без выходных всю жизнь. У него была жена, которая тоже недавно скончалась, и все тогда очень сильно испугались, что Ли сильно сдаст: он ведь прожил всю жизнь — семьдесят лет — с одной женщиной, она и в самом деле была ему опорой. Еще и с дочерью отношения складывались сложно: она хотела, чтобы отец тратил больше времени и денег на нее, нежели на комиксы. Сам Ли при этом много болел, в последние годы он начал терять зрение, серьезно сказалась пневмония. Но при всем этом только в этом году Ли фактически завершил свои публичные выступления. Только в 95 с лишним лет он сказал, что, мол, все, я больше не могу раздавать автографы, не могу являться на публике, я должен подумать о себе. Ли никогда не жаловался на жизнь, всегда был на позитиве. Даже в самые темные моменты, когда он плохо себя чувствовал, Ли все равно сохранял улыбку, потому что знал, что работает для людей, которые смотрят на него как на свет в окне, как на ролевую модель.

Я не очень верю, что Ли хотел сделать комиксы большим искусством. Но он боролся с мифом о том, что люди, которые занимаются созданием комиксов, — это вроде как люди без настоящей работы. Он и сам, работая без выходных, сталкивался с косыми взглядами, с фразами, что он не работает, а занимается какой-то ерундой. Это сильно давило на него психологически и заставляло работать еще больше. В итоге целые поколения выросли на Халке, Человеке-пауке и на куче других персонажей, которых создал Ли.

В России развитие комиксов идет своим путем. У нас есть издательства, которые работают над продвижением российского комикса — и мейнстрима, который для всех (как Marvel), и авторского комикса. Да и самиздат у нас, в принципе, хорошо себя чувствует, если ему оказывают поддержку члены сообщества. Так или иначе, все российские комиксисты ориентируются на работы Ли. Конечно, мы не можем здесь сравниться с США, но Россия интересуется комиксами. И заслуга Ли в этом огромна: если бы он не прожил жизнь, посвятив себя комиксам, индустрия так и осталась бы второсортной — и в России, и в мире.

Записал Вячеслав Половинко, «Новая», при участии Елизаветы Кирпановой

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow