Документальный фотограф Сергей Строителев с 2016 года работает над проектом «Цвет насилия», который рассказывает о мигрантах и беженцах, подвергшихся нападениям на почве ненависти.
Мы представляем фрагмент этого проекта. Он состоит из портретов выживших жертв, а также фотороботов напавших на них преступников. Фотограф Строителев сам смоделировал эти фотороботы по описанию жертв, а психолог Лина Егорова прокомментировала их на основе конституциональной типологии Кречмера–Шелдона, в котором тип телосложения рассматривается как некая предопределенность характера и склонностей человека. Завершают проект фотографии и мнения простых москвичей, которые живут в наиболее опасных для мигрантов районах.
ФРАНСИС. 48 лет, Конго.
В России живет четыре года, работает в реабилитационном православном центре
Франсис подвергся нападению в Подольске около железнодорожной станции поздно вечером. Трое молодых людей, хорошо одетых и немного говорящих на английском языке, подошли к нему и спросили «не хочет ли ниггер сфотографироваться». Франсис попросил не называть себя так. Но издевательские вопросы продолжились: «любит ли он бананы», «ест ли он обезьян», «почему он так хорошо для ниггера одет». Потом они попросили отдать им куртку. Когда Франсис отказался, один из нападавших, матерясь, достал нож. Франсис снял куртку, но молодые люди не отставали и требовали снять еще и кофту. Франсис отказался. Тогда один из нападавших всадил ему нож в живот, пока двое других его держали.
Дальше Франсис ничего не помнит. Он очнулся уже в больнице. Врач сказал, что бог его очень любит, потому что с таким ранением не выживают.
Уголовное дело возбуждено не было.
Франсиса приютил знакомый православный священник. По его совету мужчина простил нападавших и злобы не держит.
Фотороботы нападавших, составленные по описаниям Франсиса
Комментарий психолога Лины Егоровой
- Первый преступник: застревающий (на мысли или в аффективной реакции); депрессивный, склонный к аутоагрессии (потенциальный суицидент или наркоман; в данном случае наркомания может рассматриваться как пассивный суицид); «непристроенный», со случайно полученной профессией.
- Второй преступник: шизоид с чертами демонстративности; возможно, гомосексуал; возможно, трансгендер; прибегал к пластической хирургии; склонный к идее-фикс.
- Третий преступник: мстительный, демонстративный, недоминант; «себе на уме»; возможно, бывший спортсмен, ушедший в криминал.
ДЖАХАНГИР
В России живет 4 года, рабочий
На Джахангира напали два года назад в Подольске, где он работал на стройке. Около 11 вечера молодой человек шел с братом в гости к другу, когда немолодые подвыпившие мужчина и женщина окликнули их, попросив сигарету. Сигарет не оказалось, и женщина со словами «чурки оборзели совсем» стала толкать мужчин. Брат пытался увести Джахангира, но тот упорно спрашивал женщину, зачем она оскорбляет его. Ее спутник в это время звонил по телефону: «Тащи биту!» Очень быстро к ним прибежали еще люди, Джахангиру проломили череп бейсбольной битой, избили ногами. Молодой человек был госпитализирован. После нападения он уехал в Таджикистан, но потом вернулся — на родине невозможно сделать сложную операцию, которая ему предстоит.
Сейчас он жалеет, что не ушел, а начал спорить. На улице Джахангир все время оглядывается, не выходит из дома после 22.00. Из Подольска он переехал из-за страха. Он хочет, чтобы нападавшие были наказаны по закону. Заявление о нападении подано, но движения по делу нет.
Фотороботы двоих нападавших, составленные по описаниям Джахангира
Комментарий психолога Лины Егоровой
- Первый преступник: аддиктивный (зависимый), демонстративный, в межличностных отношениях — манипулятор; возможны сексуальные девиации; возможно, музыкант. (Вреальности — женщина. —Авт.)
- Второй преступник: демонстративный, неустойчивый, взрывной, садистический, эмоционально холодно-дистантный; возможно, работал в силовых структурах.
ДЖУМАХОН.
В России живет около 10 лет, таксист
На Джумахона напали в Рузском районе (Московская область). Он работал таксистом, приехал на вызов. Увидев, что Джумахон неславянской внешности, клиенты начали называть его чуркой и обезьяной, дергали за бороду, орали, матерились. Успокоить их не удалось, началась потасовка, в итоге клиенты вызвали полицию. Сотрудники правопорядка вышли из машины с оружием, завязалась драка с ними. В итоге Джумахон получил пулю в область бедра.
Сейчас мужчина проходит сложное лечение в одной из московских больниц. Боится за свою русскую жену и двоих детей. Не понимает, как теперь можно себя чувствовать в безопасности. Отшучивается, что надо бриться, бороду в России носить нельзя.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Ненависти к русским Джумахон не чувствует, он прожил в России очень долго, женился и уезжать не собирается.
Уголовное дело по инциденту заведено. Полиция занимается проверкой документов Джумахона, сейчас стоит вопрос о его депортации.
Фотороботы троих нападавших, составленные по описаниям Джумахона
Комментарий психолога Лины Егоровой
- Первый преступник:органические нарушения, аффективно-напряженный, вспыльчивый, но способный контролировать себя при необходимости; способный к концентрации, упрямый; бывший спортсмен (возможно, штанга, единоборства).
- Второй преступник: органические нарушения, тревожный, депрессивный; первая реакция в стрессовых ситуациях — замирание.
- Третий преступник:психопат с чертами демонстративности, аддиктивный (зависимый); возможно, наркоман.
СУЛАЙМОН.
В России живет 13 лет, занимается ремонтными работами
Два года назад в Москве Сулаймон возвращался с работы на метро вместе с племянником. Мальчик играл в телефоне, к нему подошел мужчина лет 60 и начал оскорблять, называл «чуркой» и говорил, что «черным» не стоит шататься по Москве и спускаться в метро. Неожиданно мужчина достал из кармана пистолет. Сулаймон не воспринял его всерьез, такие угрозы он слышал в Москве не в первый раз, к тому же мужчина был немного пьян и пистолет напоминал игрушку. Но мужчина приставил пистолет к голове Сулаймона и выстрелил. Сулаймон получил ранения в глаз, голову и грудь. Но ему удалось выхватить у нападавшего пистолет, племянник спрятался в толпе. На ближайшей станции их ждали полицейские, которые сначала решили, что преступник он. Но вскоре стрелявшего задержали по описанию и пистолету, сейчас он находится под следствием. Свидетелей найти крайне сложно — никто не хочет давать показания, хотя в вагоне было много пассажиров.
Нападавший пытается выставить дело так, как будто Сулаймон атаковал москвича, а сам он защищался.
На данный момент Сулаймон ждет операции по удалению глаза.
Фоторобот нападавшего, составленный по описанию Сулаймона
Комментарий психолога Лины Егоровой
- Преступник: наличие органики, возможны аффективные разрядки; злопамятный; пьющий; по роду занятий, возможно, тренер или пожарный.
АНТОНИО.
В России живет 23 года
На Антонио напали четыре года назад в электричке «Мытищи–Москва». В этот день проходил футбольный матч, и в вагоне ехали восемь фанатов. Антонио услышал фразу: «Давай убьем эту обезьяну», — после чего молодые люди подбежали к мужчине и начали избивать его ногами, разбили ему все лицо.
Антонио, который был в Анголе пастором, решил не возбуждать уголовное дело: говорит, что простил нападавших. Однако в России он чувствует себя незащищенным. Рассказывает, что на улицах его называет «черной собакой», «обезьяной», в метро отсаживаются как от прокаженного.
Фотороботы троих нападавших, составленные по описаниям Антонио
Комментарий психолога Лины Егоровой
- Первый преступник: ригидный, не склонный к рефлексии (самокопанию), при этом чувственный тип, сексуально активный; интерес к рискованным видам деятельности, возможно, автогонки или просто любитель быстрой езды; профессия как сублимация — повар, мясник.
- Второй преступник: пассивно-агрессивный; возможно, пьющий; созерцатель; ожидает неприятностей.
- Третий преступник: шизоид, социопат, возможно, наркозависимый; возможны перверзии; амбициозный, но не добивающийся высоких результатов из-за быстрой истощаемости.
Комментарии
Алексей Гаскаров
антифашист
— Пик нападений на людей неславянской внешности был приблизительно в 2008 году. Движение «Антифа» стало политически этому сопротивляться, проводить демонстрации, акции, а также общаться с журналистами. А в 2010 году реально несколько тысяч человек посадили по статьям, связанным с нападениями на иностранцев. Случаи нападений выявляются обычно с помощью соцсетей, активисты связываются с фондом «Гражданское содействие» для оказания помощи. Это невозможно победить, пока вообще в стране есть какие-то противоречия.
Зара Арутюнян
психолог
— Агрессия с биологической точки зрения свойственна каждому человеку. Мы не применяем агрессию, потому что таковы правила нашего социума, в нашем мире не принято так поступать. Это, правда, большая проблема, но сейчас она меньше всего биологическая. Агрессия по отношению к другим транслируется как на идеологическом, так и на культуральном уровне. Если есть в любом фильме, в любом сериале персонаж иной этнической принадлежности, то в лучшем случае он смешной, в худшем случае — он плохой. Это абсолютная реальность нашего современного культурного контекста. Для решения этой проблемы должна вестись огромная работа, правильная, тонкая и нежная. Сейчас ее нет вообще. Проявления «культуры ненависти» есть даже в обычной школе, где учителя в разговоре друг с другом используют выражения вроде «вот эта девочка, которая нерусская, узкоглазая».
Подготовлено Марией Ефимовой, с использованием данных Фонда «Гражданское содействие» и информационно-аналитического центра «Сова»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68