Во время прохождения медицинских процедур он познакомился с гражданином США Гейленом Грандстаффом. Шестун слабо знает английский, а Грандстафф — русский, но они как-то объяснились, и Гейлен, уже наслышанный о собеседнике, передал ему записку о своих злоключениях на английском (копия имеется в редакции). Взгляд американца на российскую правоохранительную систему показался нам интересным, и его подробное письмо мы перескажем, а в наиболее ярких местах и процитируем.
В США Грандстафф после окончания университета работал в рекламном бизнесе, а в последние годы перед отъездом в Россию — пожарным. В возрасте около 25 лет у него была диагностирована «болезнь Крона» — редкое хроническое воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта и полости рта. Испытывая различные методы лечения, он обнаружил, что приступы болезни купируются после приема пептидов (это химические препараты, используемые чаще всего в качестве стимуляторов в спорте и бодибилдинге).
Грандстафф сообщает, что еще в США вступил в брак с гражданкой РФ по имени Анна и в 2011 году приехал с ней в Россию в гости. По настоянию Анны они задержались, и Гейлен занялся частной практикой уроков английского. «Многие студенты, пишет он, предостерегали меня против правоохранительной системы в России и рассказывали о тех, кого они знали и кто был осужден, хотя и не занимался преступной деятельностью». Один юрист из международной компании сказал:
«Никогда не разговаривай с полицией! Если у тебя не было проблем, пока ты не заговорил с ними, они наверняка появятся после этого».
В 2017 году его болезнь дала очередную вспышку. И Грандстафф заказал новую партию пептидов на сайте «Алибаба» — им он стал пользоваться в связи с тем, что ранее те партии, которые он заказывал из США, пропадали на почте. Вместе с пептидами, со слов Гейлена, он заказал там же некое чистящее средство, заплатив на сайте 10 долларов за бутылку. 18 июля 2017 года посылка была доставлена ему домой, вскрыта, после чего он был задержан сотрудниками «таможенной службы».
В ходе осмотра места преступления или обыска Грандстафф показал проводившим эти следственные действия сотрудникам сайт, на котором остались следы сделанного заказа, и «металлический предмет на балконе», который он собирался очистить от ржавчины. Сайт BFM (группа компаний «РУМЕДИА»), один из немногих, упоминавший в России о деле Грандстаффа в августе 2018 года, уточняет без ссылки на источники, что этим предметом был самогонный аппарат: из-за болезни Гейлен не употребляет спиртное из магазинов.
«Агент, который привез меня в тюрьму, — поясняет Грандстафф, — советовал мне и моей жене не волноваться: «Через два дня вы будете дома». Как бы не так: «Мой суд прошел после полуночи 21 июля (2017 года), судья подделал запись, стараясь уложиться в срок». Далее задержанный отправился в долгое путешествие по ФСИН. «Даже следователь сказал мне:
«Я знаю, что это дело — чепуха. Когда будешь писать книгу, пожалуйста, не говори, что я сволочь. Я просто делаю то, что мне говорит начальство».
В СИЗО состояние здоровья Грандстаффа ухудшилось, его мучили сильные боли и внутренние кровотечения. «Я просил медицинской помощи 28 дней подряд, но мои просьбы игнорировали». Наконец, его доставили к врачу, «которая была в шоке». Врач сказала, что в изоляторе нет необходимых лекарств и ходатайствовала об их получении от жены задержанного, но администрация СИЗО этому воспрепятствовала, как и полному обследованию, которое было проведено лишь спустя 5 месяцев.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Грандстафф сообщает, что он был неоднократно «атакован преступниками внутри системы правоохранительных органов, потому что я американец», подвергался разного рода запугиваниям и вымогательству со стороны сокамерников, конвоиров и сотрудников ФСИН.
«Когда меня помещали в камеру без туалета на 6–7 часов, и я просился в туалет, сотрудники требовали, чтобы я кричал: «Трахни меня, Трамп!»
, — пишет Грандстафф и заключает: «Легко ненавидеть американца в русской тюрьме».
В больницу «Матросской Тишины», где ему повезло встретиться с Шестуном, Гейлен попал не в связи с его хроническим заболеванием, а через 17 дней после травмы, которую он получил при посадке в автозак в начале августа 2018 года и следствием которой стало, судя по описанию симптомов, наряду с ушибами, сотрясение мозга. При этом доктора в системе ФСИН по-английски не говорят, переводчик не предоставлялся, в связи с чем за точность диагноза также ручаться нельзя.
Грандстафф обрывает свою записку на полуслове: очевидно, он спешил передать ее Шестуну: «Сейчас они (видимо, следователи. — Л. Н.) утверждают, что я хотел приобрести запрещенные препараты, чтобы использовать их в спорте! Неужели я, 52-летний дедушка, страдающий болезнью Крона и артритом, тайно хочу достичь успеха в бодибилдинге?..)
По сообщению НТВ от 30 августа, сейчас дело Грандстаффа передано в суд, при этом он обвиняется только в приобретении запрещенных препаратов, обычно используемых культуристами и спортсменами, то есть наркотики в деле не фигурируют.
Мы нашли московского адвоката Антона Омельченко, который защищает Грандстаффа по предъявленному ему обвинению. Он подтвердил, что тот и прежде жаловался ему на издевательства и на отсутствие лечения в СИЗО, но и поданные жалобы, и официальные письма посольства США, представители которого навещали подследственного, привели лишь к переводу Грандстаффа в маломестную камеру, но с лечением дело лучше не стало, издевательства со стороны сотрудников не прекратились. Адвокат связывает отношение к своему подзащитному в системе ФСИН с общим ухудшением отношений между США и Россией. По этой же причине обращения Грандстаффа и в его защиту в российские СМИ тоже до сих пор не вызывали у них особого интереса.
Адвокат Омельченко указал, что по аналогичному делу в отношении российского гражданина, купившего через интернет растворитель гамма-бутиролактон, применялась подписка о невыезде, и был вынесен приговор без реального лишения свободы. О том, что это вещество запрещено к обороту в России, Грандстафф, по его утверждению, не знал, — он даже не знал его названия: на сайте оно рекламировалось как «Волшебный безводный очиститель для колес».
Мы не оцениваем обвинение, предъявленное Грандстаффу, и доказательства по этому делу, однако его объем и сложность явно не таковы, чтобы расследовать предполагаемое преступление более года и столько же времени держать в СИЗО больного человека — будь он гражданином США или РФ, или любой другой страны.
Что касается Александра Шестуна, способствовавшего более широкому освещению этой загадочной истории в российских СМИ, то мы ждем его новых «репортажей» теперь снова из «Лефортова».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68