Если в течение нескольких дней в Минск приезжает экс-президент Украины Виктор Ющенко (не туристом, а встречаться с Александром Лукашенко), затем Владимир Путин, а после и патриарх Кирилл, да еще и впервые в истории заседание Синода Русской православной церкви проходит в Минске, — трудно считать это простыми совпадениями во времени и пространстве.
Виктор Ющенко не является официальным лицом, тем не менее его приезд освещался официальными белорусскими СМИ как визит высокого должностного лица. Ющенко провел переговоры с Александром Лукашенко и дал большое интервью первому каналу белорусского телевидения. Рассказал о необходимости модернизации переговорного процесса в рамках Минских соглашений. И хотя официально новый представитель Украины в трехсторонней контактной группе еще не назван, визит Ющенко вряд ли можно назвать лишь ностальгической поездкой бывшего президента по местам прежних официальных визитов.
А после Ющенко в Беларусь приехал Владимир Путин. С Александром Лукашенко он встретился в Могилеве на форуме регионов. Там Александр Григорьевич в свойственной ему манере сделал скандальное заявление, которое в любой западной стране привело бы к немедленному импичменту: «Я с удовольствием приветствую вас здесь, на могилевской земле. По настроению — знаю вас давно — вижу, что вы чувствуете здесь себя как у себя дома, на этом клочке, можно сказать, русской земли. Это такой город, я бы даже сказал, больше русский, чем белорусский. Это восток Беларуси». Социальные сети не успели по этому поводу отгреметь, как Александр Лукашенко на итоговом заседании форума с удовольствием продолжил тему:
«Я не зря сказал — русский город. Могилев, Витебск — это такие города, которые вообще не отличаются от российских городов».
В промежутке между двумя высказываниями президент успел покатать московского коллегу на газике по родной деревне и рассказать про босоногое детство.
А сразу после отъезда Путина в минском аэропорту приземлился самолет белорусского правительства, который доставил туда главу РПЦ патриарха Кирилла. Патриарх, в отличие от Ющенко и Путина, проведших в Минске несколько часов, приехал с трехдневным визитом. Он возглавил всенощную службу в Свято-Духовом кафедральном соборе, прочитал проповедь о нападении врага человеческого рода на православную церковь и попросил православных молиться об умиротворении взволнованного украинского общества.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
А на следующий день в Минске на заседании Синода РПЦ выступал Александр Лукашенко. Говорил о том, что голос церкви должен звучать в унисон с государством, что раскол — «это не про нас», что в Беларуси никогда не будет религиозных конфликтов, особенно между православными.
На фоне эксцентричных высказываний политиков и их переездов происходили и другие, не менее важные, хоть и менее громкие, процессы и события. Например, накануне встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина Россия ввела запрет на экспорт в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа. Нефтепродукты, беспошлинно поставляемые из России, всегда перепродавались Беларусью по рыночным ценам. То есть Россия терпела убытки, Беларусь получала дополнительную прибыль. А сейчас в России не та ситуация, чтобы разбрасываться деньгами. Согласно подсчетам российского Минфина, потери России на братских беспошлинных поставках в прошлом году составили 10 миллиардов рублей и столько же — за первое полугодие нынешнего года.
А белорусы, в свою очередь, подсчитали убытки белорусской экономики от российского налогового маневра. Кстати, цифры совпали: и аналитики российского Сбербанка, и экономисты белорусского правительства сошлись в цифрах: российская нефть для белорусов подорожает в среднем на 300 миллионов долларов в год.
И все эти встречи, визиты, переговоры, претензии, Синод в Минске с последующим расколом, «русский город Могилев» — уместились в одну неделю. У вас в глазах еще не зарябило от быстро сменяющихся картинок?
Но все эти события не имеют никакого фатального смысла, хоть и может показаться, что сейчас в белорусско-российских отношениях должно произойти что-то судьбоносное — от «могилевнаш» до белорусской автокефалии, от молочной войны до газовой, от экстатического единения до строительства контрольно-следовой полосы. Но ничего не произойдет, как не происходит долгие годы. Просто Александр Лукашенко и Владимир Путин обмениваются лишь им понятными знаками. «Вот тебе Ющенко» — «вот тебе деньги» — «Могилев — русский город» — «мы прекращаем поставки» — «мы требуем компенсации» — «вот вам кредит» — «высылаем самолет за патриархом» — и так далее. Это их личный диалог, пусть и с привлечением массовки. Это семафорная азбука, над которой посторонним не следует ломать голову.
Тем более что никаких потрясений не будет. И Лукашенко, и Путин подали друг другу самый важный в их системе координат знак: оба поздравили бойца Хабиба Нурмагомедова. Значит, все у них будет хорошо.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68