После исторического для сборной России матча со сборной Испании и не менее судьбоносного поединка сборной Англии с командой Колумбии в 1/8 финала ЧМ-2018 всегда весьма скептично настроенная по отношению к РФ газета Guardian опубликовала репортаж британского комедийного актера Тома Розенталя.
В статье, озаглавленной «Приезжайте в Россию и почувствуйте любовь», он назвал организацию чемпионата «фантастической».
Розенталь отметил, что придется потрудиться, чтобы найти людей, утверждающих обратное. Он подчеркивает, что люди высоко оценивают организацию ЧМ, потому что это правда, а не потому что являются «ботами» или «агентами Путина». Автор отмечает, что отношение россиян к британским болельщикам оказалось абсолютно отличным от того, к чему англичан призывали готовиться накануне британские власти и СМИ, рассказывая об агрессивных «ультрас» и враждебном населении. Все это оказалось дезинформацией — Розенталь приводит в пример россиянина, который сдавал ему комнату: тот был счастлив встретиться с британцем, так как его любимым автором был Стивен Фрай.
Эта публикация — одна из тысяч в средствах массовой информации и миллионов записей очевидцев в соцсетях — наглядно свидетельствует о том, что чемпионат мира стал не просто успешным спортивным «мероприятием», но поворотным моментом в отношении общественного мнения к России. И это открывает для нашей страны новые, огромные возможности.
Общеизвестно, что туризм является одной из главных отраслей мировой экономики — по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), его вклад в ВВП планеты в 2017 году достиг 10,4% и составил 8,3 трлн долларов. Туриндустрия обеспечивает каждое десятое рабочее место в мире: в 2017 году в ней были занято 313 млн человек.
Некоторые страны, такие как Мальдивы или Сейшелы, вообще живут за счет гостей. У ведущих игроков мирового туристического рынка доля туризма в ВВП гораздо скромнее. Например, в Японии она составляет всего 2,2%, в США — 2,6%, в Китае — 3,3%, во Франции — 3,6%, в Великобритании и Индии — по 3,7%, Турции — 3,8%, Германии — 3,9%, Испании и Италии — 5,4% и 5,5%. Однако именно у этих стран, по данным WTTC, самые большие реальные поступления в валовый внутренний продукт от туризма: в США и Китае они составили по итогам 2017 года $509 млрд и $402,3 млрд соответственно. Прогнозируется, что в течение ближайших десяти лет США уступят Китаю лидерство в этой сфере. Дальше с приличным отрывом идут Германия ($146,3 млрд), Индия ($194,7), Япония ($107,4) и Италия ($106,8). Во второй половине топ-10 — Франция ($93,9 млрд), Великобритания ($93,5), Индия ($91,3), Мексика ($82,2) и Испания ($70,9).
2017 год стал рекордным для «интуристического» сектора Великобритании — несмотря на строгий подход к выдаче виз, страну посетили порядка 39,9 млн гостей из-за границы. В 2018 году, по оценкам VisitBritain, поток иностранных туристов увеличится на 4,4% и достигнет 41,7 млн. При этом их расходы, то есть чистая выручка принимающей стороны, достигнут рекордных 27 млрд фунтов стерлингов ($36 млрд). Нью-йоркская мэрия по итогам 2017 года также зафиксировала новый рекорд посещений города Большого яблока туристами — 62,8 млн человек, на 2,3 млн больше, чем годом ранее. Хотя соотношение между иностранцами и жителями других американских штатов по-прежнему остается в пользу резидентов США, количество интуристов тоже выросло и составило 13,1 млн человек. После нескольких трудных лет в 2017 году зафиксированы рекордные показатели для туристической отрасли Швейцарии. По данным Федерального статистического управления OFS, в 2017 году официально зарегистрировано 37,4 млн ночевок, это на 5,2% больше, чем годом ранее, и почти столько же, сколько в рекордные 1990 и 2008 годы. При этом на долю иностранных туристов пришлось 20,5 млн ночевок, что на 1,2 млн больше, чем в 2016 году.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В России прямой вклад туризма в ВВП в 2017 году составил примерно 1,24%, или $19,5 млрд (1,13 трлн рублей). Примерно такие же показатели у Израиля, Тайваня, Украины, Люксембурга. WTTC прогнозирует, что нынешними темпами за десять лет доля туризма в ВВП нашей страны подрастет в лучшем случае до 1,5%. При этом 74,4% от всех расходов на туризм в России составляют траты самих россиян, иностранных гостей — 25,6%. Очевидно, что эти ничтожные цифры совершенно не соответствуют потенциалу самой большой по территории страны на планете с ее уникальной историей, географией, природным разнообразием и смешением культур. Я сам бывал в туристических поездках в самых любопытных уголках России — например, на Шантарских островах в Охотском море или в конном походе по горам Алтая.
Не говоря уже о Крыме, где за сорок минут езды от аэропорта Симферополя до Южного берега можно побывать в самых разных климатических зонах.
Действительно, сервис у нас зачастую, мягко говоря, хромает. Да и психология людей, занятых в туристической индустрии, оставляет желать много лучшего. Однако на рынке спрос рождает предложение. Увеличение потока гостей приведет к тому, что в эту отрасль придут новые инвесторы (причем не только институциональные, но и малый бизнес), которые будут бороться за клиентов и улучшать качество услуг.
Подходящий к финалу чемпионат мира и вызванный им взрыв позитивного интереса к России — отличный повод, чтобы дать зеленый свет для туристов, которые сейчас открывают для себя нашу страну. С Аргентиной, Бразилией и другими странами Южной Америки, откуда на чемпионат приехали наиболее запомнившиеся россиянам феерические болельщики, у нас и так безвизовый режим. А вот с Мексикой, например, его нет. Даже граждане Турции, куда наши туристы приезжают без виз, не могут свободно посещать Россию. Поэтому
речь прежде всего о государствах Шенгенской зоны — Великобритании, Северной Америки, Австралии и других стран, из которых приезжают платежеспособные туристы, а не потенциальные гастарбайтеры.
Мне, конечно, скажут, что в мире дипломатии существует «принцип взаимности» и нельзя отменять визы для граждан страны, которая не открывает свои границы для наших граждан. Однако ради шанса оседлать тренд и вывести Россию в число ведущих игроков на рынке гостеприимства можно было бы поступиться принципами.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68