6 июня у Сергея Собянина, кажется, появился самый суровый соперник на ближайших выборах мэра Москвы, которые состоятся 9 сентября. О включении в кампанию заявил одиозный предприниматель Герман Стерлигов. Он пообещал бороться против «содомии» и запланировал «великий исход» из столицы: численность населения мегаполиса, по задумке кандидата, должна снизиться до одного миллиона человек. «Если говорить о моих шансах — думаю, что победа близка, — заявил Стерлигов «Новой». — Основной конкурент — Собянин, безусловно. Сейчас ведется работа над возможностью моего прохождения муниципального фильтра. Голоса уже с сегодняшнего дня начинаем собирать. У такой программы в Москве огромная поддержка. На улице меня останавливают люди, жмут руки, а прошло-то всего два дня».
Стерлигов видит своими избирателями «всех, кроме извращенцев», но это ему не поможет, уверены эксперты. Он, журналист Антон Красовский и космонавт Сергей Ревин, пробывший вне пределов планеты 125 суток (его выдвинули от партии «Зеленых»), — сопутствующая любым избирательным процессам эпатажная часть.
«Дальше муниципального фильтра все они, конечно, не пройдут, — говорит политолог Дмитрий Орешкин. — Их кампания — из разряда «не догоню, так согреюсь».
«Это выглядит не очень симпатично, потому что мероприятие достаточно серьезное, и подобное поведение выглядит некрасиво по отношению к москвичам».
Интересно, однако, что другие участники выборов тоже всячески наполняют избирательную кампанию элементами драмы.
Выбрать хоть кого-нибудь
Хедлайнер сюжетных перипетий — это, конечно, московское «Яблоко», которое вечером 8 июня должно было окончательно определиться с кандидатом на ближайшие выборы.
Для тех, кто пропустил, содержание предыдущих серий:
- партия объявила праймериз,
- во второй тур вышли Яков Якубович и Сергей Митрохин.
- В итоге победил Якубович, но тут же снял свою кандидатуру по наставлению «очень мудрого политика»
- (это произошло на фоне сообщений СМИ о том, что Григорий Явлинский вступал в переговоры с Собяниным насчет спарринг-партнера от партии).
- Митрохин обрадованно поспешил на исполком партии с заявлением о своем выдвижении — и зря: «Яблоко» во главе с Эмилией Слабуновой сурово решило, что Митрохин очень нелицеприятно отзывался о деятельности партии и ее членах (итоги праймериз, по Сергею Сергеевичу, это происки «аппаратной клики»).
- В итоге исполком утвердил кандидатуру главы муниципального округа Гагаринский Елены Русаковой: в прошлом году она на муниципальных выборах с командой заняла 12 депутатских мест из 12. Русакова в первом туре праймериз, к слову, стала только четвертой, но шедший третьим глава Якиманки Андрей Морев галантно уступил. Русакова, помимо прочего, называется креатурой Слабуновой внутри партии.
- Но и Русакова недолго дышала воздухом победы. Конференция после исполкома, состоящая в основном из сторонников Митрохина, всячески блокировала ее утверждение в качестве кандидата. «Яблочники» заседали более 9 часов, и по степени накала это мероприятие можно сравнить с телевизионным обсуждением козней в адрес России после очередного Евровидения: в какой-то момент конференция превратилась в череду взаимных оскорблений.
Не помогло даже личное присутствие Григория Явлинского, который, впрочем, только еще больше запутал делегатов намеком о том, что если от партии никто не пойдет на выборы — это тоже не станет трагедией.
- В итоге сторонникам Митрохина удалось заблокировать даже компромиссный вариант от исполкома — проголосовать на общем собрании, но с привлечением 259 новых членов партии: среди них — много сторонников Максима Каца, а он, считают митрохинцы, только и хочет, что убрать многолетнего московского руководителя. Теперь все будет решать Федеральное бюро — и там тоже все неочевидно.
На другом фланге выдвижение кандидата прошло куда спокойнее. Праймериз левых сил хоть и шли со склоками — между собой воевали Елена Шувалова и Валерий Рашкин, — но закончились предсказуемо: как решил Зюганов, так и стало. Геннадий Зюганов выдвинул в мэры Москвы 45-летнего Вадима Кумина, спонсора партии и «красного» бизнесмена — он и был утвержден Пленумом. Вчерашний конкурент Кумина по праймериз Валерий Рашкин теперь более чем уверен, что это — прекрасный выбор. «У Владимира Валентиновича мы видим более широкий круг привлечения избирателя, — говорит Рашкин «Новой». — Это предпринимательская среда, банковская структура, энергетики, контакты, которые он наладил, работая председателем комиссии по промышленности и науки в Мосгордуме. Второе — это возраст. Тот возраст, который у него есть, это плюс выборной кампании. Третье — плечо КПРФ, которое есть, и консолидирующее начало с другими партиями и движениями. Я считаю, что в этой кампании он будет электорально набирать больше, чем другой член КПРФ».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Ну а праймериз — а что праймериз? Были и площадки, на которых Кумин оказался только восьмым, пожимает плечами Рашкин. «Праймериз мы сделали для того, чтобы раскручивать само намерение КПРФ участвовать в мэрских выборах, — говорит депутат. — И мы сразу говорили, что окончательное решение, независимо от тех опросов, которые есть (мы на них, конечно, ориентировались), за конференцией КПРФ».
Своей целью КПРФ называет второй тур, в котором Кумин, поддержанный всеми выбывшими кандидатами и их электоратом, «сомнет Собянина». Проблема в том, что на второй тур с такими же надеждами смотрят и в «Яблоке», и притихшие в последние дни Дмитрий Гудков от «Гражданской инициативы» и самовыдвиженец Илья Яшин. И, как показала практика последних недель, договориться не судьба уже сейчас. Особенно это становится заметно, когда нужно будет представить, что условный Гудков должен будет договариваться со штабом Кумина, куда, помимо внука Геннадия Зюганова — Леонида, — вошли журналист Максим Шевченко и писатель Захар Прилепин.
Более того, второй тур совершенно недопустим с точки зрения действующей власти, отмечает Дмитрий Орешкин. «В 2013-м году, когда Навальный набрал 28%, дело было не только в создании элемента демократии, — рассказывает он. — За год до этого на выборах президента Владимир Путин набрал в Москве 47% голосов, и если бы Собянин набрал 70% — добрые люди тут же бы сказали в Кремле: вот, для президента не может собрать голоса, а для себя, любимого, может…»
«Поэтому появился Навальный, но он парень талантливый, поэтому отобрал не планируемые 10-15%, а почти 28%. Теперь же Путин набрал 70% — и Собянину нечего стесняться. 70%, наверное, делать не будут, но 65 — вполне», — считает Орешкин.
Фильтр-контроль
Главная задача на ближайших выборах для Сергея Собянина — провести их спокойно и под лозунгом хозяйственности. Это выигрышная стратегия, отмечает Дмитрий Орешкин: пока Собянин по всем опросам и так побеждает, но политизация чужда ему сама по себе — по крайней мере, он старается не выходить из образа «крепкого хозяйственника» и чувствует себя в нем как в защитном панцире. «Он строит метро, он строит дороги, он строит дома, он вывозит снег, — описывает используемые мэром преимущества эксперт. — Тут вопрос, смогут ли условный Илья Яшин или Дмитрий Гудков управлять достаточно капризным организмом [под названием Москва]». Собянин, выбирая риторику «новому мэру понадобится минимум год, чтобы разобраться в системе», выбивает у конкурентов почву из-под ног.
Ситуация, говорит Орешкин, для мэра внешне благополучна, но количество претензий накапливается, и вопрос в том, сможет ли их кто-то аккумулировать против него.
Словно понимая, что определенная уязвимость у него есть, действующий мэр свою кампанию начал раньше обычного и активнее обычного.
В каком-то смысле ее элементом можно считать даже выступление Собянина на «Прямой линии Путина» после совершенно необязательного по контексту вопроса ведущего о реновации. Мэр отчитался, что все идет по плану, Путин его похвалил.
Другие элементы кампании более вызывающие: про флешмоб звезд в Instagram «Новая» уже рассказывала, а еще по сети гуляет ролик о «любовнице Собянина». Женский голос за кадром рассказывает о том, «Сергей не обещает золотых гор («в отличие от бывшего — Юры»), а просто берет и делает», и от него «у меня прошла сыпь коммерческих палаток и чрезмерной рекламы». «Я хочу, чтобы так было и дальше», — завершается рассказ фотографией Собянина на фоне композиции «Я люблю Москву».
Если события будут развиваться по прежнему сценарию, то Собянин вряд ли кого-то будет насильно останавливать недозволенными методами (не считая муниципальный фильтр) — вопросы есть разве что по Илье Яшину, но эти чувства у политиков, кажется, взаимны. «С коммунистами ругаться Собянин точно не будет. По «Яблоку» была договоренность насчет Митрохина, я думаю, но и теперь любой кандидат может пройти без проблем. Можно представить себе еще Дмитрия Гудкова, он чуть более системный, чем тот же Яшин», — говорит Орешкин. Но и помогать преодолевать фильтр никто не будет: кто пройдет — тот пройдет.
А на случай неожиданностей припасен раскрытый недавно козырь в виде разрешенного голосования за пределами Москвы, на дачах. Пенсионеры — благодатная аудитория. Правда, на нее же рассчитывает и Герман Стерлигов, но сфера его интересов слегка другая. «И старшие, и молодежь. Молодежь — это будут люди активные, многие из них уедут из Москвы, создадут свои крестьянские хозяйства за счет бюджета Москвы. Старики останутся дома и будут кормиться за счет этой молодежи, которая производит натуральные продукты питания. Старики будут жить в небольшой немноголюдной Москве 50-60-х годов с чистым воздухом. Будут знать, что их детки занимаются делом, привозят натуральные продукты», — говорит Стерлигов. С такой программой становится понятно: вся борьба еще впереди.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68