СюжетыОбщество

Теория и практика заговора

Почему один человек пытается изуродовать картину, а другой врезается в кинотеатр

Этот материал вышел в номере № 57 от 1 июня 2018
Читать
Посетитель Третьяковской галереи Игорь Подпорин выпил водки в музейном буфете (по утверждениям МВД, сам он в суде это опроверг) и отправился бороться за историческую правду с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Полотно отправлено на реставрацию, Третьяковка оценивает ущерб в 500 тысяч рублей. Вандализм может быть способом защитить историческую справедливость — объясняет социолог, старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич.
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Изображение

— Человек приходит в Третьяковку, видит картину Репина — и решает восстановить историческую справедливость. Когда защитники Ивана Грозного рассказывали, каким он был классным царем, можно было предсказать, что дойдет до такой реакции?

— Я бы не стала преувеличивать. Человек, напавший на картину, не похож на фанатика, вдохновленного чьими-то речами. Жаркий день, возможно, выпил, что-то в голове щелкнуло. Связывать психические отклонения с какими-то глобальными процессами надо с большой осторожностью. Не исключено, что мы имеем дело просто с психопатом.

— Да, но это ведь давно висело в воздухе — Ивана Васильевича несправедливо обвинили, обижают…

— К тому, что висит в воздухе, имеют отношение не конкретные действия этого человека, а то, как он их объясняет. То, что кажется ему актуальным в конкретный момент. А по поводу того, почему он использует именно такое объяснение, почему сейчас он идет громить картину, а не убивать, например, гомосексуалов…

Третьяковка показала повреждения картины «Иван Грозный убивает своего сына» после нападения вандала

Третьяковка показала повреждения картины «Иван Грозный убивает своего сына» после нападения вандала

Самые сложно восстановимые детали (кисти рук, лица) — не пострадали

— Так ведь и убивать гомосексуалов ходили, когда в воздухе висела эта тема.

— Ходили. Более того, в суде эти люди искренне рассчитывали найти понимание и сочувствие, объясняя: да-да, мол, мы хотели убить именно гомосексуалов. Они считали, что это смягчает вину. Но дело ведь не в конкретном случае. Недавно «Медиалогия» проводила исследование, анализировала сотни тысяч сообщений в СМИ с анализом разных конспирологических версий. Выяснилось, что за последние восемь лет число самых разных теорий заговора сильно возросло. Любых: от заговора производителей лекарств до мирового правительства. И на первом месте, причем с каким-то чуть ли не десятикратным отрывом, оказался заговор историков. Которые нашу историю крадут, интерпретируют неправильно, чтобы очернить наше прошлое. Это очень распространенная тема. И видно это не только по прессе, но и по полкам книжных магазинов.

— Почему заговор историков против прошлого волнует людей сильнее, чем заговор фармацевтов?

— Мой коллега Иван Курилла из Европейского университета очень точно заметил, что у нас практически отсутствует политическая дискуссия как таковая, и на ее место пришла история. Все дискуссии, которые в иной обстановке велись бы вокруг партий, выборов и политических взглядов, сейчас ведутся по поводу прошлого. У нас борьба за прошлое заменила политику. Об этом охотно высказываются первые лица, а за ними и все остальные.

— Хорошо, пусть история, но почему именно «заговор историков»?

— Потому что иначе пришлось бы смириться с тем, что история — это нечто хаотичное, а значит, и все окружающее нас — цепочка случайностей.

— А хочется все объяснить и упорядочить?

— Конечно! А как иначе человек поймет, как себя вести, как ориентироваться? Человеку нужна стабильность. И это мы видим хотя бы по тому, как быстро изменилось отношение к 1990-м годам. Главная претензия к ним — это не только экономический кризис, а отсутствие предсказуемости. Поэтому для большинства главное достоинство нынешней политической системы — ее стабильность. То, чего так не хватало в 1990-е и что наконец-то пришло.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Если сейчас такая хорошая стабильность, то какая разница, что было при Иване Грозном?

— Людей беспокоит противоречивость интерпретаций. И беспокоит не только взрослых. Например, когда прогрессивные учителя на уроках говорят, что есть разные точки зрения на такое-то историческое событие, многие дети спрашивают: а какая — правильная? То есть стремление к окончательной истине в людях существует. Должна быть какая-то сфера, в которой все понятно, прозрачно и объяснимо. Наличие противоречивых интерпретаций мешает.

— Это же не может быть свойством какого-то конкретного народа, конкретной страны, это наверняка общечеловеческая черта?

— Конечно. Теория заговора как нечто вносящее логику и определенность в то, что иначе кажется хаосом, это естественная человеческая потребность. Собственно, любой фильм или спектакль — тоже реализация теории заговора. В заговоре есть драматургия, есть сюжет, есть конфликт между «хорошими» и «плохими», есть результат.

— Но что-то ведь еще требуется, кроме теорий заговора, чтобы человек, например, пошел в картинную галерею, потому что там царя показывают неправильно? Чтобы напал на радиоведущую, выставку разгромил?

— Я бы не сказала, что здесь есть такая причинно-следственная связь. Но теория заговора прекрасно восполняет нехватку информации. Все-таки у людей мало времени, мало желания, чтобы разбираться в каких-то подробностях, копаться в каких-то источниках. А заговор все прекрасно объясняет, уже больше ничего не надо делать, это очень удобно. Поток информации накладывается на способность к ее восприятию. И вот человек пытается изуродовать картину. А другой, если помните, врезался в кинотеатр на автомобиле.

— Да-да, потому что другого царя неправильно показывали.

— Это явления одного порядка. Люди искренне прониклись идеей, что есть какие-то антигерои, которые вредят стране через искажение истории, пытаются воздействовать на сограждан в своих злых целях. Здесь нам остается только благодарить… В общем, мы можем радоваться, что такие истории не повсеместны. Пока что такие силовые акции — удел, во-первых, одиночек, во-вторых, людей психически неуравновешенных. Это не какой-то циничный идеологический расчет. То есть пока такие люди не идут массово громить носителей ненавистных взглядов, не пикетируют факультеты истории и так далее.

«Какая-то кровавая полоса прошла»

«Какая-то кровавая полоса прошла»

В Третьяковке вандал испортил картину Репина

— Я бы поставила пострадавшую картину Репина в один ряд не только с нападениями на геев, но и, например, с наклейкой «можем повторить» на машинах: одна и та же, по сути, реакция на информационный фон.

— Эта наклейка, конечно, отражает куда более актуальное для людей восприятие, и здесь привлекается очень много контекста сразу: и агрессия, и противостояние с другими странами, и ощущение себя победителями. Это гораздо более массовое явление. Может быть, найдется еще какой-то один человек, которому важен Иван Грозный. Но вот противостояние, где мы оказались победителями, — это событие, которым люди считают себя вправе гордиться. Таких событий в настоящем у нас нет. У людей растет чувство ущемленности и обиженности происходящим сегодня и сейчас, а вместе с ним — желание найти виноватого. И как раз теории заговора предлагают очень логичное и понятное решение для канализации агрессии.

— Почему ощущение обиды и ущемленности у людей возникло именно тогда, когда страна, как мы знаем, встала с колен, мы самые крутые, всех победили и «можем повторить»?

— Средства массовой информации переполнены сообщениями о том, что да — мы встали с колен, но как раз за это нас не любят и нам вредят. А в обычной жизни люди не ощущают, что они «встали с колен». Вот что страна встала — в это они охотно верят, а что лучше стали медицина, образование — не верят. И для того чтобы объяснить, почему так происходит, им и предлагаются разные версии.

— Могут ли социологи уловить активизацию какой-то дискуссии и предсказать, какая будет реакция? Скажем, когда началась кампания популяризации Ивана Грозного, можно было сказать, что в итоге кто-нибудь захочет восстановить историческую справедливость в Третьяковке?

— Вообще, считается, что академические социологи ничего не предсказывают. Они говорят о тенденциях. На людей влияет та норма, которая подается как приемлемая и нормальная. Не на то, что они думают, а на то, что они считают возможным выразить публично. В этом смысле, например, высказывания депутата Милонова придали некую легитимность действиям, которые в норме люди считают неприемлемыми. В 2011 году журналист Николай Троицкий был уволен из РИА «Новости» за гомофобное высказывание в ЖЖ о гей-параде в Берлине. Прошло три года — и в суде обвиняемые говорили, что убийства геев оправданны. Потому что через высказывания публичных людей расширились рамки допустимого и возможного. С 1989 года в соцопросах мнение людей о гомосексуалах постепенно смещалось от того, что их нужно сажать, к тому, что надо лечить, и, наконец, к тому, что их надо оставить в покое. Это не значит, что большинство стало считать гомосексуальность нормой. Но доминировать стала такая точка зрения. Потом у нас начали педалировать эту тему. И люди поняли, что их прежние чувства к геям никуда не делись, а границы допустимого расширились.

— Вы несколько раз повторили, что пока такие нападения, как на картину Репина, — единичные акции. Как это будет развиваться дальше, какие вы видите новые тенденции?

— Есть такое понятие — «радиус доверия». И в 2000-е годы, когда росло экономическое благополучие, люди, согласно опросам, стали больше доверять незнакомым. Сейчас уровень такого доверия падает, зато растет доверие к друзьям и семье. То есть радиус доверия уменьшается. Европейские и американские исследования 1970-х годов показывают, что чем короче радиус доверия — тем менее экономически успешна страна. Когда людей спрашивали, кто более успешен экономически, большинство отвечали: тот, кто не доверяет окружающим. А на самом деле — наоборот: люди, которые доверяют другим, материально более успешны. И действительно, люди, у которых лучше материальное положение, по опросам, склонны больше доверять окружающим. Здесь есть причинно-следственная связь: большая открытость миру способствует большим достижениям.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow