СюжетыКультура

Весной, внезапно, внеурочно

Гид по московскому кинофестивалю, который открывается 19 апреля

Этот материал вышел в номере № 41 от 18 апреля 2018
Читать
Весной, внезапно, внеурочно
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Kinopoisk.ru

Самым главным из искусств у нас является футбол. Тут ничего не попишешь, страна срочно меняет расписание привычной жизни. Вот и Московский кинофестиваль, чтобы не болтался под ногами футболистов и болельщиков, сдвинут на апрель. Мало того, что отборщики вынуждены собирать программу спешным порядком, но и проводить фестиваль перед Каннами крайне невыгодно. Продюсеры придерживают картины, чуть не молясь ночами: может быть, их возлюбят селекционеры с Лазурного берега?

Изображение

Тем не менее все секции собраны, и по словам отборщиков удалось сложить интересную программу.

Конкурс

Из особенностей: увеличилось число работ из бывших братских республик — Казахстана, Узбекистана, Латвии. Две итальянских картины. Европейских ощутимо меньше, зато есть фильмы из Новой Зеландии и Аргентины. Впервые в главном конкурсе представлены регионы — громкое эхо якутского кинобума докатилось до Москвы.

Фильм Открытия «Неаполь под пеленой», рискованная с эротической подкладкой итальянская картина Ферзана Озпетека, режиссера из Стамбула, включен в конкурс. Кино про столкновение с тайной смерти. Озпетек — автор «Турецкой бани», «Феерии непонимания», «Окна напротив», участник Каннского и Берлинского фестивалей. Его отличает чувственная манера в изображении любовных взаимоотношений.

Кадр из фильма «Неаполь под пеленой»
Кадр из фильма «Неаполь под пеленой»

«12-й человек» Харольда Цварта — драма из Норвегии. Диверсантов было двенадцать. Одиннадцать убиты фашистами. Это история выжившего. Повесть о настоящем человеке. «Наверное, мечтой нашего министра была бы целая серия подобных фильмов о войне в России», — заметил один из отборщиков Андрей Плахов.

Кадр из фильма «12-й человек»
Кадр из фильма «12-й человек»

«Год Леона» Мерседес Лаборде — пример современного по стилистике аргентинского кино, с привычным для Аргентины акцентом на женском образе. О беззащитности и одиночестве женщины, потерявшей близкого человека. О пороге жизни, за которым попытка начать все заново.

Кадр из фильма «Год Леона»
Кадр из фильма «Год Леона»

«Воспоминания солдата» корейского режиссера Кима Джэ-хана — скромная человеческая история. Простые гуманистические идеи с трудом приживаются в нынешнем растерзанном политическими противоречиями и войной мире. По мнению программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, фильм стал еще одним убедительным свидетельством сближения Севера и Юга Кореи.

Кадр из фильма «Воспоминания солдата»
Кадр из фильма «Воспоминания солдата»

Португальский «Гнев» — основанная на реальных событиях и описанная в романе Мануэла да Фонсеки история человека, который в течение трех дней оказывал сопротивление армейским частям.

Кадр из фильма «Гнев»
Кадр из фильма «Гнев»

Пример классического кино, перенесенного в современный контекст. В фильме есть дыхание мастеров испано-португальского кино, но выглядит он современно. Режиссер Сержиу Трефо изучал философию, геополитику. Его картина полна аллюзий, пронизана ветрами пустынного юга Португалии, страдающего от насилия.

«Ню» — артхаусный дебют выпускницы мастерской Сергея Соловьева Ян Гэ. Она приехала в Россию из Китая в 2008 году, прославилась на всю страну участием в программе «Голос», а среди значительно меньшего числа поклонников Мельпомены — ролями в «Гоголь-центре». Девушка мультиталантлива и столь же работоспособна. Надеюсь, это скажется и на качестве фильма о поисках любви. Но уже известно, что это своевольное кино выходит за пределы традиционного мейнстрима и может вызвать шоковую реакцию.

Кадр из фильма «Ню»
Кадр из фильма «Ню»

Якутская этно-фантазия «Царь-птица» Эдуарда Новикова — микс реализма и мистики. Предыдущий фильм Новикова назывался «Посланник небес». В главной роли новой картины — священная птица орел. События разворачиваются в 1930-е годы, в глухой тайге. Старик со старухой, доживающие свои дни, всю зиму подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу.

Кадр из фильма «Царь-птица»
Кадр из фильма «Царь-птица»

Тундра-фильм

Тундра-фильм

Якутское кино — это территория, существующая отдельно от российской. Фотографии шестикратного лауреата World Press Photo Юрия Козырева

Конкурс документального кино

Авторы секции Григорий Либергал и Сергей Мирошниченко договорились, что будут приглашать картины с зрительским потенциалом.

«Похвальное слово ничему» сербского режиссера Бориса Митича с Игги Попом в новой роли чтеца поэм — на них и держится фильм. Когда-то Митич снимал кино о безумных цыганах, которые переоборудовали обычную машину в ультрасовременное средство по сбору мусора («Прекрасная Диана»). Его «УНМИК Титаник» был посвящен трагическому событию в Косово. Затем было философское кино-эссе «До свиданья, как ты? ». «Похвальное слово» — сатирическая притча, в которой «Ничто», обидевшись на непонимание, убегает из дома. Фильм снимался восемь лет в 70 странах при участии 62-х кинематографистов. В течение последнего года картина участвовала более чем в 20 кинофестивалях.

Кадр из фильма «Похвальное слово ничему»
Кадр из фильма «Похвальное слово ничему»

Немецкие «Чистильщики» также привлекают все больший интерес во всем мире. Авторы Мориц Ришевич, Ханс Блок пытаются сами себе ответить на один из важнейших вопросов: есть ли цензура интернета? Какова она, чем грозит, кто контролирует то, что мы видим, и то, о чем думаем? Это погружение в теневую индустрию цифровой редактуры.

Кадр из фильма «Чистильщики»
Кадр из фильма «Чистильщики»

Корейская картина «Старый морпех» режиссера Чина Моенга рассказывает о дайвере, обученном в северо-корейской армии. А еще он — перебежчик, и поэтому вся его жизнь — под обстрелом «новых южных соотечественников». Новая работа звезды корейского дока исследует динамику отношений между народами-братьями и атмосферу южнокорейского общества.

Кадр из фильма «Старый морпех»
Кадр из фильма «Старый морпех»

До последнего ждали российскую картину (ее спешно доделывали). Фильм с рабочим названием «Russian Hip Hop BEEF» отвечает замыслу отборщиков и вектору «к зрителю». Снял ее Рома Жиган, известный рэпер, осужденный за разбой, прославившийся множеством скандалов. В фильме о российском хип-хопе приняли участие более 70 рэперов.

Кадр из фильма «Russian Hip Hop BEEF»
Кадр из фильма «Russian Hip Hop BEEF»

Свободная мысль

Одна из самых популярных программ на ММКФ. В ней — фестивальные хиты и главные картины минувшего года.

Среди них — «Другая сторона всего». Мила Турайлич рассказывает историю своей жизни с матерью, в свое время та была оппозиционером, критиковала президента Сербии, затем систему Республики Югославии и Милошевича. Автор создает острый портрет решительной женщины, не сомневающейся в «ошибках прошлого». Но какую роль политика играет для нового поколения? Фильм удостоен главного приза Амстердамского фестиваля.

Кадр из фильма «Другая сторона всего»
Кадр из фильма «Другая сторона всего»

«Восемь с половиной»

Авторская программа Петра Шепотинника на ММКФ

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Один из наиболее странных и любопытных фильмов «Берлинале» «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» Филиппа Гренинга. Немецкий режиссер привлек внимание мировой критики фильмом об отчуждении, необъяснимом кошмаре повседневности — «Жена полицейского» (спецприз жюри Венецианского кинофестиваля). Новая картина рассказывает о близнецах на пороге взрослой жизни. Завороженное Кьеркегором медитативное действо. Нежность у края насилия.

Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»
Кадр из фильма «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Удивительный политический мюзикл «Время чудовищ» от лидера азиатского кино Лава Диаса — о современной истории Филиппин. Повествование про мытарства народа под игом диктатуры Маркоса. Четырехчасовой монохромный музыкальный эпос вращается вокруг битвы, развязанной против широких масс рекрутированными правительством ополченцами в 1979 году.

Кадр из фильма «Время чудовищ»
Кадр из фильма «Время чудовищ»

«Нина» польского режиссера Ольги Чайдас — одно из заметных событий Роттердамского кинофестиваля. История любви двух девушек, снятая как триллер. Критикам она напомнила «Жизнь Адель».

Кадр из фильма «Нина»
Кадр из фильма «Нина»

«Эйфория сопротивления»

Герои программы Андрея Плахова — личности, пытающиеся совладать с драматическими обстоятельствами жизни, подчас непреодолимыми.

Черно-белая картина «Три дня в Киброне» возвращает на экран Роми Шнайдер. Немецкая актриса Мари Боймер тонко, пастельно сыграла европейскую звезду на закате жизни в картине Эмили Атеф. Меланхолическое посвящение звезде французского кино, снятое в духе новой волны.

Кадр из фильма «Три дня в Киброне»
Кадр из фильма «Три дня в Киброне»

«Барбара» — фильм Открытия каннского «Особого взгляда». Актер и режиссер Матье Амальрик снял фильм об одной из крупнейших эстрадной звезде 1960-х, работавшей с Жаком Брелем и Джонни Холлидеем. Нетривиальный байопик, сплетающий правду с фантазией.

Кадр из фильма «Барбара»
Кадр из фильма «Барбара»

«Фильмы, которых здесь не было»

Программа Стаса Тыркина продолжает возвращать на российские экраны пропущенные прокатом и фестивалями работы.

Здесь одна из самых радикальных и спорных работ «Берлинале» — «Не прикасайся» румынки Адины Пинтилие. Грани между документальными съемками и игрой актеров стерты. Начинается фильм с того, что на камеру прикрепляют окошко телесуфлера. В нем Пинтилие, наблюдающая за происходящим. Кино о травмированной (необычной) телесности и сексуальности.

Кадр из фильма «Не прикасайся»
Кадр из фильма «Не прикасайся»

Безупречные с точки зрения визуальной образности «Зимние братья», датский дебют Хлынура Пальмасона. Радикальное хардкоровое кино про рабочих на известняковом карьере. Про мир иллюзий, абсурда, ненависти и любви.

Кадр из фильма «Зимние братья»
Кадр из фильма «Зимние братья»

В этой же программе «Профиль» Тимура Бекмамбетова, получивший приз зрителей в Берлине. Этот психологический триллер о британской журналистке, решившейся через соцсеть проникнуть в запрещенную исламскую террористическую организацию, смотрится на одном дыхании. При этом все действие происходит внутри компьютера.

Кадр из фильма «Профиль»
Кадр из фильма «Профиль»

И, наконец, «Чарльстон» — психологическая румынская комедия от дебютанта Андрея Кретулеску. Сюжет отчасти напомнит «Любовника» Валерия Тодоровского. Сложные отношения соперников в мужском кино. Новый поворот в ставшей знаменитой румынской волне. Чувственность плюс мягкий абсурдистский юмор.

Кадр из фильма «Чарльстон»
Кадр из фильма «Чарльстон»

А еще будет неисчерпаемый Бергман. В ретроспективе легендарные и малоизвестные работы классика. Программа «Две недели длиной в пятьдесят лет» — фильмы из каннской секции Двухнедельник режиссеров, открывающей имена, которые стали культовыми для синефилов всего мира.

Я поинтересовалась у директора программы Кирилла Разлогова, как обстоят дела с картинами из Британии и США в свете испортившихся международных отношений. По его мнению, политические скандалы не отразились на программе, основная проблема была в укороченной дистанции подготовки. Неудобной с точки зрения фестивальной политики дате проведения (перед Каннами, практически параллельно с фестивалем Трайбека).

По понятным причинам не увидим мы и фильм из программы Санденса «Наш новый президент» Максима Поздоровкина (Россия, США). Сатирическая картина исследует историю выборов Дональда Трампа и российской пропаганды. Это портрет российских СМИ, в котором раскрывается империя фейковых новостей и тактика современной информационной войны.

Российская программа

Российская программа традиционно проходит в московском Доме кино. В этом году ее внимание сосредоточено на регионах: якутские драмы «Кэрэл» и «Аатырктар», башкирская лента «Баби».

Среди российских фильмов наибольший интерес вызывает работа выпускницы Кельнской академии Анны Крайс «Нашла коса на камень», удостоенной главного приза фестиваля «Движение». 90-ые на своем диком изломе. Кино про людей, потерявших опору, зависших над черной щелью между веками. Они все вроде еще пытаются выползти на поверхность. Может, в Германию? В секту? Брекеты поставить? На дискотеку? Или водка «Русская душа» с дефицитной колбаской? А что? Под Анну Герман «Мы долгое эхо друг друга»… рядом с геройски павшим, наевшись голубцов, от случайного выстрела.

Фильм — прощание с постсоветской эпохой. Визуальные цитаты из Балабанова, смысловые — из «Братьев Карамазовых». Жанр на крылатых качелях мотается от бытовой комедии до криминального гиньоля и кэмпа. Жирно выписанные роли (иной раз режиссеру усмирить бы актеров). Работа неровная, но неожиданная, живая. Собственно, такого безбашенного, рискованного, пусть и не безошибочного кино и ждут от дебютантов.

Коси коса

Коси коса

В рамках программы «Новое молодое кино» в кинотеатрах КАРО покажут гротескную трагикомедию «Нашла коса на камень» Ани Крайс

«Иванов» Дмитрия Фальковича — фильм, снятый в Киеве до Майдана. В Киев сбегает от преследования силовиков главный герой, топ-менеджер инвестиционной компании Иванов. В Киеве он со своим другом и бизнес-партнером Спициным бродит по ночным клубам, посещает вернисажи, готовит сделку по покупке судоферви у местного афериста. «Иванова» снял известный предприниматель, IT- менеджер Дмитрий Фалькович, главные роли сыграли бизнесмены Александр Иванов и Алексей Спицын. Фильм снимался в 2011-ом году, и фактура другой эпохи зафиксирована в свободном транзите российских бизнесменов в Украину. Впрочем, автор считает, транзит силовиков и бизнесменов бессмертен. И сегодня Дмитрий Фалькович размышляет над продолжением своей кинокарьеры.

«Опасные танцы» Екатерины Двигубской. Фильм про амбициозного танцовщика, мечтающего об участии в международном конкурсе и работе у Бориса Эйфмана, покорить мир… Но обстоятельства против. Если бы не помощь друзей и участие талантливого композитора Алексея…

Несомненного внимания заслуживает короткометражная и анимационная программы.

Среди мультфильмов: новая картина лауреата «Золотого орла» и «Ники» Светланы Андриановой «Жил-был дом», про любопытную глазастую высотку, вознесшуюся под облака.

Остроумнейший «Тихий ужин без соли» Светланы Разгулявой о Валере, к которому на ужин заявился тигр. «Остановка» Нины Бисяриной о встрече на трассе, которая происходит раз в жизни.

Мушкетеры и крыса Ипполит — в космосе

Мушкетеры и крыса Ипполит — в космосе

Суздаль-2018: что происходит в российской анимации

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow