КолонкаОбщество

Вдруг охотник выбегает

Возобновить отстрел байкальской нерпы предлагает Минсельхоз России

Этот материал вышел в номере № 36 от 6 апреля 2018
Читать
Вдруг охотник выбегает
Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Документ, снимающий запрет на добычу пресноводного тюленя, выложен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Под защиту попадают только кормящие самки и детеныши на стадии белька. До 12 апреля на портале идет публичное обсуждение проекта приказа – по сути, новых правил для Байкала.

Охоту предлагают четко регламентировать по времени, месту и способам. По предлагаемому Минсельхозом смыслу варварство узаконенное и подчиненное системе точно установленных правил как бы уже и не варварство. Как бы логично. Рынок уже готовится: минувшей зимой появились предложения недельных туров на Байкал в 2019 году, включающих охоту на нерпу, изготовление из нее чучела и приготовление из нее «экзотических деликатесов». От 150 тысяч с человека.

Это давняя борьба, «Новая» за ней следит, вот публикации только за последние годы: № 136, 139, 146 за 2014-й, 103 за 2015-й, 124, 138 за прошлый год. Почему приходится писать об этом снова и снова, рискуя сорваться в тенденциозность?

Знаете, впечатление, что чиновников и некоторых деятелей от байкальской науки все время тянет кого-нибудь убивать, зуд прямо у них по живодерне, периодически выплескивающийся в очередной проект.

Потому и приходится. Откуда эта кровожадность? Не хватает чего-то? Нерпичьего жира, шкур, острых ощущений, чего? Черт его знает, но желание возобновить промышленную зверобойку проявляется регулярно, и вот – снова. Сначала «с мест», потом поддержало Росрыболовство, сейчас и Минсельхоз.

Зов смерти

Что происходит с Байкалом и вокруг него. И чем россиянин отличается от нерпы

Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской прокомментировал инициативу коллег в Facebook: «Обсуждали этот вопрос на заседании Межведомственной комиссии по Байкалу еще в начале февраля. […] мы тогда договорились, что это решение требует обоснования. Договорились, что окончательное решение необходимо принимать по итогам государственной экологической экспертизы […] Эти материалы в Росприроднадзор до сих пор не поступали. Численность нерпы на Байкале растет, хотя об этом мы знаем не на основе научных оценок, вид не занесен в Красную книгу и формально является промысловым. Вместе с тем сегодня нерпа – символ Байкала, с ростом ее популяции не связано сокращение численность омуля».

Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Произнесено ключевое: нет научных оценок численности байкальской нерпы. Разрешать добычу без учета численности популяции – это ли не варварство? И как забой сочетается с «принятым решением об углубленном научном исследовании популяции байкальской нерпы» (цитирую Минприроды РФ, это ответ на запрос «Новой», позже подтвержденный еще одним письмом в редакцию из ведомства)?

«Москва примет любое количество нерпичьего жира»

Как чиновники решили бороться с падежом байкальских тюленей

Аргументация сторонников зверобойки незатейлива: твердят о перенаселенности озера нерпой. Лыком в эту строку, доводом за отстрел стала даже массовая гибель нерп прошлой осенью. Госрыбцентр заявлял о гибели не менее 200 тюленей, и «одна из возможных причин – высокая плотность популяции и включение механизмов саморегуляции численности животных». Ну, во-первых, погибло нерп все же 107 (число – из ответа «Новой» Минприроды), во-вторых, причины гибели до сих пор не установлены. Это не более чем чиновничьи фантазии – разговоры о «высокой плотности», поскольку, и это в-третьих, учеты численности в последние десятилетия не проводились. Ну и в четвертых. Каким образом отстрел взрослых самцов снизит численность популяции? Для справки: самок в популяции больше в 1,4 раза, щенятся они ежегодно (по одному бельку, редко по два), беременность длится 11 месяцев, а яловыми остаются 10-20 %. Рожают до 43-45 лет, вес новорожденного 3-4 кило. И чиновники, даже такие могущественные, как в России, вряд ли способны повлиять на сложившийся порядок вещей. Это как с отстрелом/отловом городских бродячих псов, чье число возрастает пропорционально усердию «саночистки». Или косьбой одуванов на городских пустошах, после чего те растут еще гуще и краше. Или с многовековыми попытками покорить различные горские народы, убивая их мужчин.

«Тюленина под санкциями». И другие рецепты новейшей русской кухни

Провозгласив импортозамещение, власти готовы возродить варварские промыслы

Как только природа раньше обходилась без таких регуляторов из Минсельхоза? Нерпы – хищники, у них свои механизмы регуляции, они самостоятельно решают вопросы численности. Да и все прочие вопросы. Минсельхозу бы дойные стада регулировать да овечьи отары.

Ну и прислушаться к Владимиру Путину: в его первомартовской речи в Манеже он вообще-то говорил не только об оружии возмездия. Он также нацелил государство и на реализацию «проектов по сохранению уникальных природных систем Байкала, Телецкого озера, а также всего Волжского бассейна», что, по мнению президента, прямо повлияет на улучшение качества жизни почти половины населения России. И еще: петиция против забоя нерпы всего за последние четыре недели набрала 300 тысяч подписей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow