Болгария с января председательствует в ЕС. Одним из основных программных пунктов на этот период болгарским правительством была заявлена посредническая миссия по восстановлению диалога между Брюсселем и Анкарой. Премьер-министр Бойко Борисов неоднократно подчеркивал, что с Эрдоганом у него сложились теплые дружеские отношения, они даже называют друг друга исключительно по именам.
Но отношения ЕС и Турции в последние годы нельзя назвать дружескими, а после попытки военного переворота в 2016 году они окончательно испортились. Эрдоган тогда сильно обиделся на европейцев за то, что они, не проявив должной солидарности с официальными турецкими властями, фактически симпатизировали путчистам.
Со своей стороны политики ведущих стран ЕС выразили серьезную озабоченность масштабными репрессиями, которым в Турции подверглись не только непосредственно участвовавшие в путче военные, но и десятки тысяч государственных служащих, учителей, юристов, представителей научной и творческой интеллигенции. Дошло до того, что в Брюсселе и других европейских столицах открыто заговорили о приостановлении процесса принятия Анкары в члены ЕС.
Эрдоган не остался в долгу. Обвиняя европейцев в двойных стандартах, грозился разорвать соглашение по мигрантам и наводнить Европу новым потоком беженцев. Запрет ряда европейских стран на выступления турецких политиков на митингах диаспоры стал для него поводом сравнить эти действия властей с фашистским режимом времен Гитлера. Кроме того, он регулярно попрекал страны ЕС в поддержке террористов за отказ выдать Анкаре турецких оппозиционеров, проживающих в этих странах.
Напряженность усугубили не только словесные перепалки. В феврале турецкие военные корабли блокировали у берегов Кипра геологоразведку потенциальных газовых месторождений. Турция претендует на монопольное владение анатолийским шельфом.
В Эгейском море турецкий катер береговой охраны таранил судно греческих пограничников. Самолеты ВВС Турции не прекращают провокационные облеты греческих островов. Ситуация в отношениях двух стран накалилась настолько, что, по словам министр обороны Греции, достаточно фатальной случайности для возникновения вооруженного конфликта.
В связи с этим накануне встречи в Варне глава Еврокомиссии Юнкер откровенно признался, что ожидает предстоящий саммит со смешанными чувствами. «Количество проблем между ЕС и Турцией не прекращает расти», — признался он.
«Встреча не обещает быть легкой, — вторил ему председатель Евросовета Туск. — Перед нами стоят многие сложные вопросы, включая ситуацию в самой Турции и турецкие действия в Сирии».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
О настроении Эрдогана перед саммитом с руководством ЕС красноречиво говорит его воскресное интервью одному из телеканалов, в котором турецкий президент заявил, что «не приемлет поучений Запада» и «ни у кого нет права играть на национальных чувствах турок». Кроме того, пообещал представить на встрече убедительные доказательства «поддержки со стороны Европы террористических группировок курдов, воющих против турецкой армии в Сирии».
Тем не менее, в Варну Эрдоган прибыл под девизом «Стратегической целью Турции остается вступление в ЕС» и набором конкретных претензий к Брюсселю:
- исполнить свои финансовые обязательства по соглашению о мигрантах и выплатить второй транш в 3 миллиарда евро (всего Анкаре гарантировали сумму в 6 миллиардов) на содержание сирийских беженцев;
- расширить действующий таможенный союз Турция-ЕС новым пакетом беспошлинных товаров и услуг;
- решить, наконец, проблему безвизового режима для турецких граждан при посещении стран ЕС.
Итоги встречи ее участники подвели на совместном брифинге для прессы. Они были единодушны, пожалуй, только в одном: надо встречаться, надо вести диалог.
Председатель Евросовета Туск откровенно признался в том, что по всем затронутым проблемам достичь решений или компромисса не удалось. ЕС обеспокоен ситуацией в Турции с правами человека и свободой слова, вызывают тревогу и боевые действия турецкой армии против курдов в северных провинциях Сирии.
В свою очередь президент Эрдоган твердо настаивал на том, что Турция является правовым государством, которое уважает основные права и свободы. По его словам, будет большой ошибкой, если Европа, претендующая на роль мировой силы, исключит Турцию из процесса расширения ЕС.
Юнкер, гарантировав турецкой стороне перевод очередного транша на сирийских беженцев, подчеркнул, что нормализация отношений ЕС-Турция не возможна без урегулирования спорных вопросов с соседними Грецией и Кипром. Также он обратил внимание на факты задержаний и арестов турецкими властями иностранных журналистов и представителей международных общественных организаций.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68