В соцсетях, где обитают те немногочисленные проценты граждан, которые осознанно не голосовали за Владимира Путина, стоит плач Ярославны. Кто-то сетует на народ, кто-то — на режим, кто-то — на коллег по оппозиции. Самые честные говорят о собственной ответственности.
При этом очевидно, что ответственность, может, в разных пропорциях — лежит на всех. И на тех, кто все-таки пришел и проголосовал за продолжение нынешней кремлевской политики, и на тех, кто организовал «работу с бюджетниками», и на тех, кто не смог ни о чем договориться, — в общем, на каждом из нас. Собственно, о такой ситуации и писала Ханна Арендт, когда вводила понятие коллективной ответственности.
После великого философа дискутировать на эту тему в целом не имеет особого смысла. Гораздо важнее нам сегодня подумать, что делать дальше. Что делать оппозиции, что делать либерально мыслящим людям, что делать каждому из нас.
Если мы исключим вопрос миграции — с сожалением стоит признать, что такое решение после воскресных событий кажется для многих все более привлекательным, — вопрос можно переформулировать проще: как нам жить в нашей стране. Попробую дать свой ответ на этот вопрос.
- 1. Научиться мечтать
Мечтать — это довольно трудная задача. Скажу вам как человек, который каждый день пытается это делать. Вопрос не в том, откуда мы уходим, а куда мы должны прийти. Как именно должна выглядеть ваша конкретная жизнь и жизнь страны в вашей Дримлэнд? Мечтать, значит, иметь перед глазами очень конкретные образы, которые нас зажигают, делают нас счастливыми! И когда такая мечта есть, ей очень легко делиться и к ней очень хочется идти.
Какова эта «прекрасная Россия будущего»? Неужели та, в которой МРОТ будет 25 тысяч рублей? Или мы можем увидеть что-то более ценное и более увлекающее? Для себя я вижу очень четкую картину: Россия — это страна, где большинство вовлечено в управление настоящим и будущим, где каждый имеет реальную возможность повлиять на решение. И где публичное управление находится максимально близко к человеку, на расстоянии вытянутой руки, а не сосредоточено в Кремле.
- 2. Сначала стратегия, потом тактика
Мечту надо переформулировать в конкретные долгосрочные цели. За 18 марта настало 19-е. И очень многие оказались в растерянности: что делать? Проблема в том, что оппозиция зачастую мыслит тактически, не ставя перед собой долгосрочные цели и не осознавая критерии их достижения. И в плане личных политических карьер и в плане целей движений, социума.
Лично для меня 18-е стало только числом в календаре, потому что мне совершенно очевидно, как и что нужно делать, с чего начать, к чему прийти: сначала развивать гражданское общество, грасс-рутс, местное самоуправление, менять отношение людей к политике и своей гражданской ответственности, развивать распределенное политическое лидерство. А главное — расширять круги доверия к оппозиции, к конкретным людям, а через них — интерес и доверие к демократическим идеям. Начать массово побеждать на местных выборах (пусть пока и с очень бесправной системой местного самоуправления), чтобы потом двигаться дальше.
- 3. Адекватно оценивать ситуацию и научиться меняться
А те, кто такие цели перед собой ставит, зачастую не могут адекватно оценивать ситуацию. Уместен ли праздничный политический концерт и фейерверки в стране, которая готовится через пару дней сама себя выпороть? Не стоит ли пересмотреть что-то в своей стратегии и тактике после того, как твоя партия с треском проваливается сначала на думских, а потом президентских выборах? Не стоит ли осознать, что вопрос не только и не столько в фальсификациях и административном ресурсе, а в том, что нам, оппозиции, не удалось пока завоевать доверие на уровне всей страны и что у нас нет ресурсов, чтобы вот так вот слету его завоевать?
А ответив на эти вопросы — сделать практические шаги: пересмотреть собственное брендирование, обновить руководство партии и ее топовых кандидатов, развивать местную политику, научиться побеждать в небольших по численности округах, а уже потом двигаться дальше.
- 4. Реализовывать ценности на практике, зарабатывать доверие людей, научиться договариваться
Да, именно доверие людей — это то самое сокровище, к которому должен стремиться любой политик. Доверие может быть манипулятивным, фейковым, его можно навязать с помощью телевизора. Но для тех, кто не хотят быть «такими как Путин», подобный путь неприемлем. И не потому что у нас нет таких ресурсов, а потому, что убивая дракона, важно самому в него не превратиться.
Главный принцип, который лично я положила в основу своей политической деятельности: надо реализовывать свои декларируемые ценности на практике. Если мы говорим об уважении к человеку, не надо презирать пресловутые 86 процентов. Если мы говорим об участии граждан в управлении, надо предоставлять максимальные возможности в управлении партиями и движениями участникам этих движений, внедрять распределенное лидерство. Если мы говорим о сменяемости власти, надо научиться вовремя уходить.
Уметь искать союзников и проявлять уважение к чужой позиции. Искать то, что объединяет, а не то, что разъединяет. Это такие простые и понятные вещи. В теории. На практике же оппозиция все время наступает на одни и те же грабли. Никаких партнерских отношений, только игра «царь горы». Все это создает совершенно дурной имидж оппозиции в целом — как болтунов, которые говорят одно, а делают другое.
Я уверена, что политическая честность — это обязательное условие для того, чтобы завоевать доверие людей, настоящее, не фейковое.
- 5. Вовлекать людей в политику, доказать, что демократия — это полезно
Самое главное, что стоит сейчас понять, на мой взгляд, это то, что Россию невозможно изменить сверху. Это невозможно сделать в результате демократического процесса, ведь если Россия выберет себе настоящего демократического президента — это будет значить, что она уже изменилась. Если же произойдет какой-то переворот или даже столичная революция, то пройдет немного времени, и все вернется на круги своя — мы это неоднократно наблюдали в нашей трагической истории. Рабство возвращалось в Россию вновь и вновь, в разных обличьях, но по сути не различающееся.
Изменение общественного сознания, вовлечение людей в коммуникацию и самоуправление, а в конечном итоге, установление новых общественных ценностей и практик — задача не на один год и даже не на одно десятилетие. Но мы знаем в истории удачные примеры, и мы можем им следовать.
Гражданам можно и нужно объяснить, что демократия — это не страшно, что демократия — это не фетиш, что демократия — это просто удобно.
Она помогает защитить парк, улучшить образование и медицину, повысить качество капремонта и благоустройства, развивать малый бизнес. Доказать это можно только на деле, только внедряя демократические практики в жизнь, в ту, что затрагивает всех по-настоящему. А это совсем не угроза с Запада или война в Сирии.