Колонка · Культура

Жена — ​это что?

О скрепе, которой мы не готовы поступиться

Этот материал вышел в № 23 от 5 марта 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 23 от 5 марта 2018

21:02, 4 марта 2018Анна Наринская, специально для «Новой газеты»

15131

21:02, 4 марта 2018Анна Наринская, специально для «Новой газеты»

15131

Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Подтянутая дама в сапогах на высокой шпильке громким шепотом говорит своему спутнику в солидной меховой кепке, которую он почему-то не снял в музейном зале: «Все-таки он ее не любил. Любил бы — не нарисовал бы ей эти усики».

Они рассматривают изображение Серафимы Лычевой, жены Александра Дейнеки. Художник прожил с ней с 1930-го по 1959-й. Портрет написан в 1935-м, так что в это время уж, наверное, любил. Так любил, вероятно, что и усики были ему прекрасны.

Это вообще захватывающее, но, разумеется, бесперспективное и даже глупое занятие — рассматривать выставку «Жёны», пытаясь разгадать отношения между теми, кто нарисован, и теми, кто нарисовал. Кого из своих жен (их было четыре) любил больше Фальк?

Было ли у Игоря Грабаря, когда он писал картину «Васильки», предчувствие, что не только одна из изображенных на ней сестер будет его женой, но и другая?

На все эти романтические вопросы невозможно дать прямых ответов, ясно только одно — жен рисовали много. По очевидным и часто совершенно не романтическим причинам. Например, потому что они позировали бесплатно, не настаивали на строгом исполнении сроков и не требовали (во всяком случае, не до такой степени, как заказчицы) приукрашивания и сглаживания.

Хорошенькая на вид и комфортная для зрительского глаза выставка «Жёны» — это, в первую очередь, памятник женскому терпению, самоотречению, невозможности для женщины выйти из тени мужа (многие из них были сами художницами или писательницами, или учеными, но помнят их как жен). И только потом — демонстрация смены художественных стилей, смены взгляда художника на натуру и даже смены мод.

При этом большинство работ (хронология выставки начинает отсчет в конце XIX века и быстро переваливает в послереволюционные годы) создано в то время, когда каждая кухарка, вроде бы, могла управлять государством. Вернее — демонстративно должна была.

В Советском Союзе — это всем известная статистика — на руководящих должностях было больше женщин, чем вообще где-либо на свете. В райкомах и обкомах в огромных количествах заседали тетки в картонных юбочных костюмах и с халами на голове. Но, как и большинство достижений советского так называемого равноправия, женское равноправие было вещью внешней — позволяющей женщинам укладывать рельсы, но никак не отменяющее презумпцию жизненного главенства мужчины. На лексическом уровне это презумпция прочно оформилась в полу (только в полу!) шутливые «все бабы дуры», «мытье посуды — не мужское занятие» и самым отталкивающим: «женщина — главное украшение мужчины».

Несмотря на множество социальных катаклизмов, с тех пор не изменилось примерно ничего. Не так давно один известный человек обмолвился во время интервью, что, уйдя с работы, он пару лет «искал себя», осваивал новую профессию и жил в это время за счет своей хорошо зарабатывающей жены. Надо было видеть, какую бурю это признание вызвало в соцсетях! Иначе как «альфонсом» его никто не называл, многие писали, что все заслуги этого человека для них теперь перечеркнуты. Но самое интересное даже не это. А то, что жена, позволившая себе «содержать» мужа, попала под еще большую раздачу.

Недостойно, писали раздраженные комментаторы (в основном, кстати, женщины), жить с мужчиной, который не зарабатывает. И не важно, что он там делает (занимается на общественных началах благотворительностью, пишет гениальные, возможно, стихи или даже сидит с вашими общими детьми, пока вы сами занимаетесь любимой работой), — все равно недостойно. А вот когда наоборот — даже если всем такая диспозиция в тягость — тогда, без сомнения, достойно. Художник (творец, работник, ведущий) — всегда мужчина, модель (подруга, муза, помощница и поддерживательница, но никогда не ведущая сама) — всегда женщина. На том стоим. Время идет, хорошая выставка «Жёны» проходит по линии практически «старого» и уж точно не современного искусства — а мы все на этом стоим.

Иногда кажется, что вот это распределение женско-мужских ролей в семье и вообще в жизни, — главная из имеющихся у нас скреп. Главное традиционная ценность, за которую мы держимся, которой не готовы поступиться. Мы готовы защищать чужестранного Харви Вайнштейна и его отечественного дублера, думца Леонида Слуцкого («А что плохого в том, чтобы похлопать женщину по заднице? Это ей только льстит»), потому что это не нарушает дорогой нашему сердцу диспозиции. Мужчина — хозяин жизни, а женщина… женщина — она по хозяйству. И все вроде бы исключения: от выбившихся в люди депутаток, грудью защищающих патриархат, до Ксении Собчак, одной из главных претензий к которой является то, что «не бабское это дело», только подтверждают правила.

Выставка «Жёны» совершенно прелестным — запечатленным Лентуловым, Кончаловским и Бурлюком — образом предъявляет эти правила. Общую картину портит только то, что с тех пор они никак не поменялись.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

7 часов назад

На акциях протеста в Беларуси задержали более 100 человек

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496527

2.
Комментарий

Прасковеевские небеса Тайны геленджикского двор[ц]а: кому он принадлежит на самом деле, зачем его строили и как рухнули мечты. Исследование Владимира Пастухова

258559

3.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

185545

4.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183347

5.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166493

6.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

119103

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera